Найти в Дзене

Право сказать "НЕТ, я не хочу это делать"

Если это право отобрали, то получается много ВРАНЬЯ, потому что человек начинает защищать своё личное пространство через ложь, ИЛИ разрушается психика человека, кто вынужден постоянно "наступать на горло собственной песне", потому что это противоестественно. Странный заголовок... Чушь написана какая-то... ----- - Почему это я ОБЯЗАН делать всё так, как хотят другие? Не обязан. - Т.е. вы можете сказать, что я не хочу брать тебя с собой, не хочу туда ехать, не хочу это делать И никто не обидится? - Обидятся! Ещё как обидятся! - Значит, у вас нет права сказать "я не хочу"? ----- Только вдумайтесь в описанный факт! Человек живет в такой конструкции отношений, когда ОБЯЗАН делать всё, что ХОТЯТ другие. Эти "другие" могу не говорить слово "хочу". Как правило, оно вообще запрещенное, что обсуждали в прошлых статьях. "Другие" говорят про долг, обвиняют в лени, в "плохости" в самых разных направлениях жизни. Была у нас на канале статья, года 3 назад, которая вызвала очень бурные обсуждения. А
Оглавление

Если это право отобрали, то получается много ВРАНЬЯ, потому что человек начинает защищать своё личное пространство через ложь,

ИЛИ

разрушается психика человека, кто вынужден постоянно "наступать на горло собственной песне", потому что это противоестественно.

Удобно ли жить, когда ты ОБЯЗАН делать всё так, как хотят другие?

Странный заголовок... Чушь написана какая-то...

-----

- Почему это я ОБЯЗАН делать всё так, как хотят другие? Не обязан.

- Т.е. вы можете сказать, что я не хочу брать тебя с собой, не хочу туда ехать, не хочу это делать И никто не обидится?

- Обидятся! Ещё как обидятся!

- Значит, у вас нет права сказать "я не хочу"?

-----

Только вдумайтесь в описанный факт!

Человек живет в такой конструкции отношений, когда ОБЯЗАН делать всё, что ХОТЯТ другие. Эти "другие" могу не говорить слово "хочу". Как правило, оно вообще запрещенное, что обсуждали в прошлых статьях. "Другие" говорят про долг, обвиняют в лени, в "плохости" в самых разных направлениях жизни.

Последствия запрета сказать "НЕТ"

Была у нас на канале статья, года 3 назад, которая вызвала очень бурные обсуждения. А проблема в том, что девочку-подростка отправляют в детский лагерь, и мама беспокоится про внимание мальчиков в сторону дочки.

На ту тему читательница написала комментарий, которому я посвятила отдельную статью:

Золотые слова на мой взгляд. Именно эту мысль и пытаюсь транслировать через свои статьи, что САМОуважение, чувство собственного достоинства вырастает из уверенности в себе, когда ребёнка уважали в семье, когда его собственное мнение было важно в семье.

И наоборот.

Если ребенок не имеет своих чувств и права голоса в семье, если основная мысль воспитания "мал ещё своё мнение иметь (даже относительно собственной одежды)", то не нарабатывается опыта обращения к своим чувствам:

  • я это хочу? мне это подходит? мне это нравится?
  • тогда привычка подчиняться воле любого "старшего" проходит через всю жизнь, как и неуверенность в себе, как и готовность быть рядом хоть с кем-то, кто первый под руку попадется.
Возможность сказать "НЕТ" не рождается из пустоты.
Она рождается из детско-родительских отношений, где у ребенка есть право сказать "НЕТ" прежде всего родителям.

И родители, которые упорно ломают это "НЕТ", могут сколько угодно переживать за длину юбок, только к сути дела это отношения не имеет.

От теории перейду к жизни (совсем не радостной)

Наталия Мещанинова:

Самое главное, что никто из взрослых тебя не научил говорить «НЕТ»
-2

Наталия терпела неподобающее отношение со стороны отчима при полном равнодушии матери.

Когда боль стала невыносимо велика, она выразила её в книге. Мать и тогда сделала вид, что ничего не происходит.

Продолжу цитирование:

Ну, то есть, никто не рассказал, что типа "НЕТ" – это НОРМАЛЬНО.
И мальчикам, и девочкам.
Что нельзя совершать насилие любого рода.
Или допускать по отношению к себе любого насилия.
Потому что наши тела, они как будто бы нам не принадлежали в моем детстве. Они были чьи угодно, только не наши.
И в этом смысле, конечно, это проблема.
-3

- Что бы ты хотела, чтобы в жизни твоей дочери было не так, как у тебя?

- Всё.

Когда она родилась, мы для себя сделали несколько запретов:

(1)

Запрет на наказание, не только физическое, но вообще, любое. Ну, то есть забрать мультики тоже наказание, и мы запретили себе это делать.

(2)

Запрет на отрицание чувств. Ну, в смысле «Да, не придумывай! Да, ладно! Да, не больно».

(3)

Я стараюсь это фиксировать, чтобы всё-таки не с позиции власти разговаривать, а человека договаривающегося о чем-то. Чтобы НАУЧИТЬ именно договариваться, а не действовать силой. В том числе эмоциональной.

- Получается?

- Это трудно, это прям такой путь становления прежде всего себя как родителя, но, когда я вижу какие это дает результаты, я прям думаю «Класс!», я прям вижу откуда это.

Право на свои чувства мы решили, что мы будем наоборот поощрять это, взращивать.

Но и она реально не знает, что такое наказание.

- Если она косячит, то что?

- Ну, что косячит? Разбила чашку? Ну, случайно упала.

- Ну, нет. Например, она наврала.

- Наврала, значит у этого есть причина. Значит в них надо разобраться, в этих причинах, почему наврала. Может она чего-то боялась, может быть она хотела приукрасить реальность.

-4

(4)

А! Вот это ещё, запрет на вранье, я сейчас как будто белое пальто надела и рассказываю как надо детей воспитывать, я старалась всегда ей говорить правду, даже если эта правда, как-то хотелось, наверное, в моей жизни было очень много лжи от взрослых, от родителей, всё время ты живешь в какой-то этой паутине, и мне хотелось какой-то честности.

Она это видит и тоже она практически не врет никогда, ей вроде типа не за чем. Потому что она наверное не боится, что её типа поругают, и не боится наказания.

Она может прийти и сказать: «Мам, я тебе хочу признаться, я подарила то, что мне папа запретил дарить, я подарила мальчику, там какой-то дорогой робот-динозавр. А он его взял, в унитаз окунул и он испортился, и всё».

Дальше можно разговаривать, что, наверное, папе будет обидно и, наверное, так не надо делать на будущее, всё такое.

И это работает гораздо более действенно, чем ты начнешь ребёнка как-то подавлять, наказывать, и всё такое."

Конец цитирования.

Право сказать "НЕ ХОЧУ" - это право самой выбирать норму СВОЕЙ жизни

И я решила вернуть к этой теме из-за очень ценного комментария читательницы:

-5
-6

Честно говоря, про туалетную воду и духи вопрос очень актуальный, когда, например, сидишь в университете на лекции в аудитории на 150 или 300 человек, и каждый пахнет по-своему. От этого воздействия нЕкуда спрятаться, никак нельзя защититься.

-7

Поэтому нам, людям, и дан разум, чтобы мочь задумываться над текущими управляющими убеждениями и переделывать их соответственно текущей ситуации.

Ведь если бы мы слепо копировали всё, что было актуально когда-то, мы бы до сих пор жили в пещере и бегали за дичью, без малейшего понимания о сельском хозяйстве или чем-то ещё.

Мы, люди, рождаемся с гибкой, почти "пустой" психикой, чтобы мочь МЕНЯТЬ управляющие убеждения по ходу жизни, о чем подробно говорили в прошлый раз:

Про управляющие убеждения подробно рассказываю НА ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ.

Всем здоровья и взаимопонимания!

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.