Недавно я посетил автомобильный музей и услышал, что фигурка на капоте Rolls-Royce раньше вообще не ставилась на машины с завода! Да, да ,все верно - их символ и узнаваемая фишка появилась только со временем. Здесь сокрыта история любви. Я не знал. Меня этот факт заинтересовал и вот - делюсь с вами собранной информацией.
В статье вы узнаете что за статуэтка на капоте каждого автомобиля Rolls-Royce, кто эта женщина и что такое "Дух Экстаза".
Rolls-Royce основали в 1904 году. Первые Rolls-Royce выходили вообще без фигурки на капоте, просто со значком на радиаторе. История появления статуэтки связана с любовницей Джона Монтегю - барон из Англии и богатый фанат автомобилей. В начале 1900-х даже издавал журнал про автомобили и продвигал их в Британии. Он был другом Чарльза Стюарта Роллса и инженера Фредерика Генри Ройса. Сэр Монтегю - один из первых владельцев автомобиля фирмы Rolls-Royce.
У Монтегю была любовница — Элеонор Веласко Торнтон - его секретарша. Только вот Монтегю был женат, так что всё держали в тайне.
В 1909 году он решил сделать что-то особенное для своей машины — Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost. Он попросил друга, скульптора Чарльза Сайкса, сделать статуэтку на капот. Тот создал фигурку девушки в платье, с пальцем у губ, как будто просит хранить секрет. Назвали её «Шёпот».
Чуть подробнее про авто - все-таки канал автомобильный.
Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost
Уверен, вы слышали это слово сочетание - Silver Ghost - Серебряный призрак.
13 апреля 1907 года фирма Rolls-Royce представила прессе роскошный автомобиль модели 40/50HP. Это был фаетон с открытым 5-местным кузовом от фирмы Barker, который полностью выкрасили в серебристый цвет. Мало того, некоторые его детали действительно были покрыты серебром. Этот автомобиль с номером шасси 60551 был построен для управляющего директора компании Клода Джонсона. Джонсон заказал кузов у лондонского ателье Barker & Co.: машину окрасили в серебристый цвет, а фурнитура была покрыта слоем натурального серебра. Поэтому, а также благодаря бесшумной работе нового мотора, хозяин дал машине, подобно яхте, собственное имя The Silver Ghost.
Вскоре после доставки машины Клод Джонсон выставил ее на соревнования по надежности Scottish Reliability Trial и выиграл их. Rolls-Royce установил официальный рекорд, пройдя 14932 мили (почти 25 тысяч километров) без единой вынужденной остановки из-за неисправности. Результат получил широкую огласку, и за моделью Rolls-Royce 40/50 HP закрепилось полуофициальное прозвище Silver Ghost — хотя по праву такое имя несла только машина Клода Джонсона с номерным знаком AX201.
Кратенько по техничке:
Двигатель рядный, 6 цилиндров, объем 7 литров, мощность 48 лошадиных сил. Коленвал идеально уравновешен, благодаря этому - был тихим мотор. Более подробно историю авто можно прочесть здесь. Если кратко - модернизировали и даже потом применяли в военке. Легенда!
Кстати, такой авто был и у Ленина - можете прочесть у другого автора, как такой автомобиль спас ему жизнь!
Вернемся в историю
Мы остановились на 1909 году, когда барон Монтегю заказал статуэтку любовницы Элеонор Торнтон и поставил на капот. Интересно, как он объяснился перед женой?)
В 1915 году Элеонор погибла. Они с Монтегю плыли в Индию на пароходе "Персия" и их торпедировала немецкая подлодка. Это была Первая мировая, немцы тогда топили всё подряд. Командир подводной лодки не стал соблюдать так называемые «крейсерские правила» и не предупредил пассажиров выстрелом в воздух, подозревая, что пароход может оказаться вспомогательным крейсером или военным транспортом. Пароход затонул всего за несколько минут, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки.
Монтегю выжил — его нашли через несколько дней, он держался за шлюпку. Сэра Монтегю спас надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. А Элеонор утонула, ей было всего 35. Прочитав это, можно вспомнить сцену из Титаника, только наоборот. Но нет - согласно его рассказу, они держались за руки, а взрывом их отбросило друг от друга. Верим? Верим.
Её образ остался жить. Та фигурка, которую Сайкс сделал, стала основой для будущей статуэтки Rolls-Royce. В 1911 году в Rolls-Royce задумались: надо бы свою статуэтку сделать, а то владельцы лепили на капоты кто что хотел — орлов, львов, всё подряд. Руководству это не нравилось. Они хотели, чтобы машины выглядели солидно. Один из боссов, вышеупомянутый Клод Джонсон, попросил Сайкса придумать что-то, что бы показывало дух Rolls-Royce — скорость, тишину, мощь. Сайкс переделал свою «Шёпот».
Теперь девушка стояла с раскинутыми руками, платье развевалось, как крылья. Назвали её «Дух экстаза».
Джонсон сказал, что она будто наслаждается ветром и скоростью, стоя на носу машины. Мне это описание прям понравилось.
Но не все были в восторге. Сам Генри Ройс, один из основателей компании, был против. Говорил, что эта штука мешает обзору и вообще лишняя. Из-за этого её сделали опцией: хочешь — ставь, не хочешь — катайся без неё. И только в 1923 году в Rolls-Royce решили ставить на все машины с завода. К тому времени она уже стала знаменитой. Сначала их делали вручную — сам Сайкс с дочкой отливали каждую. А сейчас всё по-современному: есть даже из золота или с бриллиантами!
Согласно статье в Википедии, существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги.
А еще я для вас записал видео с этим Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost
Заключение
Мне очень понравилась эта история. Те, кто зашли прочесть статью, когда увидят Rolls-Royce и статуэтку, с удовольствием расскажут этот факт своим знакомым. На мой взгляд, это увлекательно. За этой статуэткой — не просто металл, а целая жизнь. Любовь, трагедия, память. Элеонор так и не увидела, как её образ стал символом роскоши. А Монтегю, говорят, до конца жизни ставил её на свои машины — в память о ней.
Ну что, признавайтесь, кто знал, что её не сразу ставили на Rolls-Royce? Или у вас есть свои байки про машины и их символы? Пишите в комментариях, мне интересно послушать! Если понравилось, ставьте лайк и подпишитесь - как видите, свои статьи я делаю качественно и делюсь интересным! До встречи, друзья!
Рекомендую к прочтению!