Найти в Дзене
Артур | Разгон

Не только лень - двигатель прогресса. Как появился электрический стартер

И снова статья после посещения музея. Услышал факт, что мы обязаны несчастному случаю за то, что больше не крутим ручку стартера перед капотом. Оно и понятно - вся техника безопасности написана кровью. В этой статье вы узнаете, почему лень - не единственный способ двигать прогресс, а также благодаря какому случаю мы теперь запускаем двигатель через электрический стартер. Меня зовут Артур, и вы снова на канале «Разгон». Подпишитесь - впереди много интересного! До 1920-х годов почти все машины запускались вручную. У капота торчала ручка, которую надо было крутить, чтобы провернуть коленвал и запустить двигатель. Процесс был сложный: открыть кран подачи топлива, отрегулировать зажигание, выставить дроссель, дернуть ручку несколько раз для прокачки, включить зажигание и крутить, пока мотор не заведётся. У Ford Model T (первый народный автомобиль) это занимало минут пять, если всё делать по уму. Но это было опасно. Если зажигание было настроено неверно, то двигатель мог дать обратный ход -
Оглавление

И снова статья после посещения музея. Услышал факт, что мы обязаны несчастному случаю за то, что больше не крутим ручку стартера перед капотом. Оно и понятно - вся техника безопасности написана кровью.

В этой статье вы узнаете, почему лень - не единственный способ двигать прогресс, а также благодаря какому случаю мы теперь запускаем двигатель через электрический стартер.

Меня зовут Артур, и вы снова на канале «Разгон». Подпишитесь - впереди много интересного!

Причина прогресса

До 1920-х годов почти все машины запускались вручную. У капота торчала ручка, которую надо было крутить, чтобы провернуть коленвал и запустить двигатель. Процесс был сложный: открыть кран подачи топлива, отрегулировать зажигание, выставить дроссель, дернуть ручку несколько раз для прокачки, включить зажигание и крутить, пока мотор не заведётся. У Ford Model T (первый народный автомобиль) это занимало минут пять, если всё делать по уму.

Но это было опасно. Если зажигание было настроено неверно, то двигатель мог дать обратный ход - это называется "кикбэк" (дословно обратный ход). Ручка резко дергалась назад. С этим сталкивались люди, которые в наше время запускают вручную бензопилу или генератор. Ручка просто вылетает из руки и оставляет неприятные ощущения.

-2

Так вот раньше это ручка в лучшем случае била по руке. А в худшем - вывихи и переломы. Так даже появился термин "перелом шофера" - врачи придумали, потому что случалось это часто. А бывало еще хуже - ручка могла ударить в челюсть или голову.

Кстати это Heine-Venox - один из самых дорогих автомобилей в эпохе. Напишите в комментах, если интересно прочесть
Кстати это Heine-Venox - один из самых дорогих автомобилей в эпохе. Напишите в комментах, если интересно прочесть

Самая известная и ключевая история случилась в 1908 году в Детройте. Байрон Картер, основатель компании Cartercar и друг Генри Лиланда - главы Cadillac, остановился помочь женщине, у которой заглохла машина. Она не смогла сама крутить стартер, и Картер решил выручить. Но двигатель дал обратный ход, ручка ударила его по челюсти, сломав её. Рана заразилась, развился сепсис, и Картер умер. Лиланд был в шоке - его друг погиб из-за его автомобиля Cadillac.

Лиланд решил, что с ручными стартерами пора заканчивать. Он обратился к инженеру Чарльзу Кеттерингу, который уже изобрёл электрический мотор для кассовых аппаратов. Кеттеринг работал взялся за задачу. В 1911 году он подал патент на электрический стартер, а в 1912 году его установили на Cadillac Model 30. Это была первая серийная машина, которую запускали кнопкой, а не железкой.

-4

Новый век

Как работает электрический стартер? Он использует электромотор, который питается от аккумулятора. Мотор крутит шестерню, та цепляется за зубчатый венец на маховике двигателя и проворачивает коленвал. Как только двигатель завёлся, шестерня отходит назад благодаря механизму, который позже назовут приводом Бендикса. Всё это делалось нажатием кнопки на приборной панели или педали.

Электрический стартер изменил всё. Машины стали безопаснее: больше никаких переломов и смертей от ручки. Заводить мотор теперь мог кто угодно — хоть женщина, хоть старик. Cadillac даже начал рекламировать свои машины для женщин, чего раньше не делали. К 1920-м годам почти все новые машины в Америке шли с электрическим стартером. Даже Ford, который держался за ручной стартер в Model T до 1919 года, сдался.

-5

Но не везде прогресс шёл быстро. В СССР, например, ручные стартеры ставили на машины вроде ГАЗ-21 «Волга» и даже на некоторые «Лады» до 1980-х годов — на всякий случай, если аккумулятор сядет. А в Европе французский Citroën 2CV и вовсе заводился ручкой до 1990-х. Зато сейчас электрический стартер есть в каждой машине, и мы даже не задумываемся, как нам повезло. Сел, повернул ключ или нажал кнопку, и поехал.

Электрический стартер не только спас руки и жизни, но и сделал машины массовыми, для всех. Когда заводить мотор стало легко, автомобили перестали быть игрушкой для сильных мужиков. Это открыло дорогу для всех — от наших женщин до деда на деревенской «Ниве».

Что думаете? Кому довелось покрутить такой стартер? Уверен, большниство так или иначе с ним сталкивались! Пишите в комментариях. Ставьте лайк, если зашло. Подписывайтесь на «Разгон», дальше - больше. До встречи, друзья!

Рекомендую к прочтению!