Некоторые события, происходившие на протяжении многих веков истории нашей страны, мы можем назвать переломными или судьбоносными. Чаще всего к ним мы относим период смуты, правление Петра I, революцию 1917 года, развал СССР. Это именно те события, которые в корне изменили государство. Но за давностью событий забывают ещё об одном важнейшем событии — о церковном расколе, произошедшем в XVII веке. И речь идет не столько о самой церкви, сколько о целом государстве, которое вмиг поделилось на «славянофилов», то есть людей, поддерживающих древние русские обряды, и «западников», то есть модернизаторов.
В это время во главе государства находился молодой царь Алексей Михайлович Романов, представитель новой царской династии. Ещё совсем недавно прошли смутные времена, и память об этом ещё свежа. Последовавшие после этого войны с поляками показали, насколько Россия отстала от мирового индустриального прогресса. Испания в это время не только открыла Новый Свет, но и устроила там колонии и активно вела мировую торговлю. Франция переживала настоящий расцвет своей абсолютной монархии во главе с Людовиком XIII. В Англии прогремела революция. Всё европейское общество находилось в своём развитии на несколько ступеней выше.
Наблюдая за всеми этими событиями со стороны, Алексей Михайлович понимает, что с вверенным ему государством необходимо что-то делать. Свои реформы он начал с армии. В 1630 году впервые появляются полки иностранного образца, которые не только переняли орудие и внешний вид солдат, но и тактику ведения боя. Следующим шагом стало налаживание собственной промышленности, так как закупать шпаги и мушкеты из-за рубежа было дорого.
Для налаживания производства в Россию были приглашены иностранные специалисты, которые должны были научить местных своему ремеслу. А селить их стали на окраине Москвы — в будущей Немецкой Слободе. Помимо работы иностранцы вели свою привычную жизнь, поэтому появились зарубежные церкви, развлекательные заведения с привычными для них блюдами и выпивкой. Многие приезжали целыми семьями, разговаривали на своем языке и носили привычную одежду. Вот так плавно, но уверенно началось влияние европейской культуры. Кто-то смотрел на это со страхом, а кто-то с интересом.
При царском дворе был создан комитет из ближних людей царя, которые мониторили все европейские новшества и отбирали то, что, по их мнению, необходимо перенять. В этот комитет входили дядя царя — Никита Сергеевич Романов, воспитатель царя — Борис Морозов, окольничий Федор Ртищев, начальник посольского приказа Афанасий Ордин-Нащокин, боярин Артамон Матвеев. Так европейское влияние поддерживалось важнейшей частью русской элиты. И в это же время церковь всячески отвергала это влияние, опасаясь, что вместе с наукой и культурой иноземцы привнесут в общество своё развращённое видение мира, отличное от православия.
Влияние церкви на российское общество в те времена было поистине огромным. Православная вера пришла на Русь из Византии. И всё, что было связано с верой и служением Богу, пришло вместе с крещением: иконопись, архитектура, книгопечатание, обряды, внешний вид и так далее. Какое-то время Византия была тем мерилом и идеалом, по которому весь православный мир сверялся. Но затем государство Византия из-за крестовых походов, унии и военных поражений разрушилось, и абсолютное доверие к устоям той церкви угасло.
Тогда Русская Православная Церковь начала считать себя последним государством с истинной верой. Вспомнили о концепции, что «Москва — третий Рим, четвертому не бывать». Именно эта мысль и поглотила умы церковных патриархов того времени. Но несмотря на эти мысли, слово монарха всегда было сильнее и весомей слов патриарха, в отличие от католической церкви, где мнение и слово Папы Римского есть истина, не требующая доказательств.
Церковные реформы в Российском царстве буквально назрели сами собой, следуя духу времени.
В 1653 году на Земском соборе рассматривалась просьба Войска Запорожского во главе с Богданом Хмельницким о российском подданстве. Царь Алексей Михайлович принял решение, что он возьмет Малороссию под свою опеку. Тогда к российскому царству присоединилась большая территория, где православная церковь жила под «властью» константинопольского патриарха, читала греческие православные книги и все обряды проводила по-иному. Московская церковь хотела всячески унифицировать церковные обычаи Малороссии. И государству, и московской церкви было необходимо управлять новой территорией по своим правилам.
15 апреля 1652 года Никон становится патриархом всея Руси. Уже тогда он был невероятно популярной и уважаемой личностью в Москве, ближайшим другом и советчиком царя.
Первое, что попросил Никон у царя и народа, едва вступив в должность, не вмешиваться в дела церкви. То есть предложил Алексею заниматься своими монаршими государственными делами и не мешать делам церкви, ибо патриарх сам знает, что и как необходимо делать. Никон был увлечен идеей «Вселенской церкви» и начал проводить реформы.
Для того чтобы возглавить эту Вселенскую церковь и привести обряды российской и константинопольской церквей к единообразию, необходимо было все церковные книги привести к греческому стандарту. Оказалось, что в российских книгах очень много неточностей, требующих исправления. Но люди того времени к каждой букве в священном писании относились с особым почтением и трепетом. И вот прямо перед Великим постом Никон высылает указ о том, как должна проходить церковная служба. Прописывает количество поклонов, троеперстие вместо двуперстия, сколько раз стоит произносить «Аллилуйя» и так далее. Вводит практику проповедей, во время которых учит людей, как им жить в этом мире. Прилюдно разбивает неугодные ему иконы и требует их сжечь.
Народ всех этих нововведений боялся и всячески сопротивлялся. Тогда среди народа появилась версия, что Никон поддерживает связь с Папой Римским и своими реформами пытается привести церковь к католическому образцу. И в самой церкви, и среди населения начался раскол. Но Никона поддерживал сам царь и прислушивался к его советам, помогал финансово в делах строительства монастырей и церквей. Более того, во время отсутствия царя в случае военных походов государством управлял Никон. Всё это сильно не нравилось Боярской думе.
Протопоп Аввакум, популярный и уважаемый проповедник, некогда друг и соратник Никона, стал центром сопротивления церковных реформ. Но Никон выстроил вертикаль власти, надавив на то, что он патриарх, а все остальные отцы церкви обязаны подчиняться его воле. Начались гонения на тех, кто отвергал реформы Никона.
На церковном соборе 1667 года были преданы анафеме и прокляты непокорные старообрядцы. А для народа они мгновенно стали людьми гонимыми, а следовательно, нуждающимися в поддержке. Аввакума бросили в подвал Андрониковского монастыря, где по приказу Никона должны были расстричь, но за гонимого вступился царь Алексей Михайлович. Вместо отлучения от церкви Аввакума было решено сослать его в Сибирь в город Енисейск.
Во время этих событий в Москве часть бояр-старообрядцев готовят заговор. Результатом этого заговора стала размолвка царя и патриарха Никона. Патриарх в 1658 году отказался от патриаршества и попал в царскую опалу. В 1667 году Алексей Михайлович на собрании объявил, что все те люди, кто не приняли новые церковные реформы и продолжают соблюдать старообрядческие привычки, объявляются в ереси и церковь их проклинает. И вместе с этим собор лишил Никона патриаршего сана и отправил его в Кирилло-Белозерский монастырь в ссылку.
По всей стране прокатилась волна бунтов и массовых самосожжений с целью показать своё нежелание принимать церковные реформы. Несмотря на гонения, старообрядчество никуда не делось, и два течения одной веры живут параллельно друг другу по сей день.
Если было интересно, ставь лайк и подписывайся на мой Телеграм, чтобы не пропускать те статьи, которые не показывает Дзен даже подписчикам. А ниже я подобрал ещё несколько интересных статей. которые должны быть вам интересны: