Возьмём колышки, которые у меня накопились за 40 лет. И устроим им... соревнование.
==================================
Я довольно давно хожу в леса и горы. Чуть больше четырёх десятков лет.
За это время разных палаток использовал.. порядочно. Вот советского времени брезентовая Малютка - сколько с ней пройдено. Вот Normal Lotus 1,5 - и с ней тоже.. сравнимо. Двухместная Canadian Camper Explorer 2 ALU. Лёгонькая Big Agnes Fly Creek 2 UL. Маленький и очень лёгкий "шатёр" Flame's Creed LanShan 1. Гамак-палатка Rebel Gears.
Опыт использования некоторых из них уже рассматривал (ссылки - в конце текста), о некоторых ещё будет речь. Но сейчас не об этом.
***
Периодически, когда говоришь о палатках, всплывает тема колышков для них.
А надо сказать, что фабричные колышки я использовать перестал. Совсем. Уже год как полностью перешёл на самодельные, карбоновые (ссылка на статью о том, как любой человек может себе их сделать - в конце текста). Поскольку они и удобнее, и легче, и вообще - лучше.
Параметры их такие: полная длина - 25 см, толщина карбонового прутка - 4 мм, зацеп сформирован из двух стопорных шайб диаметром 12 мм, поджатых друг к другу.
Впечатления от этих колышков на практике - только положительные, так что первоначальное количество не так давно удвоил.
Однако периодически же, стОит мне об этих колышках упомянуть, в комментариях появляются... скептики.
Как правило, критику свою они сосредоточивают на толщине самодельных колышков, игнорируя остальные их параметры, прежде всего - длину.
Спорить с ними... ну, получается как с любым спором в интернетах. Я им "работают", они мне "не может быть". Я им "держат", они мне "не может быть". Я им "лучше фабричных", они мне.. всё то же.
Неинтересно получается.
И вот в комментариях под статьёй про только что испытанную отличную палатку-"домик" конструкции петербуржца Алексея Ворова (ссылка на статью - в конце текста) снова возникло... это. Причём скептиком проявил себя непосредственно автор палатки.
Наперёд уже угадывая знакомую тему, прямо в тексте статьи предложил я сомневающимся встретиться вживую да практическим способом вопрос закрыть. Ну, данное предложение особого энтузиазма не вызвало.. зато прозвучавшее в ходе дискуссии слово "динамометр" направило мои мысли в новое русло: "А почему бы и нет?".
Почему бы мне самому не провести между колышками объективное состязание? А то пока там скептики раскачаются, жизнь мимо пройдёт, мда.)
***
И вот ясным солнечным деньком пошёл я в свой ближний лес. Птичек и тишину послушать, чайку с дымком попить... самодельную крышку для котелка потестить, ветрозащиту для горелки сделать... (ссылка на статью об этом - в конце текста).
А ещё со мной был электронный безмен - как не совсем полная, но всё же замена тому динамометру. И колышки всех видов, которые оказались дома под рукой. Девяти, если точнее.
**
Представляю вам участников соревнований.
Сверху вниз:
1. Самодельный колышек из карбонового прутка.
Вес средний - 5,0 г.
Средний - это вес пяти однотипных колышков, делённый на пять. Поскольку бытовые весы десятые доли грамма не показывают, так оно надёжнее будет.
Сечение - круг диаметром 4 мм.
Длина от кончика до зацепа - 240 мм.
Далее все колышки меряются так же - от кончика до зацепа (верхней точки, где может располагаться оттяжка палатки).
___
2. Колышек от палатки конструкции А.Ворова.
Вес средний - 12,4 г.
Сечение трёхлопастное ("эмблема Мерседеса"), каждая лопасть шириной 7 мм ("размах" - 12 мм).
Длина до зацепа - 159 мм.
___
3. "Облегчённый" колышек неведомой фирмы (красный).
Вес средний - 10,2 г.
Сечение - квадрат со стороной 4 мм.
Длина до зацепа- 154 мм.
___
4. Колышек из комплекта палатки Flame's Creed LanShan 1.
Вес средний - 10,8 г.
Сечение - четырёхлопастное (крест), каждая лопасть шириной 4 мм ("размах" - 9 мм).
Длина до зацепа- 140 мм.
___
5. "Облегчённый" колышек-уголок странной конструкции.
Вес средний - 11 г.
Сечение - уголок со сторонами по 6 мм ("размах" - 11 мм)..
Длина до зацепа - 147 мм.
Странность конструкции в том, где сделаны зацепы: нагрузка на колышек идёт в сторону угла. Спорное решение.
___
6. Колышек-штырь из комплекта палатки Canadian Camper Explorer 2 ALU (матовая поверхность).
Вес средний - 14,4 г.
Сечение - круг диаметром 6,1 мм.
Длина до зацепа - 171 мм.
___
7. Колышек-штырь подлиннее с блестящей поверхностью.
Вес средний - 14,6 г.
Сечение - круг диаметром 5,9 мм.
Длина - 178 мм.
___
8. Колышек-штырь Naturehike, синий.
Вес средний - 14,0 г.
Сечение - круг диаметром 5,9 мм.
Длина до зацепа - 171 мм.
___
9. Колышек, который я бы назвал "классический советский", только чуть поменьше. Из комплекта палатки Normal Lotus 1,5.
Вес средний - 12,8 г.
Сечение - уголок со сторонами по 10 мм ("размах" - 15,5 мм).
Длина до зацепа - 165 мм.
Вот в нём с направлением нагрузки всё в порядке.
Материал всех колышков, за исключением самодельного - алюминий.
"За бортом" остались колышки от советской Малютки и от Maverick Slider, в данном соревновании, по мне, неактуальные.
**
В качестве основного критерия надёжности колышка было выбрано приложенное к нему усилие, которое он может выдержать до того, как начнёт выворачиваться из земли. Измеряем его в килограммах.
**
Соревнования проводились так. Втыкаю колышек под небольшим (однотипным) углом в землю. Тяну безменом закреплённую на колышке петлю из шнура, фотографируя показания, пока колышек не начнёт выворачиваться и показания не сбросятся (приходилось тянуть левой рукой, чтоб иметь возможность фотографировать правой). Далее втыкаю новый колышек в новом месте, повторяю.
Для соревнований был намеренно выбран участок земли, где свежий дёрн (по каким-то причинам) пока не сформировался.
Вот результаты по номерам колышков в списке.
(1) - 8,5 кг.
(2) - 5,6 кг.
(3) - 5,1 кг.
(4) - 5,2 кг.
(5) - 4,7 кг.
(6) - 4,6 кг.
(7) - 4,8 кг.
(8) - 4,6 кг.
(9) - 6,6 кг.
*
Таким образом, соревнования закончились, а места распределились следующим образом:
1-е место (8,5 кг) с серьёзным отрывом занял самодельный карбоновый колышек моего изготовления, весом 5,0 г.
2-е место (6,6 кг) - классический советский колышек-"уголок" весом 12,8 г.
3-е место (5,6 кг) - трёхлопастной колышек весом 12,4 г из комплекта палатки-"домика" конструкции А.Ворова.
4-е место (5,1 - 5,2 кг) - разделили "облегчённый" красный колышек квадратного сечения (10,2 г) и колышек от китайской палатки ЛанШан (10,8 г).
5-е место (4,6 - 4,8 кг) - поделили "вывернутый наизнанку" уголок от неведомой фирмы (11 г) и колышки-"штырьки", в целом однотипные (14,0 г, 14,4 г и 14,6 г).
*
Для удобства объединил результаты в табличку.
**
Разумеется, приведённые данные - примерны и неокончательны. И безмен - не совсем динамометр, и проделывание работы в одиночку вносило погрешности... Всё так. Однако до появления "на горизонте" товарища, которому будет интересно эти данные объективным способом уточнить, проделав сходный эксперимент совместно со мной в более благоприятных условиях и по более строгим правилам - вопрос о том, работают ли мои карбоновые колышки, полагаю закрытым в следующей формулировке:
"Да, они работают, и объективно лучше всех фабричных, которые имею".
*
Плюс, напомню, эти колышки весят меньше тех, что заняли 2-е место, в 2,5 раза, и меньше занявших 3-е место - в 2,2 раза.
С учётом данного фактора победа самодельных карбоновых колышков становится... абсолютной, что ли.)
*
Такие дела.
***
Всем плодотворных дискуссий и крепких колышков!)
Про то, как самому сделать лёгкие и надёжные карбоновые колышки - здесь.
Про палатку - "домик", дискуссия вокруг которой послужила затравкой к соревнованию колышков - здесь.
Про палатки, на примере некоторых из моих - здесь.
Про титановую ветрозащиту, которую сделал на том же выходе, и про набор посуды, куда она вошла - здесь.
Про другое снаряжение - здесь.
Про маршруты, которыми ходил - здесь.
=================================
Мнения, суждения, оценки в статье мои - и необязательно верные.
Фотографии в статье сделаны мной.