Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Тяжело в лечении, легко в гробу. «И жизнь, и слёзы, и любовь»: Жанна Болотова в пронзительной и нежной драме Николая Губенко

Оглавление
Драма «И жизнь, и слёзы, и любовь». Киностудия «Мосфильм», 1983 год. Режиссёр и автор сценария Николай Губенко
Драма «И жизнь, и слёзы, и любовь». Киностудия «Мосфильм», 1983 год. Режиссёр и автор сценария Николай Губенко

Вы боитесь старости? А смерти? Ведь старость – первая «ласточка», напоминающая о бренности бытия и неотвратимости конца. Антитеза юности, красоте, расцвету. Непопулярная тема в творчестве, ведь пока мы молоды и полны сил, нам не хочется думать, говорить и писать о старости – это так же противоестественно, как думать и говорить о смерти. Старость ассоциируется с немощью, болезнями, увяданием. Она – словно скрипучая, рассохшаяся, плохо закрывающаяся дверь, в которую нет-нет да ворвутся холодные сквозняки, пыль и мусор оттуда. Из бездны.

Именно поэтому картина Николая Губенко «И жизнь, и слёзы, и любовь» стоит особняком в ряду талантливо снятых, пронзительных, тонких, умных и просто очень хороших фильмов. Чем старше мы становимся, тем большая глубина открывается нашим глазам и сердцам. Тем больше правды – жгучей, берущей за душу – в каждом кадре, каждом образе, каждом слове.

-2

Услышать сердце человека возможно только в тишине

Этот фильм – о хрупкости жизни, клонящейся к закату. Об одиночестве. Милосердии. Сострадании. Человечности. Вечной борьбе Добра со Злом в образе Чёрствости, Равнодушия, Эгоизма и Жестокости. Фильм о Душе, которая всё ещё жива и трепетна, когда дряхлеет плоть. И о Любви – той, что сильнее старости, одиночества и смерти.

Дом ветеранов в полуразрушенной графской усадьбе. Последнее пристанище всеми забытых стариков, печальная обитель, каждый день в которой похож на тягостное ожидание неизбежного конца в камере смертников. Даже решётки на окнах напоминают о тюрьме, а заросшие дорожки сада, осыпающаяся штукатурка, зияющие дыры в протекающем потолке и хлопающие огромные двери довершают картину разрушения.

-3
-4

Усадьба ещё хранит следы былого величия – остатки роскошной лепнины, причудливую роспись стен, – словно тень увядшей красоты на лице некогда прекрасной женщины. А в её стенах влачат серые будни старики, вынужденные коротать последние дни под одной прохудившейся крышей.

Заведующий домом ветеранов Федот Федотович – импозантный мужчина с сытым брюшком – относится к тем твердолобым натурам с незамутнённым разумом, для которых всё в жизни просто совершенно однозначно, поэтому несчастных стариков он величает «контингентом» и считает, что главное – чтобы они вовремя поели, попили и поспали, а нехитрый досуг бесправных постояльцев прекрасно укладывается в формат громких жизнеутверждающих лозунгов, развешанных по всей усадьбе, единственной песни, транслируемой с радиоточки, и собраний уполномоченных по коридорам.

«Внимание контингента! Завтра в 17.00 в гостиной первого корпуса состоится собрание уполномоченных по коридорам. Явка ходячих обязательна».  Федот Федотович, заведующий домом ветеранов – Пётр Щербаков
«Внимание контингента! Завтра в 17.00 в гостиной первого корпуса состоится собрание уполномоченных по коридорам. Явка ходячих обязательна». Федот Федотович, заведующий домом ветеранов – Пётр Щербаков
Актриса Капитолина Ильенко исполнила роль крайне неуживчивой, «вздорной, паршивой старухи» Птицыной, которая постоянно провоцирует скандалы. Птицыну раздражало всё, даже старая липа. «– Её давно спилить надо. И листьев на ней нет, и спать не даёт – скрипит. – Ты тоже скрипишь, тебя же не пилят!»
Актриса Капитолина Ильенко исполнила роль крайне неуживчивой, «вздорной, паршивой старухи» Птицыной, которая постоянно провоцирует скандалы. Птицыну раздражало всё, даже старая липа. «– Её давно спилить надо. И листьев на ней нет, и спать не даёт – скрипит. – Ты тоже скрипишь, тебя же не пилят!»

Его взгляды полностью разделяют бодрая, пышущая жаром повариха Антонина Ефимовна, которая, чуть что, гневается: «Ну не зараза, а?! За 150 рэ я её клиентам буду киевские котлеты готовить – с чесноком, без чеснока…» и сестра Маша, рассекающая пространство сумрачных коридоров будто броненосец, а на любую просьбу стариков презрительно фыркающая: «Щас, разбежалась! У меня ноги-то не казённые!»

Всё меняется с появлением в доме ветеранов главного врача Варвары Дмитриевны. Она исцеляет не только изнурённые болезнями тела, но, что не менее важно, измученные одиночеством души, и медицинский кабинет очень скоро превращается в исповедальню.

Антонина Ефимовна, повариха – Наталья Гундарева
Антонина Ефимовна, повариха – Наталья Гундарева
Варвара Дмитриевна Волошина, главврач – Жанна Болотова
Варвара Дмитриевна Волошина, главврач – Жанна Болотова

За этот ад, за этот бред пошли мне сад на старость лет

Варвара Дмитриевна с энтузиазмом берётся за дело, разгоняя затхлый воздух островка безнадёжности, затерянного на окраине, навсегда лишая благостного покоя невозмутимого Федота Федотовича и Ко.

Фильм богат прекрасными режиссёрскими находками и нетривиальными решениями. Судьбы стариков открываются нам исподволь в практически статичном повествовании – через воспоминания, монологи, записки. Жизнь, почти угасшую в них, олицетворяет огромная сухая липа перед рассыпающейся на глазах усадьбой, а неподалёку, будто в противовес, шумит пионерский лагерь, взмывают в тёмное небо искры костров, танцуют дети, доносятся звуки музыки: «Лето, ах, лето! Лето звёздное звонче пой!»

Павел Андреевич, ветеран войны – Фёдор Никитин
Павел Андреевич, ветеран войны – Фёдор Никитин
Анна – Мария Скворцова
Анна – Мария Скворцова

В этой жизни соседствуют пролетающие в небе вертолёты и сияющие на фоне лазури старинные церковные купола, четыре неповоротливых колеса инвалидной коляски и два шустрых – велосипеда. Символы уходящей эпохи и наступающей новой жизни.

Читайте также:🕍

Музыка присутствует почти в каждом кадре, она – ещё один главный герой: невидимый, но безошибочно расставляющий смысловые акценты. Так, личная драма Варвары Дмитриевны дана единственным штрихом. Поздний вечер, женщина, задумавшись, стоит в тёмном кабинете, а фоном звучит песня: «Когда ты уходил, такой чужой, амуры на часах сломали лук и стрелы. Часы остановить тогда я не сумела, как не смогла остановить тебя».

-11
Алёша, сын Варвары Дмитриевны – Серёжа Озеров
Алёша, сын Варвары Дмитриевны – Серёжа Озеров

Есть место и трогательной истории любви: потерявший способность двигаться и говорить Павел Андреевич буквально возрождается к жизни заботами Варвары Андреевны и… присутствием Софьи Петровны Сербиной – аристократичной и строгой седовласой дамы, бывшей оперной певицы, в которой он узнаёт юную богиню, пленившую его, бойца Красной армии, в далёком и страшном девятнадцатом году.

Но много нас ещё живых, и нам причины нет печалиться...

Картина «И жизнь, и слёзы, и любовь» объединила Великих и Талантливых в неповторимый актёрский ансамбль. Именно ансамбль, поскольку в фильме нет главных и второстепенных ролей. Прекрасна Жанна Болотова с чистым и ясным лицом Мадонны, искренни и проникновенны Фёдор Никитин и Елена Фадеева, исполнившие роли Павла Андреевича и Софьи Петровны.

«Редеет круг друзей, но – позови,
Давай поговорим как лицеисты
О Шиллере, о славе, о любви,
О женщинах – возвышенно и чисто». Именно это стихотворение Геннадия Шпаликова читает Софья Петровна Павлу Андреевичу
«Редеет круг друзей, но – позови, Давай поговорим как лицеисты О Шиллере, о славе, о любви, О женщинах – возвышенно и чисто». Именно это стихотворение Геннадия Шпаликова читает Софья Петровна Павлу Андреевичу
«И старость забываю я, и жизни шлю благословенье...» Софья Петровна Сербина – Елена Фадеева
«И старость забываю я, и жизни шлю благословенье...» Софья Петровна Сербина – Елена Фадеева
Софья Сербина в молодости – Ольга Вяликова
Софья Сербина в молодости – Ольга Вяликова

Им не уступают в выразительности королева эпизодов Наталья Крачковская, очень правдоподобный заведующий домом ветеранов Пётр Щербаков, колоритный «осколок дворянства» Сергей Мартинсон, неподражаемый Евгений Евстигнеев – сильно пьющий мастер на все руки Степан Степаныч («Стаканыч»).

И, конечно, Наталья Гундарева – пунцовая от кухонного жара ушлая повариха, разбитная бабёнка, совершенно бесподобная и достоверная в каждом жесте, интонации, слове, даже смехе! Отдельного упоминания заслуживает кадр, где героиня Гундаревой перемешивает большим черпаком варево в огромной кастрюле с надписью «I бл» – тонкая режиссёрская ирония, как точка в конце фразы.

«– Я привык жить в комфорте Ву компрене? – До революции? – И до и после!» Егошкин, потомок русских дворян – Сергей Мартинсон. В этом фильме Сергей Александрович сыграл свою последнюю роль. 2 сентября 1984 года его не стало
«– Я привык жить в комфорте Ву компрене? – До революции? – И до и после!» Егошкин, потомок русских дворян – Сергей Мартинсон. В этом фильме Сергей Александрович сыграл свою последнюю роль. 2 сентября 1984 года его не стало
Степан Степанович («Стаканыч»), муж медсестры Полины Ивановны, завхоз – Евгений Евстигнеев
Степан Степанович («Стаканыч»), муж медсестры Полины Ивановны, завхоз – Евгений Евстигнеев
-18

Николаю Губенко удалось виртуозно соединить в одной киноленте трогающую до слёз глубину и лёгкий искромётный юмор. Вспомнить хотя бы сентенцию неумолимой как паровоз и столь же бездушной «сестрички» Маши «тяжело в лечении, легко в гробу» или уморительный диалог между Машей и Федотом Федотовичем:

– Новая главврач какая-то с приветом. По-моему, у неё не все дома.

– Она разведённая. Но не до такой же степени!

«И жизнь, и слёзы, и любовь», несмотря на нотки щемящей грусти, картина жизнеутверждающая.

Маша, медсестра – Наталья Крачковская
Маша, медсестра – Наталья Крачковская
-20

Об этом свидетельствуют аллеи тоненьких деревьев, посаженных стариками, и зазеленевшая весной старая липа; звуки шагов сердобольной и отзывчивой медсестры Полины Ивановны, которая всегда оказывается там, где она нужнее всего; бурная созидательная деятельность Степана Степановича и непреклонная добрая воля Варвары Дмитриевны.

А ещё в финале звучит победительно, прекрасно и мощно «Miserere» (лат. «Помилуй») из оперы Джузеппе Верди «Трубадур».

«Когда умирают старики – рушатся города», – говорили древние. Но там, где царит милосердие и доброта, нет забвения и нет смерти, а значит, есть место будущему.

Полина Ивановна, медсестра – Любовь Соколова
Полина Ивановна, медсестра – Любовь Соколова
Знаменитый тенор Иван Козловский сыграл в фильме самого себя
Знаменитый тенор Иван Козловский сыграл в фильме самого себя
-23

Это интересно:

Ранее:

Далее:

✅©ГалопомПоЕвропам

© Копирование текста без ссылки на первоисточник запрещено и является нарушением авторских прав.

-24
-25
-26
Чистов, ветеран войны – Михаил Брылкин
Чистов, ветеран войны – Михаил Брылкин
-28
-29
-30