В этой статье речь пойдёт о реактивном огне, турбо-ракетной жидкости и гоночном пауке . (Авторский перевод с американского).
С незапамятных времён принудительный наддув считался верным способом увеличения производительности двигателя без увеличения рабочего объёма. Тогда для этого использовался компрессор с механическим приводом и касалось это в основном гоночной техники. Так мощность моторов формулы-1 в 1951 году превышала 400 л.с. с объёма всего 1,5 литра. (про них здесь😊:) А использование выхлопных газов для вращения турбины применялось раньше только в авиационных силовых агрегатах. Но история появления турбо в дорожных двигателях связана с тракторостроением. Так в 1953 году компания Caterpillar впервые прикрутила турбину Garrett на свою тяжелую колёсную технику. Позже в технических отделах General Motors занялись подобной тематикой. В результате чего, задолго до широкого распространения турбомоторов, появились два непохожих, но всё же два первых автомобиля с «улиткой» под капотом.
Oldsmobile F-85 Jetfire (1962–1963)
В самом начале 60-х корпорация General Motors вышла на рынок с рядом компактных ( по американским меркам разумеется) моделей. Одной из них был Oldsmobile F-85 Cutlass под капотом которого устанавливался малообъёмный и лёгкий алюминиевый 3.5-литровый двигатель Rocket V8 215 мощностью 155-185 л.с., позаимствованный у Buick. Кому-то из боссов пришла идея добавить к имиджу пущей спортивности-молодёжности и взбодрить этот моторчик. Тогда ещё производители придерживались межкорпоративной этики и не ставили огромные V8 на компактные модели (такое началось здесь см 😊:) Тогда инженеры обратилась в Garrett AiResearch с идеей турбонаддува для дорожного автомобиля, где им подобрали подходящий девайс. При этом поршневую менять не стали и степень сжатия осталась высокая 10,2:1- как у мощных атмосферников тех лет. А для того, чтобы поршня не развалились от детонации, применили впрыск водометанола (технология взята не у трактористов, а у авиаторов).
Под капотом устанавливали ёмкость с жидкостью Turbo-Rocket Fluid ( смесь спирта и воды с какой-то антикоррозийной присадкой), которая при открытии дросселя охлаждала топливо-воздушную смесь и всё работало как надо. Двигатель, получивший название Turbo-Rocket V8, сочетал в себе высокую степень сжатия двигателя V8 Rocket от обычного F-85 Cutlass с турбонаддувом и специальным карбюратором, что обеспечивало мощность 215 л. с. и крутящий момент 405 н.м. (на Cutlass было 185 л.с. и 310 н.м.) Следует отметить, что компания Oldsmobile не планировала делать из F-85 Jetfire гонку и в общем получилось то, что было востребовано: комфортный компактный спортивный автомобиль с неплохой динамикой (8,5 сек до 60 миль/час) при умеренном расходе бензина.
Но… как-то разработчики совсем не учли то обстоятельство, что американский водитель, не привыкший заморачиваться дополнительными нюансами обслуживания автомобиля, забывал периодически доливать чудесную жидкость в бачёк, без которой двигатель переходил в овощной режим. Кроме этого, сервис требовал частой и тонкой настройки карбюратора, что добавляло гемора клиенту. А ещё мотор плохо дружил с автоматической коробкой, теряя тягу после 4600 оборотов. В общем за два года производства было выпущено 9607 штук F-85 Jetfire, большинство из которых дилеры бесплатно переоборудовали по желанию клиентов в атмосферный вариант, а выпуск турбовых Олдсмобилей был прекращен. В наши дни модель Jetfire с оригинальным двигателем Turbo Rocket V8 большая редкость и высоко ценится почитателями американской классики 60-х.
Chevrolet Corvair Monza Spyder/ Corsa (1962-1966)
Весной 1962 года, приблизительно в одно время с Oldsmobile F-85 Jetfire, другое подразделение General Motors - Chevrolet начало производство турбированной версии своего компактного заднемоторного Corvair, выпускавшегося с 1960 года. Это был необычный и нетипичный автомобиль для США: первый в истории GM несущий кузов, мотор в багажнике, при этом мотор оппозитный и к тому же воздушного охлаждения. Описывать достоинства и недостатки Корвэйра не наша задача, вернёмся к турбо. Chevrolet разумно выбрал более консервативный подход к турбонаддуву двигателя Corvair с воздушным охлаждением. Степень сжатия была снижена до 8,0:1, что помогло исключить детонацию, а избыточное давление наддува регулировалось не байпасной заслонкой (как у Jetfire), а за счёт противодавления в выхлопной системе. Такая система была достаточно надёжной хотя и примитивной по конструкции. Турбомотор был опцией к купе и кабриолетам Corvair Monza и назывался Corvair Monza Spyder (здесь Spyder обозначало не открытый кузов, как в Италии, а именно турбо-версию модели Monza).
Двигатель Spyder получил турбинку компании TRW, кучу усиленных деталей, в том числе кованый коленвал, более прочные шатуны, специальные поршни и кольца, а также более прочные клапаны и уплотнения. Мощность выросла до 150 л. с. по сравнению со 102 л. с. у атмосферника объёмом 2,4 литра, а стоила такая опция всего 317$, что подкупало клиентов.
Второе поколение Corvair вышло в 1965 году с изменённым дизайном в стиле бутылки "Кока-Колы"(см здесь😊), серьёзно переработанной подвеской и увеличенным объёмом двигателя до 2,7 литра. Турбированные моторы теперь развивали 180 л.с. и устанавливались опционально на Corvair Corsa. Через год, со снижением спроса, выпуск этой модели был прекращён, хотя последние Corvair были собраны в 1969 году. Наступила эра Масл-Каров (если интересно- здесь😊), динозавры турбо вымерли, чтобы через несколько лет возродиться по другую сторону океана в виде BMW 2002 turbo и Porsche 911(930) turbo.
В наши дни Chevrolet Corvair в целом и Spyder/Corsa в частности считаются одним из самых привлекательных и доступных по цене классических американских автомобилей 60-х. (У нас Запорожцы ушастые тоже любят!)
Все картинки в свободном доступе в интернете. Всем хорошего настроения!