Угораздило же меня прийти в городской парк Казани в самый разгар гуляний выпускников. Броуновское движение будущих инженеров, программистов, фотографов, бездельников, а может быть и авторов цифровых перформансов, подогретое палящими лучами почти летнего солнца сбивало с толку, но не могло остановить от посещения последних локаций фестиваля НУР 2025.
Желание поснимать развлекающихся парней в невероятном скейт-парке города немного отвлекало, к тому же очередь из желающих посетить зоны фестиваля растягивалась на добрые полсотни метров, но я пересилил себя и пошел смотреть цифровое искусство, чтобы показать его вам. Второй день фестиваля обещал быть не менее интересным, и он таким и оказался...
Локация {СЕТАП}. Тема {березка}
Мы крадемся почти во тьме в одной из «ванн» закрытого скейт-парка, как Карлсон ища место для приземления. Внезапно 8-метровый столб посередине озаряется вспышками, а из-под ног вырываются клубы дыма. Как будто ты стал случайным свидетелем зарождения новой жизни из темноты, холода и камня.
Художники студии СЕТАП передают со звуковой студии записанные звуки в систему визуального программирования для генерации контента на столбе, составленном из 32 000 «пикселей».
Помещение не может принять всех желающих посмотреть и почувствовать необычное сочетания визуала и звука, сопровождаемое генерацией дыма. Постоянно двигающиеся вокруг твоего пуфа люди сначала слегка бесят, а потом ты осознаешь, что они тоже часть перформанса и в современном мире почти невозможно сбежать от технологий и от людей. {мы пиксели}
Локация {Dreamlaser}. Тема {Chaos}
Я знал… Я знал, что я адепт Хаоса и его порождение. Я был уверен, что Хаос будет лучшей инсталляцией для меня, но я не думал, что будет настолько сложно снять то, что я хочу увидеть на фото. Чтобы передать ощущения потерянности и сбившихся ориентиров.
Цитирую манифест авторов:
Инсталляция Chaos посвящена внутренней творческой эволюции и революции человека. Хаотичные вспышки света мешают понять форму и размер этого пространства, его структуру и логику. Но если провести внутри достаточно времени и привыкнуть к этой среде, то внутри хаоса может начать просматриваться скрытый порядок.
Фотографии не могут передать ощущения, когда свет постоянно меняется. Меняется расположение, цвет, скорость. Ты делаешь несколько шагов в казалось бы простом и понятном пространстве, но уже через несколько секунд замираешь или сбиваешься. Часть людей стоит у края, не решаясь вступить на «путь», довольствуясь ощущением стены за спиной. Часть людей уходит в пустоту и призраками бродит среди вспышек света.
На фотографиях вы видите результат фотографических экспериментов, но не того, что происходит в зале. Надо собраться и смонтировать видео, чтобы хоть как-то погрузить вас в происходящее, а не в мое отображение происходящего. {лица Хаоса}
Локация {LYM ART / LYM Robotics}.
Тема: {антихрупкость}
Команда LYM и Дмитрий Масаидов заставили роботов «танцевать», сохраняя натяжение нитей, символизирующих зарождение энергии идеи. Современная цифровая интерпретация «Сотворения Адама» Микеланджело, дополненная светом и звуком.
Стоя в окружении дыма я ощущаю себя в театре будущего, где роли играют роботы, пересказывая человечеству его историю от Сотворения до первого переданного на расстояние бита информации и первой выполненной роботом команды человека. Шоу завораживает. Зрители даже не двигаются.
Но самое интересное начинается потом: энергия остановивших движение роботов «передается» людям и «танцевать» начинают они, принимая разные загадочные для машин позы, разглядывая себя в лучах света или снимая для истории. Роботы сделали свое дело, но как и «Создатель» возможно никогда не поймут то, что они создали. {искры жизни}
Локация {PANTERRA х Дзен}.
Тема {MASS-IV 001}
Поверженный монстр информационных технологий, сброшенный с крыши или случайно оказавшийся в нашем мире представитель цифрового мира, словно попавший сюда из параллельной цифровой Вселенной. Каждый рассматривает и видит свое, но не может не заметить, что это часть нашей жизни. Часть нашего информационного пространства, материализованная художниками при поддержке платформы Дзен.
Информация и мы неразделимы. Поэтому я стою и жду, чтобы сделать кадр с людьми, соединить образ информационного пространства и материального живого. Пока будет энергия для питания цифровых технологий, они будут развиваться и все больше интегрироваться в нас — живых, хотим мы этого или нет. Новостная лента в Дзене, фотографии ВКонтакте и даже рецепты бабушки в Одноклассниках — это наши цифровые следы и цифровое наследство, давно ставшие реальными.
И если до этого мы считали, что цифровая Вселенная всего-лишь пиксели на мониторе и гигабайты памяти, то давно пора понять, что цифра в нашей жизни стала такой же материальной, как этот лежащий на плитке монстр из параллельного мира. {будущее наступило}
После слов
Иногда недостаточно слов, чтобы расшифровать информацию, полученную человеку с помощью света и звука, обработанную его «живым компьютером» в черепной коробке. У современного компьютера пока есть «1» и есть «0» двоичного кода, в котором «1» всегда «1», а «0» всегда «0».
У человека пока есть преимущество — мы все еще можем считать импульсом отсутствие импульса, испытывать эмоции, осознавать или создавать индивидуальную, национальную или человеческую идентичность.
Но машины быстро учатся. И как когда-то художники не воспринимали людей с фотокамерами и наступление новых технологий, так и мы все еще пытаемся не соглашаться с цифровизацией мира. Художественное произведение уже не только картина или мелодия, но и коллаборация света, звука, движения, какой бы абстрактной и непонятной она не была. И в эти три дня мы стали участниками это коллаборации, соединенной с ритмом и историей Казани.
Предыдущие статьи: