В одном малоизвестном уголке нам удалось обнаружить впечатляющую стоянку списанной военной техники понтонного полка, раскинувшуюся на открытой площадке, окружённой рвами и охраняемую всего одним человеком. Здесь сосредоточено более сотни грузовиков самых разных марок, и особенно много "Кразов" – легендарных отечественных вездеходов. На некоторых из них ещё сохранилось оригинальное понтонное оборудование. Интересным наблюдением стало очень малое количество машин марки ЗиЛ и ШишиГ. Это удивительно, учитывая, что именно эти модели считаются более популярными и ходовыми в армейских парках. Однако большинство старой техники этого типа уже давно снята с вооружения, и теперь такие машины встречаются преимущественно у гражданских организаций, которые используют их для хозяйственных нужд или в качестве реставрационных объектов.
Автор не призывает повторять увиденное и настоятельно не рекомендует посещать подобные места.
В этой третьей и заключительной статье хочу показать фотографии военных плавсредств – катеров БМК-150, а также мобильных электростанций, которые находятся на той же стоянке списанной техники понтонного полка.
Несмотря на частичную ржавчину и внешние следы хранения на открытом воздухе, вся техника полностью новая и ни разу не использовалась по прямому назначению. Это касается и катеров, и мобильных электростанций. Как и грузовики, которые я показывал в предыдущих публикациях, эти образцы остались невостребованными и сейчас выставлены на площадке в ожидании реализации. Стоит отметить, что подобная техника представляет собой интерес не только для военных коллекционеров, но и для реставраторов, а также всех, кто интересуется военной историей и техникой.
Начнем осмотр электростанций ЭСБ-8И. Это войсковая передвижная бензиновая электростанция мощностью 8 кВт.
Разработанная для выполнения широкого спектра задач связанных с обеспечением энергией в полевых условиях. Данный агрегат широко применяется в инженерных войсках для обеспечения инструментом и оборудованием, необходимым при строительстве и восстановлении объектов инфраструктуры. Строительство и восстановление мостов, устройство дорог и колонных путей, возведение фортификационных сооружений, заготовка и добыча каменных и лесных материалов, подрывные и разрушительные работы. Агрегат позволяет обеспечить автономное электропитание в самых различных полевых и труднодоступных условиях, где отсутствует возможность подключения к централизованным сетям.
На первый взгляд кажется, что бензиновая электростанция на колесах — это пережиток прошлого, ведь сегодня даже в самой глухой деревне есть постоянное электричество. Однако в некоторых ситуациях, особенно в полевых условиях или при отсутствии централизованных сетей, такая техника всё ещё востребована. Стоимость этого агрегата (на этой стоянке) 150 тысяч рублей. Дорого? Сложно сказать, не эксперт. И если говорить о покупке такого генератора для личных нужд, стоит понимать, что это не просто бытовой генератор. Интересно, нужны ли номера на него? Ведь это же по сути прицеп.
Отдельным пользователям приобретение такую станцию сложно оправдать, так как бытовые генераторы существенно компактнее и дешевле. По сути, для простого человека цена съедает весь смысл и выгоду. Для строителей, инженеров и организаций, работающих в удалённых и экстремальных условиях, такие электростанции просто необходимы, но сейчас большинство компаний предпочитают более современное оборудование. А тут самый молодой генератор — 1978 года. Если бы в комплекте за такую цену шла «шишига», то я бы и сам купил такой раритет.
Перед нами оказываются несколько катеров БМК-150, аккуратно спрятавшихся на самом краю стоянки. Эти судна удалось заметить едва ли — они словно слившиеся с окружением, и изначально мы почти не обратили на них внимания.
Катера БМК-150 — это универсальные малые моторные катера, которые широко используются для транспортировки людей, грузов и оборудования в самых разных условиях, включая отдалённые и труднодоступные водоёмы. Благодаря своим компактным размерам и неприхотливости, они остаются востребованными даже сегодня. БМК-150 чаще всего входит в состав инженерных войск, которые занимаются созданием временных переправ, обеспечения коммуникаций и мобильности войск на воде. Несмотря на скромные размеры, эти катера крайне важны для обеспечения тактической гибкости и поддержки сухопутных операций в районах с развитыми водными сетями.
Мощность двигателя варьируется от 100 до 120 лошадиных сил в зависимости от установленной силовой установки. Есть модификации с двумя бензиновыми моторами, а также варианты с одним дизельным двигателем.
Представьте себе рыбака, который утром выходит на такой катере на рассвете. Благодаря небольшой длине и лёгкости управления, он может без труда добраться до самых укромных и перспективных мест для рыбалки — там, где крупные лодки просто не пройдут. Простор внутри позволяет взять с собой всё необходимое: снасти, наживку и улов.
Казалось бы, можно позавидовать — у него такой необычный, брутальный военный катер с колесиками. Но стоит такой катер внушительную сумму — около 350 тысяч рублей в таком виде, как на снимках.
Ободранный, с рассохшимся деревом, промасленными веревками, с приборной панелью, где краска отслоилась.
По сути, это уникальный проект для восстановления и тюнинга, а не рыбалки. Если есть желание и время, такой катер можно вернуть к жизни. Приобретая такой катер, важно понимать — здесь ценится не глянцевая новизна, а душа и история.
Забавно, что катер стоит примерно столько же, сколько "Шишиги" на той же стоянке. В любом случае и генераторы, и катера — техника не для обычных людей. "Шишигу" ещё можно приобрести для развлечений, охоты или рыбалки, при этом ЗИЛы, несмотря на свой возраст, продолжают оставаться востребованными. У КРАЗов шансов даже больше.
В целом такая техника требует немалых затрат на обслуживание и эксплуатацию, поэтому её выбирают те, кто ценит не только доступность. Для повседневных нужд чаще предпочитают более простые и экономичные варианты. Но для таких людей, опять же, цена съедает весь смысл и выгоду.
После краткого общения с охранником мы покинули территорию. Однако через неделю техника на прежнем месте отсутствовала.
Быстро раскупить всё одновременно физически невозможно, а значит, кто-то выкупил всё разом. Это вызывает вопросы: кто и зачем это сделал?
Такие загадочные исчезновения на слуху не редкость в мире техники и оборудования. Где оказалась вся техника — остаётся только гадать. Но этот случай напоминает, что за фасадом привычных рынков и складов порой скрываются неожиданные процессы, о которых знают лишь немногие.
Всем спасибо за внимание и до новых встреч!
Отчеты из самых захватывающих, по мнению автора, заброшенных объектов теперь размещаются только в разделе "Премиум". Подписка на премиум-публикации дарит не только доступ к эксклюзивному контенту, но и вдохновляет автора создавать ещё больше интересного материала для всех!
Все наши материалы про найденную заброшенную и действующую технику Вы можете посмотреть в подборке: