В Древней Италии военачальник, одолев вражеское войско, располагал тремя вариантами обращения с пленными. Прежде всего, он мог их казнить, хотя подобная жестокость не приветствовалась общественной моралью. Во-вторых, он имел возможность продать их в рабство или потребовать выкуп за освобождение. И, наконец, существовал обычай проведения побежденных под ярмом с последующим отпуском на родину без выкупа. Попробуем выяснить, что представлял собой этот ритуал.
Что говорят источники
По свидетельствам, прохождение под ярмом было крайне унизительным актом для поверженных и демонстрировало их согласие на любые условия мира, предложенные победителем. Ярмо (iugum), как пояснял Тит Ливий, состояло из двух копий, вертикально воткнутых в землю, между которыми горизонтально закреплялось третье. Под этой символической аркой, высота которой была меньше человеческого роста, воины сдавшейся армии проходили без оружия и почти обнаженными, признавая своё поражение. Наиболее детальное описание этой процедуры можно найти в рассказе Ливия о капитуляции римлян после того, как самниты в 321 г. до н.э. заблокировали их в Кавдинском ущелье:
«Консулов, чуть не нагих, первыми прогнали под ярмом, затем тому же бесчестию подвергся каждый военачальник в порядке старшинства и, наконец, один за другим все легионы. Вокруг, осыпая римлян бранью и насмешками, стояли вооружённые враги и даже замахивались то и дело мечами, а если кто не выражал своим видом должной униженности, то оскорблённые победители наносили им удары и убивали. Так и провели их под ярмом, причём на глазах врагов, что было, пожалуй, самым мучительным. Хотя, выбравшись из ущелья, римляне, словно выходцы из преисподней, казалось, впервые увидели белый свет, но и самый свет для взиравших на своё столь опозоренное войско был чернее мрака смерти».
Другие историки повествуют о тех же событиях схожим образом. Павел Орозий утверждает, что римское войско вышло из ущелья без оружия и одежды, сохранив лишь жалкие лохмотья. Аппиан, описывая эти события в менее драматичном ключе, упоминает, что самнитский вождь предоставил римлянам вьючных животных для транспортировки раненых и больных, а также снабдил их провизией для возвращения домой.
По словам историка Помпея Трога, этот обычай был италийским и долгое время не был известен за пределами Италии. Одно из первых упоминаний о нём в римской истории связано с победой диктатора Луция Квинкция Цинцинната над эквами в 458 г. до н.э. Пятнадцать лет спустя, в 443 г. до н.э., Марк Геганий провел под ярмом побежденных вольсков. В 321 г. до н.э. римлянам самим пришлось пройти через это унижение в Кавдинском ущелье. В отместку самнитам, римляне в 320 г. до н.э. у Луцерии, в 308 г. до н.э. под Алиффами, в 294 г. до н.э. у Интерамны и в 293 г. до н.э. у Дурония ответили им тем же.
В ходе римской экспансии за пределы Италии этот обычай переняли другие народы. В 136 г. до н.э. армию консула Гая Гостилия Манцина заставили пройти под ярмом нумантинцы в Испании. В 110 г. до н.э. нумидийский царь Югурта подверг этому унижению окружённую армию Авла Постумия Альбина. В 107 г. до н.э. галлы-тигурины поступили аналогичным образом с остатками разгромленной ими армии Луция Кассия Лонгина. Этот последний эпизод в 58 г. до н.э. послужил Юлию Цезарю одним из поводов для начала завоевания Галлии.
Копьё в ритуале
Существуют различные интерпретации указанного ритуала. Одна из теорий предполагает, что так называемое ярмо (iugum), упоминаемое римскими авторами, фактически представляло собой копьё, и, следовательно, прохождение под ним символизировало проход под копьём. Римский антиквар Фест утверждал, что в древние времена «копьё являлось не только главным оружием, но и знаком власти». Вергилий отмечал, что копьё без металлического наконечника (hasta pura) служило символом власти древних альбанских царей, которое затем перешло к Ромулу и его преемникам. После падения монархии в Риме, копьё как атрибут власти носили высшие должностные лица, а также священники. Например, консул Квинт Фабий Руллиан изображён с копьём в руках на фреске III века до н.э. из римской гробницы, в сцене переговоров с самнитским полководцем Марком Фаннием. В римских провинциях оруженосцы (armigeri), сопровождавшие наместников, несли копьё. Императоры также использовали копьё, которое со временем уменьшилось в размерах и преобразовалось в короткий скипетр.
Копьё также олицетворяло завоевание и завладение военной добычей. В Древней Греции существовало понятие «земли, приобретённой копьём» (δουκτητός χόρα). Согласно легенде, Александр Македонский, высадившись в Азии, первым делом бросил своё копьё в землю. Римляне, объявляя войну, также совершали ритуальное метание копья на территорию противника. Подобный обычай был распространён среди галлов и германцев. Их вождь в начале сражения бросал копьё в войско врага, посвящая его и всю будущую добычу богам. В случае победы, варвары уничтожали захваченные трофеи, а пленников приносили в жертву. Римляне, напротив, не уничтожали добычу, включая военнопленных, а продавали её «под копьём» (sub hasta) под контролем квестора. Фест и другие грамматики описывали этот обычай. Примером этого является римский денарий 50 года до н.э., на котором изображена сцена продажи добычи и пленных «под копьём». Существовал и обратный обычай: раб, получавший свободу, получал от своего бывшего хозяина копьё без наконечника, символизирующее его новый статус свободного человека.
Когда греческий историк Аппиан рассказывал о поражении римлян в Кавдинском ущелье и их проходе под ярмом, он, очевидно, понимал этот акт унижения как аналогию с продажей захваченных трофеев и пленников в рабство. Об этом свидетельствует его комментарий к сохранившемуся описанию:
«Когда были принесены клятвы, Понтий, разрушив часть укрепления и положив на два копья, воткнутые в землю, третье копьё, предложил каждому из римлян пройти под ним (…) Этот вид отпуска на волю, который здешние жители называют «пропустить под ярмом», имеет, мне кажется, то значение, чтобы опозорить подвергаемых подобному унижению как взятых в плен на войне».
Вид римских солдат, выпущенных победителями из ущелья безоружными и раздетыми, лишь в набедренных повязках (subligaculum), что более уместно для раба, нежели для свободного гражданина, представляет собой параллель с рабским положением.
Очищение
Джеймс Фрэзер, знаменитый автор "Золотой ветви", предложил иную трактовку обряда "прохождения под ярмом". Этот британский антрополог рассматривал данный римско-италийский обычай как один из видов очистительных ритуалов, широко распространенных в культурах Европы и за ее пределами. Популярной практикой было проведение людей или скота, возвращающихся из дальних странствий, через специально возведенные ворота или арку. Считалось, что это снимает порчу и защищает от враждебной магии.
Фрэзер провел параллель с преданием о "сестрином брусе" (tigillum sororium), которое Ливий упоминает в своих трудах. Этот брус, установленный отцом братьев Горациев над римской улицей возле Фагутала, неподалеку от современного Колизея, служил для очищения сына от скверны крови сестры. Сестра Горациев была обручена с одним из Куриациев, и ее гибель вызвала ее скорбь. Гораций, убивший сестру, был приговорен к смерти, но отец умолил судей помиловать его, помня о его подвигах.
По словам Ливия,
«совершив особые очистительные жертвоприношения, которые с той поры завещаны роду Горациев, отец перекинул через улицу брус и, прикрыв юноше голову, велел ему пройти словно бы под ярмом. Брус существует и по сей день, и всегда его чинят на общественный счёт; называют его «сестрин брус».
Отметим сходство терминологии Ливия, который прямо сравнивает обряд очищения Горация от скверны с прохождением под ярмом (velut sub iugum missus).
Триумфальные ворота в Риме также выполняли функцию очищения. Войска, возвращавшиеся в город после военных кампаний, проходили через арку этих ворот. Неизвестно, были ли Триумфальные ворота отдельным сооружением, подобным триумфальной арке, или частью Сервиевой стены. Их точное местоположение также остается загадкой, но предполагается, что они находились на Марсовом поле, рядом с алтарями, посвященными Марсу. Считается, что триумфальные арки, появившиеся в Италии во времена правления Августа, были созданы по образу этих ворот. Конструктивно они представляли собой ту же арку с горизонтальным антаблементом, называемым "брусом" или tigillum, опирающимся на две монументальные опоры. Подобно тому, как Гораций очистился от убийства, пройдя под "сестриным брусом", армия, проходя под аркой триумфальных ворот, освобождалась от насилия, совершенного в войне. Пересекая священную границу города, "померий" (pomerium), воины превращались из жестоких убийц в законопослушных и благочестивых граждан.
Что же произошло в Кавдинском ущелье
Процедура проведения вражеской армии под ярмом имеет свои особенности. Построенная из копий арка внешнее схожа с триумфальными воротами, в которых горизонтальная перекладина играет роль tigillum’a. Сама процедура прохода под ярмом войска во главе с командирами напоминает ежегодную процедуру возвращения из похода и ритуального очищения войска, с той, однако, разницей, что носит она недобровольный характер. С другой стороны, копьё в этой арке всё же остается копьём, а проход под ним в текстах римских авторов является устойчивым оборотом, означающим продажу пленных в рабство. Вместе с тем, в отличие от настоящей распродажи пленных, пройдя под ярмом, римские воины явно сохранили свою свободу, хотя и лишились оружия и имущества. Самниты, которых впоследствии проводили под ярмом римляне, также сохраняли свободу, что в ряде случаев специально оговаривалось в источниках. Ливий явно различал самнитов, которых римляне провели под ярмом и отпустили по домам, и самнитских союзников, которых победители продали в рабство.
На первый взгляд может показаться, что события при Кавдии являлись профанацией очистительных ритуалов противника со стороны самнитов и выставления побеждённых, но оставленных в живых врагов в нарочито жалком и униженном виде. Принять эту гипотезу мешает лишь серьёзность, с которой к произошедшему отнеслись сами римляне. По ходу своей истории им нередко приходилось нести поражения, и всё же римская армия оставалась армией, солдаты сохраняли дисциплину и продолжали слушаться приказов командиров. Напротив, пройдя под самнитским ярмом, римская армия перестала быть армией, воины были распущены до срока и отправились по домам. Прекратив быть воинами, римляне лишились оружия и одежды и вынуждены были возвращаться домой в виде, приличествующем скорее рабам, нежели свободным гражданам. Само их возвращение происходило в противоречии с существующими правилами: порознь, а не все вместе, ночью, а не днём, тайно, а не открыто. В городе замерла вся социальная активность, консулы отстранились от исполнения своих обязанностей и потребовали назначения диктатора, а солдаты закрылись по домам.
Интересной параллелью этим событиям является рассказ Фронтина о том, как консул Отацилий Красс приказывал тем, кого провёл под ярмом Ганнибал, разбивать палатки за пределами лагеря. С одной стороны, подобная практика являлась в римской армии одним из наказаний для трусов. С другой стороны, внутри лагеря имели право находиться лишь воины, а те, кто к воинам не относился либо же переставал ими быть, вынуждены были становиться на ночлег вне лагерного вала.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/aleksej-kozlenko-uchast-poverzhennyh/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉