Можно смело сказать, что прогрессивные преобразования в стране во время правления царевны Софьи Алексеевны не были бы столь значительными, если бы не ее фаворит, принимавший активное участие в государственных делах – князь Василий Голицын. Это был талантливый государственный деятель, во многом опередивший свое время. Недаром историк Василий Осипович Ключевский назвал его «ближайшим предшественником Петра».
Князь из гедиминовичей
Василий Голицын принадлежал к старинному, многочисленному и именитому роду князей Голицыных, корни которого уходят к литовскому князю Гедимину. Василий родился в 1643 году в Москве, его родителями были князь Василий Андреевич Голицын и Татьяна Ивановна Ромодановская, также княжеского рода. Предки Василия Голицына с XV века состояли на службе у московских князей, а потом и царей, занимая при дворе высокие должности. За службу были награждены поместьями и чинами, поэтому семья князя была богатой.
Василия с детства готовили к государственной службе. На его образование родители денег не жалели и тщательно подбирали ему опытных наставников. Он получил очень хорошее и разностороннее образование, был начитанным человеком, свободно владел несколькими языками, в том числе немецким, польским, латинским, был обучен военному делу.
Уже в пятнадцать лет Василий Голицын начал службу во дворце. Сначала он был стольником и чашником у царя Алексея Михайловича, в 20 лет в качестве царского возницы ездил с царем на богомолья. В 1675 году он возглавил выборную сотню стольников.
Служба при Федоре Алексеевиче
В 1676 году умирает царь Алексей Михайлович, и трон переходит к Федору Алексеевичу. Молодой царь стал продвигать князя Василия. Голицын становится первым полковым воеводой, участвует в отражении крымских и турецких набегов. В том же году он проявил себя как дипломат. Он предотвратил принятие заднепровским гетманом П.Д. Дорошенко турецкого подданства и привёл его в российское подданство. За это был награжден золотой булавой и возведён в ранг боярина. В том же году Василий Голицын назначен заведовать Пушкарским и Владимирским судными приказами.
Жизнь Василия Голицына сильно изменилась. Молодой царь очень благоволил Голицыну, прислушивался к его советам, и скоро князь Василий стал одним из ведущих государственных деятелей и советчиком Федора Алексеевича. Голицын занимался реформой в армии. По его совету царь своим указом отменил местничество. Много времени Василий Голицын проводил и на территории современной Украины в качестве первого воеводы, выступая против турецких и крымских войск. К концу правления Федора Алексеевича князь Василий Голицын стал первым боярином в Думе.
В апреле 1682 года царь Федор Алексеевич скончался, не оставив наследников. В России наступил сложный период, когда два клана, Милославских и Нарышкиных, делили власть. В результате Стрелецкого бунта правительницей в России стала царевна Софья Алексеевна.
Василий Голицын при царевне Софье
При правительнице Софье взлет князя Василия Голицына продолжился с еще большей скоростью. Во время правления царя Федора Софья и Василий Голицыны были одними из самых близких для молодого царя людьми. Софья как старшая сестра опекала болезненного брата. А заодно наводила хорошие отношения с ближними боярами и училась государственной деятельности. Особенно она сдружилась с князем Василием Голицыным.
Князь был образованнейшим человеком, отличающимся острым умом. Он говорил и читал на основных европейских языках и латыни, прекрасно разбирался в европейской культуре и искусстве и был сторонником европеизации страны. Его дом был островком Европы в Москве. Французский посол Фуа де ла Невилль в своем труде «Записки о Московии» писал о Голицыне после посещения его дома:
«Я думал, что нахожусь при дворе какого-нибудь италиянского государя. Разговор шёл на латинском языке обо всём, что происходило важного тогда в Европе; Голицын хотел знать моё мнение о войне, которую император и столько других государей вели против Франции, и особенно об английской революции… Дом Голицына был одним из великолепнейших в Европе».
Кроме того, князь Голицын был красавцем с пронзительным взглядом, одевающимся по польской моде. Умная, независимая, хорошо образованная Софья, интересующаяся европейской культурой и обычаями, не могла не потянуться к Василию Голицыну. У них было столько общего – и интересы к европейской культуре, и желание реформировать Россию.
Сразу после Стрелецкого бунта Голицын был назначен главой Посольского приказа, то есть, по современным меркам, министром иностранных дел, и «сберегателем царской печати». Но фактически он влиял на все, что исходило от правительства Софьи. Он отвечал не только за внешние, но и внутренние дела в стране. Все реформы, которые были осуществлены в период правления царевны Софьи, разрабатывались при непосредственном его участии. В его руках была сосредоточена огромная власть, а для правительницы Софьи он стал первым советником и помощником.
Особенно прославился князь Голицын на дипломатическом поприще. Он занимался продлением Кардисского договора со Швецией. Он отправлял посольства в Варшаву и Константинополь, ведя хитрую политику, помешавшую Речи Посполитой и Османской империи объединиться и выступить совместно против Москвы. Наоборот, благодаря его усилиям был заключен договор между Россией и Речью Посполитой. Он лично подготавливал делегацию и определял условия для подписания Нерчинского договора – это был первый договор с Китаем.
Но не все удавалось блистательному князю. Два Крымских похода - 1687 и 1689 годов, которые воевода князь Василий Голицын возглавил лично, были для российского войска неуспешными.
Семь лет князь Василий Голицын фактически стоял у руля власти. Помимо крупных реформ, в стране происходило много преобразований, к которым также был причастен князь Голицын. Он приглашал в Россию европейских мастеров, ученых, лекарей, художников, учителей, которые селились в Немецкой слободе, которую потом так любил посещать царь Петр Алексеевич. Он поощрял, когда боярские дети ездили обучаться в Европу и когда русские дворяне выписывали из-за границы книги и произведения искусства.
Голицын повлиял на московскую моду. Под его влиянием еще при Фёдоре Алексеевиче чиновникам рекомендовано было вместо долгополых одежд носить венгерские и польские платья и брить бороды. Сам князь носил польское платье и пользовался косметическими средствами, он был для многих образцом для подражания.
У князя были широкие планы, касающиеся социально-политических реформ. Он собирался даровать свободу вероисповедания, развивать освоение Сибири, открыть посольства при европейских дворах. Он даже хотел отменить крепостное право, о чем В.О. Ключевский писал:
«Подобного рода планы разрешения крепостного вопроса вернулись в государственные умы в России не раньше, чем через полтора столетия после Голицына».
Отношения с царевной Софьей
Семь лет, с 1682 по 1689 годы, царевна Софья Алексеевна была правительницей России. И семь лет рядом с ней был князь Василий Голицын – самый верный друг и самый надежный помощник. Голицын пользовался безграничным доверием царевны и обладал привилегией навещать царевну в царских покоях.
Вокруг отношений царевны и князя ходило много слухов и при их жизни, и после. Их отношения действительно были очень близкими. Софья писала Голицыну в письмах: «свет братец Васенька», «душа моя, сердце моё». Но были ли их отношения дружескими или, все-таки, любовными – можно только гадать. Потому что достоверных доказательств их любовной связи нет.
Есть записки француза Фуа де ла Невилля, который писал:
«Царевна Софья, готовая на всё, захотела для успокоения совести заменить скандальную связь с этим фаворитом на таинство брака. Вся трудность заключалась в том, чтобы избавиться от жены Голицына, на что этот князь не мог решиться, будучи честным по природе; к этому нужно прибавить, что он получил за ней в приданое большие имения и имел от нее детей, которые были ему дороже, чем те, что были от царевны, которую он любил только ради своей выгоды».
Далее, развивая эту тему, французский дипломат пишет, будто Софья подговаривала Голицына свою жену постричь в монахини, чтобы им самим можно было обвенчаться. И дальше он пишет, что она даже собиралась
«…заставить Голицына согласиться на убийство двух царей, на которое она твердо решилась, считая, что этим обеспечит власть себе, своему будущему мужу и их детям».
А для того, чтобы их брак признали «всем миром», Софья даже предлагала
«…направить посольство в Рим для объединения Церквей. Когда это удастся, то вызовет одобрение и уважение».
Стоит ли говорить, что часть этих утверждений являются плодом воображения Невилля – вряд ли Софья делилась с ним своими планами. Кроме того, Невилль, посетивший Москву в год свержения царевны, для своих записок часто пользовался просто слухами, а также сведениями из источников, явно предвзято относящихся к царевне Софье.
В тоже время, современники, близкие ко двору, говорили, что вопрос о разводе князя Голицына с женой, Авдотьей Ивановной Стрешневой, никогда не стоял. Жили супруги хорошо, имели шестерых детей. Старший сын Алексей служил в Посольском приказе, был помощником отца и пользовался доверием Софьи.
Брак царевны и князя вызвал бы большой скандал, что непременно разрушило бы репутацию и власть Софьи, а на это честолюбивая царевна не пошла бы даже ради любви. К тому же их с князем потомство не имело бы право на царскую фамилию и трон, так как в то время продолжение рода происходило строго по мужской линии.
И совсем маловероятным является то, что Софья вынашивала планы по объединению церквей. Она была очень религиозна и богобоязненна. Для нее измена православию, как и связь с женатым мужчиной, были невозможны.
Скорее всего, Софья, не отличающаяся привлекательной внешностью, действительно была влюблена в князя, умного, сильного, красивого. Но Голицын, который был старше Софьи на 14 лет, относился к царевне просто с уважением. Они были соратниками, связанными общим делом, которому они отдавались целиком. И для честолюбивой Софьи Голицын как соратник был намного важнее, чем Голицын как любовник. Она ему писала:
«Если бы ты так не трудился, никто б так не сделал».
А что касается слухов, так Софье приписывали связь не только с Голицыным, но и с князем Иваном Хованским, дьяком Федором Шакловитым.
Жизнь в опале
1689 год изменил все. Брат Софьи Петр Алексеевич подрос и сверг сестрицу, а вместе с ней отстранил от власти и ее ближайшее окружение. Стоит сказать, что блистательный князь Василий Голицын повел себя не по рыцарски. Он отстранился от политической борьбы царевны Софьи и ее брата и просто уехал в свое имение. Когда Петр одержал победу, он добровольно явился к нему. Возможно, этим он спас свою жизнь.
Боярин Василий Голицын был лишен всех чинов и званий, его вотчины, имения и прочие богатства были отписаны на государя. Ему остался только княжеский титул. Вместе с семьей бывшего фаворита царевны сослали на север – в Архангельскую губернию. 25 лет князь Голицын скитался из одного северного поселения в другое, нигде его надолго не оставляли. Последние его годы прошли в поселке Пинега, где он скончался 21 апреля 1714 года в возрасте 71 года.