ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»
ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ НИЖНЕГО ПАРКА
Предыдущая публикация:
АНСАМБЛЬ МАРЛИ
Марли-ле-руа в дополнение к Версалю
Марлинская аллея, как и две боковые аллеи, выводят в одну точку – к пруду внушительных размеров прямоугольной формы. Расположенный на противоположном берегу небольшой дворец кубической формы своей миниатюрностью подчёркивает его масштабы, усиливает впечатление, и посетители в восхищении замирают. Перед взором открывается панорамный вид на Марлинский ансамбль.
Этот пруд – эпицентр западной части Нижнего парка. Раскинувшийся вокруг него ансамбль занимает огромную территорию. Пожалуй, не меньшую, чем ансамбль Большого каскада. Однако атмосфера места совсем другая. Здесь нет пафоса и величия. Здесь – гармония и идиллия райского сада. И не случайно!
Уже закончилось строительство Верхних (Нагорных) палат (на их месте позже появился Большой дворец) и активно велись работы на Большом каскаде перед ними. Подходило к концу оформление интерьеров царского дворца в восточной части парка, когда в 1720 году началось создание Марлинской усадьбы. Именно усадебное хозяйство задумал разместить в западной оконечности парка Пётр 1. И это была не просто блажь. Чтобы принимать огромное количество гостей в парадной морской резиденции, нужно было позаботиться о том, чем их угощать. Огороды у Петра были в Верхнем саду. Здесь, на побережье, на обширной территории раскинулись фруктовые сады.
Но не только утилитарные цели преследовал русский царь. Эстетическая сторона имела для него огромное значение. Пленившись королевским Версалем в 1717 году, Пётр грезил фонтанами. Версаль был представительским местом, демонстрировал всему миру величие и богатство французского короля. Но в ту же поездку русский царь посетил другую резиденцию французского короля. Людовик 14 построил собственную загородную виллу для уединённого отдыха от шумного двора.
Пётр 1 был удостоен чести и получил приглашение в эту приватную резиденцию под названием Марли-ле-руа. Она пленила Петра не меньше Версаля. В первую очередь, своей планировкой: огромный водоём (канал) был главной осью симметрии. Обращённый к нему небольшой королевский дворец на его фоне казался миниатюрным. Для гостей, удостоенных посещения королевской резиденции, вдоль канала стояли гостевые дома. Вокруг были разбиты сады, украшенные скульптурой, фонтанами, водоёмами.
Если Версаль стал впоследствии резиденцией французских королей, Марли-ле-руа не повезло. Усадьба, созданная лично для Людовика 14, не пользовалась вниманием последующих монархов и постепенна пришла в запустение, а во времена французской революции была разграблена. Дворец и павильоны были проданы республиканцами предпринимателю под размещение текстильной фабрики. Но фабрикант очень скоро разорился, и дворец Короля Солнца в конце 18 века пошёл под снос. Но к моменту своего исчезновения во Франции Марли-ле-руа на другом конце Европы уже имел своё продолжение.
Русская усадьба по-французски
Создавая свою морскую резиденцию по образу Версаля, Пётр преследовал иные цели, чем французский король. Петергоф прославлял величие и мощь российской державы, а не её монарха. Версаль раскинулся на площади 900 гектар. У Петра была возможность занять своей резиденцией всю прибрежную территорию, но он ограничился сравнительно небольшим участком (около 115 гектар), передав земли вокруг Петергофа своим приближённым под строительство усадеб. Собственное усадебное хозяйство ему пришлось размещать на этой же территории. Оно заняло примерно десятую часть Нижнего парка.
Свою усадьбу Пётр создавал в соответствии с русскими традициями. Но, так же как в других частях парка были использованы мотивы, навеянные фонтанами Версаля, здесь нашли отражения впечатления от поездки в Марли-ле-Руа. Также, как во французской усадьбе, огромных размеров водоём стал эпицентром петровской усадьбы. Усадебный дворец, построенный на его берегу, поначалу именовали Малые приморские палаты (напомню, что Большой дворец называли Верхними или Нагорными палатами). Но вскоре Пётр назвал его по аналогии с французским – дворец Марли (1720-1723, И.Браунштейн). Он и дал название этой части петергофского парка.
Однако дворец, запланированный одноэтажным, уже после возведения под крышу сразу был перестроен. Он потерялся в пространстве, и Пётр повелел надстроить его вторым этажом. В итоге миниатюрный дворец Марли приобрёл форму куба и оказался удивительно пропорциональным. Построенный в стиле петровского барокко, он гармонично вписался в пространство своей лаконичностью, минимализмом и совершенством форм. Рустованные стены, чёткая горизонтальное и вертикальное членение здания, изломанная двускатная крыша и небольшой ажурный балкончик – ничего лишнего, ничего удивительного, но очень эффектно! Дополняет картину отражение дворца в зеркальной глади пруда.
Марлинский пруд и его многофункциональность
Водоёмы в парках 18 века – неотъемлемая деталь. Их использовали в практических целях. В первую очередь, они выполняли функцию противопожарной защиты. Кроме того, вода использовалась для полива растений. И, конечно, в прудах разводили рыбу. Но имели водоёмы и эстетическое значение. Пруды, расположенные перед дворцами, являлись своеобразным архитектурным приёмом. Отражение в воде подчёркивало красоту здания, являлось его продолжением и привлекало внимание.
Чаша Марлинского пруда обрамлена гранитным поребриком и узкой полосой зелёного газона, вдоль которого с трёх сторон вытянулись ряды лип. Их кроны, подстриженные в форме куба, плотно примыкают друг к другу и перекликаются с газоном. Узкая воздушная полоса между ними создаёт удивительный эффект: липы словно поддерживают стены дворца, и он кажется парящим в воздухе.
Три аллеи, которые выводят к Марлинскому пруду, словно ныряют в него, чтобы соединиться на противоположном берегу в одной точке – у Марлинкого дворца. Это ещё одна архитектурная хитрость – трёхлучие. Три улицы или аллеи, начинаясь у одного объекта, разбегаются от него лучами. В результате, по какому бы из лучей мы не двигались, в перспективе нас будет привлекать один и тот же объект. Этот приём всем нам хорошо знаком: в Петербурге три улицы, расходящиеся от башни Адмиралтейства, задали дальнейшее направление развитие города. Но в Петергофе трезубец появился раньше. Центральный луч, Марлинская аллея, – продольная ось симметрии ансамбля. Через пруд проходит и поперечная ось, что создаёт необыкновенный эффект.
Снова на распутье
Выведенные лучами аллей к пруду посетители парка надолго замирают в этом месте, пытаясь объять взором открывшуюся перед ними картину. А картина, в самом деле, хороша, куда ни глянь! Однако, в отличие от ансамбля Большого каскада, панорама не открывается сразу, не просматривается насквозь. Симметрия заметна лишь по поперечной оси. Продольная ось делит территорию на два абсолютно разных участка.
Справа вдоль пруда тянется насыпной холм. У его подножия – яблоневый сад. Ветви яблонь подстрижены так, что вершина холма остаётся открытой. На нём на фоне неба картинно выставлены подстриженные в виде шара деревья. Издалека они напоминают игрушечные модели огромного макета. Тем привлекательнее выглядит этот холм и вызывает непременное желание подняться наверх. За ним ведь море!
Литориновый уступ тянется с другой стороны пруда. С Марлинской аллеи его ещё трудно рассмотреть. Его закрывают зелёные боскеты, созданные из высоко подстриженных кустов и вставшие за ними тёмной стеной высокие ели. Благодаря им это место получило название Елевая гора. Два высоких водяных столба пробивают этот сплошной зелёный массив и сразу вызывают интерес. Загадочным лесом выглядит эта часть парка на контрасте с противоположным открытым к морю холмом на берегу.
И снова приходится выбирать, куда свернуть у Марлинского пруда. В выбранном мной маршруте я, не сомневаясь, иду направо, чтобы лишний раз не возвращаться и постараться ничего не пропустить. Но для начала надо обернуться и рассмотреть вазы, которые оказались у нас за спиной. Они поставлены в начале Марлинской аллеи и служат своеобразными пропилеями Марлинского ансамбля. Когда мы подходили к пруду с повисшим над ним дворцом, оторваться от открывшейся впереди панорамы и отвлечься на вазы было невозможно. Теперь, когда первое впечатление уже отпустило, когда выбран дальнейший маршрут, самое время их увидеть.
Первая пара Марлинских ваз
Огромные вазы высотой более полутора метров, установленные на пьедесталах из бежевого песчаника, изготовлены из мрамора и украшены позолоченными гирляндами и листьями аканта. Традиция использования таких ваз-сосудов в садах появилась ещё в Древнем Риме. Они являлись символами процветания и статуса владельца, но в этом месте в Петергофе они появились только в конце 1920-х годов. Вазы были изготовлены на рубеже 18-19 столетий неизвестным мастером по рисунку Андрея Воронихина, но предназначались для дворцово-паркового ансамбля в Стрельне.
Поскольку Константиновский дворец и разбитый вокруг усадебный парк после революции были включены в жизнь молодого советского государства для решения насущных задач (во дворце была открыта школа-колония для беспризорных детей), парковую скульптуру из Стрельны вывезли. Эти вазы нашли своё место в начале Марлинской аллеи. Вероятно, этому поспособствовали вазы, уже стоявшие на аллее у Морского канала, которые были изготовлены в начале 19 века самим Воронихиным, работавшим в то время в Петергофе.
Ну а теперь самое время задуматься, как же попасть к фонтанам, вырывающимся из зелени боскетов?
В следующий раз уже о Марлинском каскаде.
Продолжение читайте, переходя по ссылке:
а начало прогулки здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!