В 1930-х годах Красная Армия активно искала пути механизации войск, и одним из первых шагов в этом направлении стала танкетка Т-27. Эта лёгкая боевая машина, созданная на базе британского Carden-Loyd Mk VI, стала одной из самых массовых бронированных машин СССР того времени. Компактная, манёвренная и относительно дешёвая в производстве, Т-27 использовалась не только в качестве разведывательной машины, но и для поддержки пехоты. Однако насколько эффективной она оказалась в реальных боевых условиях? Давайте разберёмся.
История создания
Ещё в годы Первой Мировой войны русские военные осознали, что разведка - важнейший этап успешно проведённой наступательной операции. Наилучшим решением в годы той войны стало применение кавалерии - лошадь идёт довольно тихо, достаточно шустро, чтобы дать разведчику возможность выжить при обнаружении, но не могла дать всаднику никакой защиты. Да, были бронеавтомобили - но благодаря своей конструкции и массе, они не могли дать хорошей проходимости. Поиск оптимальных решений продолжался и в ходе Первой Мировой Войны, и после неё. Бронеавтомобили всё совершенствовались, но им не хватало проходимости - они всё также оснащались довольно узкими колёсами, которые не давали достаточной площади опоры для преодоления различных препятствий на местности. Да, некоторые из них оснащались приводом Кегресса, но это, скажем так, было весьма спорным решением.
Параллельно этому, в СССР пытались создавать свои танкетки. Но эта идея ни к чему не привела, и силы, и средства были фактически растрачены впустую. Однако всё изменилось в 1929 году, когда комиссия УММ РККА привезла из Великобритании то, что оказалось “самое то” - танкетку Carden & Lloyd Mark V. Это была миниатюрная бронированная машинка, обладавшая достаточной для того времени скоростью передвижения, а также вооружённая пулемётом. Военные, получив машину в свои руки, устроили ей всесторонние испытания, результатом которых остались довольны и восторженно докладывали о ней “наверх”, побуждая руководство страны поскорее начать выпуск этой “чудо-техники”, на замену кавалерийских тачанок и для разведотрядов РККА. Но военное руководство решило сделать иначе - вместо слепого копирования иностранной техники, было предложено во-первых, адаптировать танкетку под возможности советской промышленности, а во-вторых - внести в её конструкцию некоторые изменения, которые высшее военное руководство сочло уместными в боевой машине. Так, в частности, военные потребовали сделать броню толще, а также установить более мощный двигатель.
Разработка отечественной машины на базе британской танкетки длилась почти год - всё это время конструкторы искали оптимальные решения, и первые прототипы смогли представить лишь в конце 1930 года. Однако полноценный, рабочий прототип был представлен в первых числах января 1931 года, и практически сразу был направлен на полигонные испытания. Причём военным новый вариант понравился даже больше, чем оригинал - настолько, что они не стали дожидаться завершения испытаний и 13 февраля 1931 года “продавили” приёмку на вооружение танкетки Т-27 (именно такой индекс машина получила на этапе разработки).
В том же 1931 году началось серийное производство танкетки - оно шло с пролетарским размахом. Всего за неполных три года серийного выпуска танкеток было выпущено 3300 боевых машин. Пожалуй, больше за такой короткий срок выпускали только Т-34, но и там была совершенно иная ситуация. Т-27 использовались в разведывательных подразделениях общевойсковых и танковых соединений, стояли на вооружении воздушно-десантных бригад, где с ними проводились широкомасштабные эксперименты по десантированию парашютным и посадочным способом.
В целом, к 1933 году в танковых войсках РККА было сформировано 65 батальонов по 50 танкеток в каждом. Т-27 даже успела повоевать. Танкетки оказались весьма полезны при подавлении банд басмачей в Средней Азии в 30-е годы. Но к 1941 году Т-27 были признаны окончательно устаревшими и с передовой их начали убирать. Есть описания нескольких случаев их использования в боях в 1941 году, но это было скорее, от безнадёжности, когда в бой пускали всё, что есть под рукой. Последние встречающиеся упоминания об их боевом применении — бои под Москвой (где Т-27 использовались как танки поддержки пехоты, а также в качестве тягачей для противотанковых пушек), и в Крыму в конце 1941 года. Их эксплуатация продолжалась и после окончания Второй Мировой войны - например, на 20 декабря 1945 года на Дальнем Востоке находились 200 танкеток Т-27. На 28 мая 1946 года на балансе ГБТУ все ещё состояли 196 машин, которые предлагали списать.
Описание конструкции
Т-27 являлась классической танкеткой, без башни, с повышенной плотностью компоновки внутренних элементов конструкции. Компоновка танкетки отличалась от общепринятых танковых схем - в передней части корпуса находилась трансмиссия, за ней, в средней части боевой машины — двигатель и в задней части — экипаж, в которых входило два человека, механик-водитель и командир-пулемётчик.
Бронированный корпус
В угоду компактности корпуса, компоновка боевой машины была очень плотной - пришлось совмещать моторно-трансмиссионное отделение с боевым (привет “Большой Вилли”!), что мягко говоря, не прибавляло комфорта членам экипажа. Расположенный в середине корпуса двигатель, по бокам от которого находились рабочие места экипажа, неплохо так грелся, поэтому было принято решение накрыть его двухслойным металлическим кожухом с двойной же воздушной прослойкой, чтобы предотвратить ожоги бойцов. Помогло это не сильно - ожог получить всё равно удавалось, поэтому бойцы частенько накрывали кожух чем-то теплоизолирующим.
Корпус танкетки собирался на каркасе из стальных уголков, к которому крепились листы катаной гомогенной бронестали, толщиной 4, 6 и 10 мм. Изначально листы крепились при помощи заклёпок или болтов, но машины последнего года выпуска собирались при помощи сварки (часть листов при этом также крепили болтами и заклёпками). Поработали конструкторы и над водостойкостью корпуса - ведь планировалось на танкетке преодолевать и различные водные преграды (в силу возможностей боевой машины, разумеется). С этой целью стыки листов и сварные швы у днища и по бортам на высоту 40 см дополнительно покрывались холщовой прокладкой на сурике (получался в своём роде герметик), который и обеспечивал стойкость швов к воде. В верхнем лобовом листе имелся люк для доступа к тормозным валикам, закрываюшийся броневой крышкой с гайками на специальных шпильках. На машинах раннего выпуска к верхнему и нижнему лобовым листам болтами крепился кожух, закрывающий выступающую часть картера дифференциала. На большинстве танкеток этот кожух крепился заклёпками и снимался только вместе с обоими листами. В наклонной крыше трансмиссионного отделения имелся люк с броневой крышкой на петлях, который обеспечивал доступ к коробке передач и приводам управления. На машинах первого выпуска с правой стороны имелось специальное отверстие для крепления пулемётной установки.
В качестве приборов наблюдения использовались стандартные смотровые щели - у каждого члена экипажа свои. Они оснащались броневыми заслонками, а вот защитных триплексов уже не имели - всё для удешевления итоговой конструкции, да и не производились в то время в СССР триплексы в нужных для промышленности масштабах. Хотя для безопасности экипажа, смотровые щели могли прикрываться броневыми заслонками, но тут вставала другая проблема - танкетка полностью лишалась и без того, небогатого обзора, и двигаться вслепую куда-то уже не могла. Учитывая толщину брони, в бою Т-27 с закрытыми заслонками становился легчайшей мишенью.
На крыше танкетки размещалось три колпака - два, имевшие форму усечённой пирамиды, находились над рабочими местами членов экипажа (без них в танкетке защиты не было - человек попросту не помещался в высоту), третий был ближе к носовой части и служил для доступа к двигателю. Днище корпуса сваривалось из нескольких листов и имео посередине корытообразное углубление для размещения силовой установки. Для слива масла из картера двигателя и коробки передач в днище сделали два отверстия, закрывавшиеся резьбовыми крышками.
Вооружение
Вооружение танкетки состояло из 7,62-мм пулемёта ДТ, боекомплект которого включал 2520 патронов (40 дисков по 63 патрона). Для наведения пулемёта при стрельбе использовались стандартные целик и мушка, никакой оптики для пулемёта не устанавливалось. На машинах первого года выпуска пулемёт устанавливался на специальном лафете, оснащённом шаровой установкой, которая позволяла использовать наведение пулемёта в любой сектор, не ограниченный корпусом. На танкетках поздних серий, пулемёт устанавливался в специальном фланце, обеспечивающим более удобное наведение как по вертикали, так и по горизонтали, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков.
Особенностью танкетки Т-27 стала схема размещения и подачи боекомплекта - 40 пулемётных дисков находились в бортовых коробках корпуса. Укладка дисков могла производиться по двум вариантам. В первом случае диски укладывались в два ряда по 10 штук в механизме подачи каждой коробки. Подача дисков производилась с помощью маховичка и катушки тросового привода. При укладке по второму варианту диски в количестве 14 штук располагались в специальных подвижных стеллажах в два ряда - именно такую схему использовали на машинах, если мне не изменяет память, с 500-го номера (предыдущие вроде бы хотели модернизировать, но до этого дела не дошло). При этом боекомплект сокращался до 28 магазинов и составлял 1764 патрона.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Двигатель для танкетки “позаимствовали” вначале у Ford A, а затем у его советского клона - ГАЗ-А. Во всяком случае, на серийных Т-27 практически никто не видел никаких двигателей, кроме советских - возможно, они были заменены в ходе технического обслуживания, а возможно, с американскими двигателями выпускались единичные машины. В любом случае, это был рядный четырёхцилиндровый бензиновый двигатель карбюраторного типа, мощностью в 40 лошадиных сил при 2200 оборотах в минуту. Устанавливался двигатель маховиком вперёд, для компактности - охлаждающий вентилятор при этом находился в корпусе и толку от него особо и не было, ведь температура в боевом отделении очень быстро росла до серьёзных показателей. Запуск двигателя осуществлялся либо при помощи электростартера с места механика-водителя, либо при помощи кривого ключа снаружи.
Трансмиссия также была “позаимствована” у ГАЗ-А, и состояла из трёхскоростной механической коробки передач, однодискового “сухого” сцепления, простого конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота), а также колодочной тормозной системы. Такая схема была простой в эксплуатации, но при этом довольно надёжной - даже при увеличении массы машины (ГАЗ-А весил почти в три раза меньше, чем танкетка) трансмиссия ломалась нечасто (разумеется, при соблюдении всех необходимых условий).
Ходовая часть состояла из шести одинарных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в три балансирные тележки, установленные на продольной балке (сделанной из деревянного бруса со стальной оковкой), переднего ведущего колеса и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Гусеничный движитель танкетки состоял из мелкозвенчатой цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, шириной в 150 миллиметров. Особой проходимости от танкетки никто не ожидал, хотя на самом деле, она её демонстрировала, к удивлению военных. Однако нарекания к ходовой части всё-таки были - виной тому, правда, были не сами узлы ходовой части, а компоновка боевой машины.
Электрооборудование и средства связи
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с положительным выводом аккумуляторной батареи на корпус. Напряжение бортовой сети составляло 6В. В качестве источника энергии использовалась аккумуляторная батарея ЗСТ-У напряжением 6 В и емкостью 80 Ампер-часов, а также динамо мощностью 200 Вт для её подзарядки. Система зажигания двигателя - батарейная, с привязкой стартера напрямую к батарее.
Привычных современным танкистам средств связи на танкетку не устанавливалось - радиостанций было всё ещё недостаточно, как и места в боевом отделении танкетки. Поэтому для связи решили использовать флажковую систему, как на кораблях. Недостатком такой системы было время, которое нужно было затратить на сбор нужной комбинации флажков, а также хрупкость мачты, на которой эти самые флажки требовалось поднимать для оповещения остальных машин или наблюдателей.
Боевое применение
Впервые в бой Т-27 направили в Средней Азии - в составе третьей Туркменской стрелковой, первой Туркестанской, Туркменской горнострелковой и 18-й Туркменской горнокавалерийской дивизий были бронеэскадроны, целиком оснащённые танкетками Т-27. Эти бронеэскадроны частенько использовали в боях с антисоветскими контрреволюционными элементами по всей Средней Азии - Т-27 сослужили РККА хорошую службу в те годы, показав себя надёжными боевыми машинами.
В 1933 году началась экспортная поставка танкеток Т-27 в Монголию. В новообразованной к тому времени Народной революционной армии, к 1933 году сформировали отдельный бронетанковый полк, на вооружение которого и поступили десять танкеток Т-27. Но что самое интересное, в конфликте у реки Халхин-Гол эти машины не участвовали, ни со стороны МНА, ни со стороны РККА. Более того, в составе 57 Особого корпуса их вообще не было. Зато в РККА нашли применение танкеткам во время Зимней войны 1939-1940 годов - правда, привлекали их в основном, к патрулированию дорог. И хотя изначально машины задумывалось использовать в боях, как средство поддержки танков, выяснилось, что снега зимней Карелии оказались серьёзным препятствием для относительно тонких гусениц. К тому же, танкеток почти шесть лет как не производили, и их техническое состояние можно оценить примерно “так себе”. Но с патрулированием Т-27 справлялись успешно, и из сотни машины было потеряно не больше десятка.
По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось чуть больше двух с половиной тысяч танкеток, из них около двухсот находились на складах и рембазах. Среднего ремонта требовали шестьсот боевых машин, капитально отремонтировать нужно было не менее восьмисот пятидесяти. Исправные танкетки на тот момент боевой ценности уже не представляли, и использовали их чаще всего в качестве артиллерийских тягачей для 45-мм противотанковых пушек, либо как учебные машины для подготовки механиков-водителей.
На 22 июня 1941 года во всех приграничных военных округах насчитывалось 1100 танкеток Т-27, почти все они были потеряны в первые часы Великой Отечественной Войны. Большинство машин потеряли, даже не выведя их в бой - массированные артиллерийские обстрелы, налёты авиации сделали своё дело, выведя из строя большую часть машин, остальные были либо разбиты в бою, либо захвачены противником в качестве трофеев. “Трофеи” тоже послужили новым хозяевам - в армиях Венгрии, Румынии машины использовались для конвойных и антипартизанских операций, в Вермахте танкетки использовали как машины боевой охраны военных объектов.
Большая часть уцелевших машин находилась на Дальнем Востоке, где руководство СССР ожидало нападения Японии. Там Т-27 ещё что-то могли бы - японская армия, по континентальным меркам, была оснащена очень скудно, следовательно лёгкие танки и танкетки РККА могли бы “навести шороху”. Однако Япония так и не напала на СССР, а начавшаяся в 1945 году кампания РККА против японских войск проходила уже без участия Т-27 - другой техники, более эффективной, было “навалом”. Тем не менее, танкетки продолжали служить (разумеется, те из них, которые ещё были в исправном состоянии, остальные давно пустили на переплавку) - как учебные машины для танкистов ОСОАВИАХИМ, а также в качестве патрульных машин для НКВД.
Модификации
За годы службы, Т-27 обросла добрым десятком различных модификаций (правда, серийными стали единицы):
- Т-27 - непосредственно серийная танкетка, в ходе производства в её конструкцию и технологию сборки вносились небольшие изменения (изменили крепление пулемёта, начали использовать сварку панелей корпуса и т.д.);
- Т-27М - опытный образец боевой машины, предназначенный для усиления пехотных частей путём установки на танкетку 37-мм пушки Гочкиса. При этом конструкция была довольно топорной - в боевом отделении боеукладку разместить не удалось, поэтому к корме крепили прицеп с боекомплектом для пушки. Всего выпущено два экземпляра, в серию такая конструкция не пошла;
- ОТ-27 - опытная боевая машина, разработанная в инициативном порядке на базе серийной танкетки. Отличалась установкой маломощного огнемёта с топливными баками на 32 литра. В серию танкетка не пошла, слишком немощной оказалась огненная струя;
- ХТ-27, она же БХМ-4 - первый серийный малый огнемётный танк РККА. Эта модификация оснащалась огнемётом КС-1, установленным вместо штатного пулемёта, а для защиты от отдельных солдат противника, в боевом отделении танкетки находился пистолет-пулемёт или автоматическая винтовка. Всего было выпущено 187 машин данной конфигурации;
- МЗ-27 - минный заградитель, построенный на базе Т-27. Отличался установленным минным барабаном на 170 мин, использовался для создания сплошных минных полей. Выпущен малой партией в пять-десять единиц;
- Танкетка снабжения - опытная модификация Т-27, с увеличенными надгусеничными полками для транспортировки патронных ящиков. Всего было две модификации, рассчитанные на 40 патронных ящиков, а также облегчённая на 32 ящика. Серийно не производились;
- Артиллерийский тягач на базе Т-27 был разработан в начале 1941 года, предназначался для перевозки 45-мм противотанковых пушек. Отличительной особенностью были поручни, приваренные на крыше - они предназначались для удобства удержания артиллерийских расчётов. Всего было построено несколько сотен подобных машин, частично во время Великой Отечественной Войны;
- ТТ-27 - опытная партия телеуправляемых танкеток, выпущенная в количестве пяти единиц;
- СУ-27 - самоходная артиллерийская установка, а точнее - механизированный лафет для 76-мм пушки КТ-27, созданный для непосредственной поддержки пехоты в бою. Выпускались парами - на одной машине устанавливалась пушка, на другой размещался артиллерийский расчёт и боекомплект;
- СУ-3 - опытная противотанковая самоходная артиллерийская установка, вооружённая 76-мм пушкой Курчевского. В серию не пошла, в силу несовершенства конструкции и сильного демаскирующего действия при выстреле;
- Т-27ПХ — танкетка подводного хождения с воздухозаборником, герметизированным корпусом и изменённой конструкцией выхлопной трубы. Танкетка преодолевала по дну водные преграды глубиной до 3 метров и могла находиться под водой до 30 минут. В 1934 году изготовлен 1 опытный образец, в серию не пошла;
- АС-Т-27 — аэродромный тягач на базе Т-27, оснащённый автомобильным стартёром КАС-2 для запуска авиационных двигателей. Разработан в 1938 году под руководством А. Сафронова, в течение 1939 года в АС-Т-27 переоборудованы несколько пулемётных танкеток Т-27;
Оценка машины
Т-27 критиковалась за очень плотную компоновку, неудобное расположение членов экипажа из-за размещения двигателя в середине корпуса без какого-либо ограждения между местами водителя и стрелка. Жёсткая ходовая часть создавала сильную тряску на большом ходу. Из-за стеснённости мест экипажа приходилось подбирать для Т-27 малорослых людей. Большим недостатком являлось отсутствие средств связи. Бронирование танкетки было удовлетворительным для конца 1920-х годов, но к середине 1930-х в армиях различных стран стали появляться в больших количествах малокалиберные противотанковые пушки, не оставлявшие танкеткам никаких шансов.
К моменту же производства Т-27 вполне соответствовала мировому уровню, что неудивительно, поскольку её прототипом была танкетка, признаваемая лучшей в своём классе. Ни польская TKS, ни итальянская CV3/33 или чешская LT vz.33 не имели перед Т-27 особых преимуществ. В вермахте некоторым аналогом танкеток был PzKpfw I, но он был вдвое крупнее, сильнее вооружён и бронирован. Впрочем, к 1939 году и он безнадёжно устарел. На 1941 год реальные боевые возможности Т-27 были невелики. Его броня пробивалась с дистанции порядка 200—300 м бронебойными немецкими винтовочными пулями S.m.K.H. калибра 7,92 мм, то есть даже при отсутствии у противника специальных противотанковых средств приближаться к нему на Т-27 было рискованно. Против же имевшихся в большом количестве в вермахте 7,92-мм противотанковых ружей PzB 39, не говоря уже о противотанковых пушках, Т-27 была беззащитна на дистанциях их эффективной стрельбы.
Однако не стоит считать, что Т-27 к 1941 была совершенно бесполезной машиной. Она вполне могла применяться для патрулирования, охраны штабов, как бронированный тягач и транспортёр (так, например, вермахт широко использовал устаревшие немецкие и французские танки для охраны мостов, аэродромов и т. п., а также для борьбы с партизанами). Низкий силуэт Т-27 способствовал её маскировке, что позволяло достаточно эффективно применять её в обороне. Танкетка Т-27 была лёгкой, что позволяло её использовать в десантных войсках. А также при наступлении, по быстро сделанным мостам и переправам. Танкетку можно было протащить через горы и болота, чего с более тяжёлыми аппаратами сделать куда сложнее. Также мосты в те времена в сельской местности часто имели грузоподъёмность 2-3 тонны. Т-27 незаменим для поддержки пехоты в наступлении, когда танки просто не смогли проехать к месту сражения.
Заключение
Танкетка Т-27 была довольно неплохой боевой машиной, хоть и часто критикуемой в войсках. Однако в РККА не было ничего, способного сравниться с Т-27 по возможностям маскировки, соответственно, в установке засад этой машинке было мало равных. Ещё бы на неё вооружение смонтировать более современное, но для этого пришлось бы полностью переделывать ходовую часть, да и это получилась бы совсем другая техника…
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.