27 апреля 1682 года скончался 20-летний царь Федор Алексеевич. Это событие не было неожиданным. Царь хоть и был молод, но с детства был слаб здоровьем, много болел. И хотя он успел дважды жениться, детей не оставил. Но у него было два младших брата - 15-летний Иван и 10-летний Петр. Казалось бы, все ясно – трон по старшинству должен был перейти к старшему из братьев – Ивану. Но ситуация оказалась непростой.
Непростой вопрос престолонаследия
Иван был сыном царя Алексея Михайловича от его первой жены Марии Милославской. Петр – сыном царя от второй супруги, Натальи Нарышкиной. Иван хоть и был старшим, но, как и все сыновья Алексея Михайловича от Милославской, был очень болезненным, и к тому же, «слаб умом». Поэтому для царствования не подходил. Петр был младшим, но здоровым и умным отроком.
Еще в ожидании кончины Федора Алексеевича знать разделилась на два клана. Одни поддерживали Милославских и, соответственно, были за возведения на престол царевича Ивана. Вторые были за Нарышкиных и за царевича Петра. В этой ситуации неожиданную для себя активность проявила опальная царица Наталья Нарышкина. Она всегда была равнодушна к государственным делам, но сейчас включилась в политическую борьбу, отстаивая интересы своего сына.
Австрийский дипломат Иоганн Корб приводит ее слова, с которыми она обратилась к боярам:
«Отрок… больше подает надежд, чем брат его Иван. Благородство души, быстрое понятие, трудолюбие в столь юном возрасте — всё это ясно показывает, что в нем кроется зародыш великих свойств и царских доблестей».
И ей действительно удалось не только заручиться поддержкой патриарха Иоакима, но и склонить на свою сторону представителей многих старинных княжеских родов: Одоевских, Черкасских, Долгоруких, Ромодановских, Голицыных, Репниных, Куракиных и других. На стороне Петра был и влиятельный клан Шереметевых.
Многие из них готовы были отстаивать интересы юного Петра с оружием в руках, и в день кончины Федора Алексеевича явились во дворец, спрятав под одеждой оружие и панцири. Но они не понадобились.
Власть переходит к Нарышкиным
Едва закончилась процедура прощания с почившим царем, в его палаты, где находились и оба царевича – Иван и Петр, явились патриарх с архиереями, члены Боярской думы и объявили о решении возвести на престол Петра Алексеевича.
В тот же день жители Москвы начали присягать царю Петру Алексеевичу, гонцы поскакали в разные концы с указами о приведении к присяге народа. В тот же день был также отправлен указ о возвращении из ссылки Артамона Сергеевича Матвеева, который был объявлен «великим опекуном». Также в Москву были возвращены младший брат Натальи Кирилловны Иван и другие представители Нарышкиных.
Сторонникам Милославских было сложно противостоять этому решению. Всем было ясно, что царевич Иван не может быть полноценным царем по причине своего здоровья. К тому же, большая часть московской аристократии приняла сторону Петра. Но Милославские сдаваться не собирались, так как сдаться означало опять потерять все ключевые посты, всю власть при дворе. И хотя поначалу они затаились, но решили прибегнуть к другой силе.
Царевна Софья и ее интерес
С решением Боярской думы не могла согласиться царевна Софья. И у нее для этого были свои веские аргументы.
- Софья прекрасно понимала, что когда к власти придут Нарышкины, они не простят Милославским то, что при них Нарышкины лишились власти и были сосланы подальше от Москвы. И теперь такая же участь ждала и Милославских. А ей, Софье, и ее сестрам, в лучшем случае грозил монастырь.
- Софье уже исполнилось 25 лет, за время правления брата Федора она вошла в курс государственных дел, на многое она имела свой взгляд. К тому же, она была очень честолюбива. Конечно, она прекрасно понимала, что ее, женщину, никогда вы выберут царицей. У ее больного, практически парализованного брата и то шансов было больше. И этот больной и не способный к государственным делам 15-летний брат ей очень нужен был на троне. Ведь она тогда будет править вместо него, став его регентом. Правда, с таким здоровьем брата долго это может не продлиться. Но у нее уже был план. Она собиралась быстрее женить брата, чтобы у того родился наследник, при котором она еще долгие годы продолжит быть регентом.
Свой строптивый характер и то, что она не собирается быть «задвинутой», Софья показала уже в день похорон Федора Алексеевича. Когда тело умершего царя под звон колоколов понесли в Архангельский собор - царскую усыпальницу, за гробом, согласно обычаям, шли две вдовствующие царицы: Наталья Кирилловна и Марфа Матвеевна, вдова Федора Алексеевича, и с ними царь Петр. И вдруг вопреки традиции, запрещавшей царевнам показываться на публике открыто, в похоронную процессию буквально ворвалась Софья. Один из современников писал:
«…Софья настояла на том, чтобы идти непременно в церковь за телом своего брата; и как ни отговаривали ее от этого небывалого поступка, никакими мерами нельзя было убедить ее отказаться от своего намерения».
Присутствующий на похоронах польский дипломат писал, что, возвращаясь с похорон, царевна Софья кричала толпе:
«Смотрите, люди, как внезапно брат наш Феодор лишен жизни отравой врагами-недоброжелателями! Умилосердитесь над нами, сиротами, не имеющими ни батюшки, ни матушки, ни братца-царя! Иван, наш старший брат, не избран на царство… Если мы провинились в чем-нибудь пред вами или боярами, отпустите нас живыми в чужую землю, к христианским царям!».
Так Софья принародно заявила о незаконности новой власти. Чем не боевой клич, призывающий к борьбе?
Стрельцы и их требования
А дальше начали действовать помощники Софьи, ее дядя Иван Михайлович Милославский, его сын Александр и племянник Петр Андреевич Толстой, а также князь Иван Андреевич Хованский. Именно они стали теми подстрекателями, чьи действия спровоцировали кровавые события, вошедшие в историю как Стрелецкий бунт 1682 года. Взбунтовавшиеся стрельцы, подстрекаемые Милославскими, 15 мая ворвались во дворец и расправились с родней царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, а также убили только что вернувшегося из ссылки Артамона Сергеевича Матвеева.
Нарышкины опять потеряли свою власть. Результатом бунта стало и то, что в государстве появилось два царя и одна государыня.
26 мая 1682 года во дворец явились выборные от стрельцов с требованием, чтобы Иван был признан первым царем, а Петр – вторым царем. Боярская дума, напуганная недавними погромами и опасающаяся их повторения, была вынуждена согласиться с их требованиями и обратилась к царевичу Ивану Алексеевичу с просьбой принять российский престол совместно с братом «для всенародного умирения». О воцарении обоих братьев тут же было объявлено народу. Венчание на царство обоих царей состоялось 25 июня.
Царевна Софья радовалась: такое возвышение Ивана над Петром отвечало ее интересам. Как писал историк С. М. Соловьев, бояре
«…сочли за нужное… понизить Петра перед Иоанном, чтоб тем самым понизить царицу Наталью Кирилловну, отнять у нее возможность требовать себе правительства».
Через три дня стрельцы опять явились во дворец – с новым требованием. Так как оба царя, один из-за недееспособности, другой по малолетству править еще не могли, то регентшей при них должна стать царевна Софья Алексеевна.
Царевна Софья принимала на себя правление государством с титулом:
«великой государыни, благоверной царевны и великой княжны».
Начало двоецарствия
В стране наступил период, получивший название двоецарствие. Продлился он почти 14 лет, до февраля 1696 года.
К венчанию двух юных царей был специально изготовлен двухместный трон. В его спинке проделали окошечко, задрапированное красным бархатом. Во время приемов находившаяся за спинкой трона Софья через это окошечко подсказывала царям, что они должны говорить и как себя вести.
После венчания царица Наталья Кирилловна вынуждена была вместе с сыном Петром удалиться от двора. Она с детьми переехала в подмосковное имение в селе Преображенское и появлялась в Москве вместе с Петром только для официальных церемоний, предусматривающих их обязательное присутствие.
Хозяйкой во дворце и в стране стала государыня Софья Алексеевна.
Но фактически Софья взяла власть в свои руки раньше, еще во время бунта.
Захват власти царевной Софьей
Кровавая расправа стрельцов длилась три дня. В том, что она не возобновилась вновь, большая роль принадлежит царевне Софье. 17 мая стрельцы опять явились во дворец, правда, без оружия. Но у них были новые требования. К ним вышла царевна Софья – как главный представитель царского семейства. Стрельцы требовали выдать им царского деда – отца царицы Натальи Кирилловны, Кирилла Полуектовича Нарышкина. Одни требовали его казни, другие – сослать в монастырь. Царевна выслушала стрельцов и своей спокойной и твердой речью она убедила их оставить старику жизнь. В тот же день он принял постриг в Чудовом монастыре с именем Киприан, и на следующий день его вместе с младшим сыном Федором отправили под конвоем в Кирилло-Белозерский монастырь.
Софья и дальше продолжала удерживать бунтовщиков от расправ. Как писал историк С.М. Соловьев:
«Софья выдвинулась сама собою на первый план, и никто ей не мешал: это было единственное лицо из царского дома, которое хотело управлять, и всё волею-неволею обращалось к ней, к ней обращались и стрельцы со своими просьбами или требованиями, и, разумеется, Софья спешила удовлетворить их».
Софья использовала свой авторитет не только для усмирения стрельцов. Она взяла в свои руки и управление государственным аппаратом, и благодаря ей уже после трехдневного перерыва он начал работать бесперебойно. 17 мая она вместо погибших и опальных сановников из клана Нарышкиных назначила новых, верных Милославским руководителей наиболее важных государственных учреждений. Так, ее дядя Иван Михайлович Милославский встал во главе Рейтарского, Пушкарского и Иноземного приказов, во главе Стрелецкого приказа она поставила князя Ивана Андреевича Хованского, а его сына Андрея Ивановича - во главе Судного приказа. Князь Василий Васильевич Голицын стал начальником Посольского приказа и финансовых учреждений.
Руководителями других приказов стали многие представители знатнейшего боярства. Тем самым Софья привлекла на свою сторону даже бояр, поддерживающих ранее Нарышкиных: князь Иван Борисович Троекуров, князь Никита Иванович Одоевский, боярин Петр Васильевич Большой Шереметев и другие.
Царевна Софья руководила страной до 1689 года.
Продолжение в следующих публикациях.
Начало статьи про царевну Софью:
Другие статьи, связанные с темой данной публикации: