Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. БА-20, самый массовый межвоенный броневик, 1936

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20, пришедший на замену такому же лёгкому ФАИ, стал самым массовым броневиком межвоенного периода. Сочетая в себе лёгкий кузов и достаточно мощное шасси, он изначально задумывался как машина разведки, охраны и сопровождения, а также в качестве машины связи. Посмотрим, что же это за бронеавтомобиль? История разработки БА-20 началась в 1935 году, когда в АБТУ РККА приняли решение об остановке производства лёгких бронеавтомобилей ФАИ. Однако Ижорский завод к тому времени “наклепал” ещё немало корпусов для этих бронемашин, и девать их куда-то было нужно. В качестве эксперимента, эти корпуса посадили на шасси от гражданского автомобиля ГАЗ М-1, и надо сказать, этот эксперимент оказался весьма удачным. Однако военных ФАИ пока устраивал, причин для его замены не было. Поэтому разработку бронеавтомобилей отложили на неопределённый срок, до лучших времён. “Лучшие времена” настали в конце 1935 года, когда военные осознали - новое шасси было прочнее и надёжнее, а также о
Оглавление

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20, пришедший на замену такому же лёгкому ФАИ, стал самым массовым броневиком межвоенного периода. Сочетая в себе лёгкий кузов и достаточно мощное шасси, он изначально задумывался как машина разведки, охраны и сопровождения, а также в качестве машины связи. Посмотрим, что же это за бронеавтомобиль?

Бронеавтомобиль БА-20 собственной персоной. Фотография Юрия Пашолока.
Бронеавтомобиль БА-20 собственной персоной. Фотография Юрия Пашолока.

История создания

История разработки БА-20 началась в 1935 году, когда в АБТУ РККА приняли решение об остановке производства лёгких бронеавтомобилей ФАИ. Однако Ижорский завод к тому времени “наклепал” ещё немало корпусов для этих бронемашин, и девать их куда-то было нужно. В качестве эксперимента, эти корпуса посадили на шасси от гражданского автомобиля ГАЗ М-1, и надо сказать, этот эксперимент оказался весьма удачным. Однако военных ФАИ пока устраивал, причин для его замены не было. Поэтому разработку бронеавтомобилей отложили на неопределённый срок, до лучших времён.

Схематическое изображение БА-20 ранних серий. Чертежи В. Мальгинова, находятся в свободном доступе.
Схематическое изображение БА-20 ранних серий. Чертежи В. Мальгинова, находятся в свободном доступе.

“Лучшие времена” настали в конце 1935 года, когда военные осознали - новое шасси было прочнее и надёжнее, а также обладало более мощным двигателем. Соответственно, ходовые характеристики бронеавтомобиля должны были заметно улучшиться. Тем более, что у специалистов Ижорского завода появилось рациональное предложение - производить лёгкие корпуса для бронеавтомобилей, адаптированные к новому шасси. Предложение приняли, рассмотрели, но заказ на сборку опытных машин передали Выксунскому заводу дробильно-размолочного оборудования. К концу января 1936 года завод выдал несколько установочных образцов, с небольшими изменениями конструкции люков, а в феврале вышла уже стандартизированная установочная партия бронеавтомобилей БА-20.

Уже в марте 1937 года для бронеавтомобилей БА-20 была предложена первая значимая модификация - инженеры Выксунского завода ДРО Миронин и Сухов спроектировали башню конического типа, которая чуть лучше защищала стрелка. Но лишь 20 ноября 1937 года был получен приказ на производство БА-20 только с коническими башнями.

БА-20 поздних серий с открытым башенным люком. Фотография в свободном доступе.
БА-20 поздних серий с открытым башенным люком. Фотография в свободном доступе.

Не менее “весело” обстояло дело и с колёсами - по проекту пулестойкость колёс обеспечивалась гусматиковым наполнением. Но уже в первые месяцы производства было ясно - ленинградский завод “Красный треугольник” с заказами не справляется, поэтому часть бронеавтомобилей временно производилась с пневматическими колёсами. Чуть позже к производству требуемых колёс подключат Ярославский асбестовый завод, однако наладить производство гусматиковых колёс удалось лишь к концу 1937 года.

К осени 1938 года была разработана вторая модернизация, затронувшая задний мост и рессорную подвеску бронеавтомобиля, также была увеличена толщина лобовых бронелистов. Эта модернизация привела к переименованию бронеавтомобиля в БА-20М и была финальной для всей серии бронемашин. Выпуск БА-20М будет продолжаться до июня 1942 года, однако ещё в апреле-мае 1941 года АБТУ РККА выпустило заказ на разработку новой модели лёгкого бронеавтомобиля, фактически указав на скорейшее завершение производства.

Описание конструкции

Конструкция БА-20 не сильно отличалась от конструкции бронеавтомобиля ФАИ, однако это касалось только внешнего вида. Шасси, силовая установка, башня - всё это отличалось, причём не в пользу устаревшего ФАИ.

Бронированный корпус и башня

Корпус БА-20 - стандартный коробчатый, условно разделённый на три отделения - моторное (передняя часть машины), отделение управления, совмещённое с боевым отделением. В отделении управления “вольготно” располагались два члена экипажа - командир машины (он же радист на соответствующих версиях бронеавтомобиля) и механик-водитель. Ещё один член экипажа находился в корме боевой машины, управлял вращением башенки и вёл огонь из штатного пулемёта. Бронирование корпуса - местами с рациональным наклоном листов, толщиной от четырёх (днище и крыша) до шести (лобовая броня) миллиметров. В ходе всех модернизаций, толщину лобовых бронелистов увеличили до девяти миллиметров, борта и корму усилили до шести миллиметров. Особой защиты для экипажа у броневика по факту не было, однако попадания осколков и пуль на определённых дистанциях держала.

Один из первых прототипов "двадцатки", представленный высшему военному руководству. Фотография в свободном доступе.
Один из первых прототипов "двадцатки", представленный высшему военному руководству. Фотография в свободном доступе.

Башня броневика изначально имела простую цилиндрическую форму, но с конца 1937 года на все серийные БА-20 устанавливалась коническая башня. Она была чуть толще по броне - шесть, а с модернизацией и все девять миллиметров по кругу, лишь крыша башни, имевшая сферическую форму, была толщиной в пять миллиметров. Вращение башни осуществлялось за счёт мускульной силы стрелка, никаких электрических или механических приводов вращения не устанавливалось.

Восстановленный БА-20 с конической башней. Фотография в свободном доступе.
Восстановленный БА-20 с конической башней. Фотография в свободном доступе.

Наблюдение за полем боя механик-водитель и командир машины осуществляли через смотровые щели в откидных щитках, заменявших ветровое стекло. В походном режиме эти щитки можно было поднять для вентиляции, а также улучшения обзора. Стрелок мог осматривать окрестности либо откинув крышку люка, либо через смотровые щели, расположенные прямо под “грибком”. На свои рабочие места члены экипажа могли попадать через две двери, расположенные на бортах машины, а стрелок дополнительно мог попадать на своё место через люк в крыше кабины. При необходимости эвакуации из подбитой машины, экипаж мог также воспользоваться и отдельным люком, расположенным в днище.

Охлаждение двигателя, как и в ФАИ, осуществлялось набегающим потоком воздуха, через открытые заслонки в лобовой части машины. Управлялись эти заслонки при помощи механических тяг, выведенных на место механика-водителя, и в бою их требовалось закрывать. Также в бортах капота были прорезаны отдельные лючки для обслуживания двигателя и компонентов моторного отделения.

Вооружение

Всё вооружение БА-20 было представлено одним пулемётом Дегтярёва “танкового” образца, калибра 7,62 мм. Он устанавливался в башне, в собственной шаровой установке с возможностью быстрого извлечения оружия при необходимости. Боекомплект к пулемёту составлял двадцать два снаряжённых барабана (1386 патронов), развешанных на стенках боевого отделения. Такой “маленький” боекомплект объяснялся в первую очередь, функциями бронеавтомобиля - в основном их “гоняли” на охранение конвоев и сопровождение колонн, хотя в некоторых случаях БА-20 участвовали в боях.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Шасси бронеавтомобиля было “позаимствовано” у знаменитой ГАЗ М-1 (она же “Эмка”) и представляло собой стандартное двухосное шасси, движение которого осуществлялось за счёт заднего привода. В качестве силовой установки выступал бензиновый четырёхцилиндровый двигатель ГАЗ-М, выдававший до 50 лошадиных сил мощности при 2800 оборотах в минуту. Объём двигателя - 3,2 литра, “питался” он бензином Аи-66 или Аи-70, ёмкость топливных баков составляла 70 литров. Всё это позволяло машине двигаться экономным ходом на дистанции в 450 километров, а с увеличением массы (вследствие усиления бронирования), запаса топлива хватало на 350 километров.

Двигатель ГАЗ М собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Двигатель ГАЗ М собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

В состав трансмиссии БА-20 входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, а также трехступенчатая коробка передач (три скорости вперед и одна – назад), главная передача, карданная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа. Такой “комплект” силовой установки не впечатлял скоростными характеристиками - максимальная скорость движения по шоссе ограничивалась 65-70 километрами в час, по бездорожью - не более 30. Зато силовая установка отличалась завидной для такой мощности тяговитостью, позволяя БА-20 преодолевать довольно сложные препятствия на местности.

Живучесть в условиях боя, а также на бездорожье бронеавтомобилю обеспечивали пулестойкие “гусматиковые” шины, а повышенную надежность – усиленные рессоры и полуоси заднего моста. С улучшением ряда эксплуатационных качеств машины возросла и ее боевая масса, правда это практически никак не отразилось на его проходимости и надежности. Хорошие тяговые качества двигателя позволяли бронеавтомобилю БА-20 преодолевать подъему крутизной до 15 градусов, а также труднопроходимые участки местности.

Боевое применение

Боевое крещение БА-20 получил во время боёв у реки Халхин-Гол, правда неудачное - практически сразу было выяснено, что бронемашину можно поразить при помощи стандартных бронебойных винтовочных патронов на ближних дистанциях, а для крупнокалиберных пулемётов калибра 13,2 мм пробитие корпуса и вовсе не доставляло никаких проблем на любых эффективных для пулемётов дистанциях. Также было выяснено, что броневики неплохо горят при попадании в них бутылкой с зажигательной смесью. В ходе конфликта у реки Халхин-Гол произошли и первые боевые потери - шестнадцать бронеавтомобилей было утеряно безвозвратно и двадцать семь получили повреждения.

Полковник П. Фотченко ставит боевую задачу командирам-связистам. 6 июля 1941 г. Фотография в свободном доступе.
Полковник П. Фотченко ставит боевую задачу командирам-связистам. 6 июля 1941 г. Фотография в свободном доступе.

Следующим эпизодом боевого применения стали Польский поход РККА и Зимняя война - броневики показали практически такие же результаты в боях, однако безвозвратные потери выросли и составили тридцать три машины (правда, за обе кампании). Разница заключалась лишь в вооружении противника - и польские, и финские войска применяли противотанковую артиллерию, против которой броня БА-20 и БА-20М была бессильной. В то же время было признано, что легкобронные и легковооружённые бронеавтомобили в войсках не могут выполнять тот же спектр задач, что и пулемётные танки (тот же БТ-2, например). Поэтому БА-20 и БА-20М всё чаще стали применять в качестве конвойных машин.

Подбитый БА-20. Фотография в свободном доступе.
Подбитый БА-20. Фотография в свободном доступе.

Однако в годы Великой Отечественной Войны, особенно на первых её этапах, когда в бой шла вся доступная техника, бронеавтомобили, хоть и ограниченно, применялись и в боях. Это и стало причиной их огромных потерь - на конец ВОВ, в составе РККА числилось не более полусотни бронеавтомобилей (а было выпущено их, на секундочку, более двух тысяч единиц, не зря публикация ведь так называется). Последним эпизодом боевого применения БА-20М стала Советско-японская война 1945 года, в ходе которой почти два десятка (от 15 до 19 бронеавтомобилей было в составе 111 танковой дивизии РККА) успешно действовали против обессиленной Квантунской группировки. После этого из состава армии бронеавтомобили БА-20 и БА-20М начали списывать, и до наших дней в оригинальном виде сохранилось не более десятка бронеавтомобилей. Все остальные были уничтожены в боях или пущены на переплавку позднее.

Заключение

Несмотря на всю свою изначальную “устарелость”, которой любят козырять люди, далёкие от реальных оценок боевой техники, БА-20 был вполне себе неплохим бронеавтомобилем. Разумеется, при грамотном его применении - разведать местность, “поработать” против пехоты противника или сопроводить конвой, вот это его главные задачи. Ведь с такой бронёй много не навоюешь в открытом бою, хотя бойцы РККА и это делали время от времени…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.