Найти в Дзене
РЯБИНИН life

Обзор локаций фестиваля НУР через призму личных эмоций. Часть I

Если бы у Ван Гога были лазеры, возможно он никогда не писал свои работы красками, а мы не увидели творений кисти великого художника, но стали бы свидетелям красочных шоу, сотворенных его мыслями, — примерно так можно перефразировать одно из высказываний основателя фестиваля НУР Рашида Османова во время интервью авторам Дзена, освещающим событие в Казани. И вот я спускаюсь в бетонное подземелье, стены которого отражают гулкое, но еще невнятное эхо происходящего по ту сторону света и тьмы. Может ли быть свет черным? — задают вопрос художникам фестиваля, пытаясь поставить из в тупик. — Черный свет, это отсутствие света! — отвечают они. — И точка! Бог умер — сказал однажды Фридрих Ницше, оставив своим наследием споры о том, что хотел сказать автор. А что хотел сказать автор?! — продолжают спрашивать читатели, когда что-то выходит за рамки их восприятия окружающего мира. Студия «Сила Света» повторяет метафизические опыты воздействия на разум зрителя, утверждая, что «Свет умер». Если когда-
Оглавление

Если бы у Ван Гога были лазеры, возможно он никогда не писал свои работы красками, а мы не увидели творений кисти великого художника, но стали бы свидетелям красочных шоу, сотворенных его мыслями, — примерно так можно перефразировать одно из высказываний основателя фестиваля НУР Рашида Османова во время интервью авторам Дзена, освещающим событие в Казани.

И вот я спускаюсь в бетонное подземелье, стены которого отражают гулкое, но еще невнятное эхо происходящего по ту сторону света и тьмы. Может ли быть свет черным? — задают вопрос художникам фестиваля, пытаясь поставить из в тупик. — Черный свет, это отсутствие света! — отвечают они. — И точка!

Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин

Локация {Сила Света}. Тема {light is dead}

Бог умер — сказал однажды Фридрих Ницше, оставив своим наследием споры о том, что хотел сказать автор. А что хотел сказать автор?! — продолжают спрашивать читатели, когда что-то выходит за рамки их восприятия окружающего мира. Студия «Сила Света» повторяет метафизические опыты воздействия на разум зрителя, утверждая, что «Свет умер».

Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин

Если когда-нибудь наступит арт-апокалипсис, то он будет выглядеть именно так: черное и сырое подвальное помещение, в котором сложены брошенные предметы искусства, потерявшие какую-либо ценность.

Мир вокруг ускоряется и видоизменяется за доли космических секунд, вынуждая нас искать решения на увеличивающееся в геометрической прогрессии количество вопросов, лишь изредка оставляя возможность остановиться и замереть перед полотном Моне или Веласкеса, словно погружаясь в прошлое, которое кажется уже не существовало никогда.

Современное искусство ускоряется вместе с миром и с нами. Жизнь объектов, еще вчера бывших на вершине внимания, в одно мгновение заканчивается на свалке времени, словно брошенные ненужные роботы в фантастических фильмах о будущем. Реальные элементы произведений цифрового искусства прошлого свалены в кучу и словно призывают нас остановиться, замедлиться, пока наша жизнь не разогналась до скорости света, уносясь во Космос не оставляя следа. Свет заканчивает свою жизнь во тьме. {Свет умер}

Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин

Локация {media.tribe}. Тема {refractions}

Искра, породившая Вселенную значит для Вселенной не меньше, чем свет лампочки в темном помещении для человека, на цыпочках ступающего по старому скрипучему деревянному полу такого же старого дома. Человек думает не о том, откуда появился свет — он думает о том, как бы не разбудить остальных жителей квартиры. Задумывался ли кто-то о том, что происходит там, откуда льется свет, преломляясь, изменяя цвет, отражаясь от светлых поверхностей и поглощаемый черными?!

Команда media.tribe при поддержке студии UNIVERSE design скрывают от зрителя источник света и его первоначальную форму, транслируя только искаженные цвета и формы, меняющиеся, вспыхивающие и растворяющиеся.

Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин

Еще не отошедший от «отслуживших произведений» предыдущей локации, я медленно погружаюсь в размышления, пытаясь понять, что вижу. В какой-то момент желание просто сфотографировать перерастает в желание продолжить исследования авторов и начать менять действительность. Я переключаюсь в черно-белый режим камеры, а потом начинаю серию экспериментов с двойной экспозицией, превращающей бетонное подземелье в еще более странное пространство, оживающее только с появлением света неизвестного зрителю источника где-то в глубине искажающих его форм. {Потомки искры}

Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин

Локация {Blagodetelev}. Тема {thin shaper}

Если где-то в Мире и переплетаются волны истории и современности, то этот портал находится в « Особняке Демидова». Поднимаясь по лестнице среди впитавших исторические события стен я фантазирую, как дамы в пышных туалетах и мужчины в шляпах также размеренно поднимались наверх, чтобы стать свидетелями новых театральных постановок, но не могли даже представить, что приготовят для театрального особняка потомки...

Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин

Автор инсталляции экспериментирует с построением «четвертого измерения», создаваемого разумом зрителя при помощи простых линейных форм, геометрия которых изменяется и образует сложные структуры, погружающие тебя в мир созерцания. Это «четвертое измерение» существует не только вне времени, но и вне привычного нам пространства. Если «Матрица» существует, то она существует в этом измерении.

Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин

Время от времени автор возвращает зрителя в реальность, показывая всю простоту инсталляции, созданной с помощью стеклянных колб. И зритель буквально встряхивает головой, приходя в себя, но стоит только погаснуть свету и проявиться загадочным лучам лазеров, как неизведанный мир сознания снова захватывает тебя и ты погружаешься в созерцание, лишенное мыслей. {Флоатинг разума}

Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин

Локация {s—lab x Talking Birds & Flying Fish}. Тема {next}

Я словно побывал в «Скайлайне», в котором люди, потерявшие контроль идут в неверном и опасном направлении. Авторы экспериментируют с необычным представлением бездумного скролинга — пролистывания сообщений и фото в информационном потоке, теряясь и теряя свои желания, переключаясь на новое и новое, пока не приходит разрушение экрана или сознания.

Необычная форма представления современного искусства, являющегося частью этого самого бездумного скролинга, сменяя одно мимолетное другим мимолетным. И только манифест художника способен заставить задуматься, а не стать еще одним пораженным светом «Скайлайна». {Пролистываем}

Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин

Не заключение

Автор не претендует на однозначное согласие и тождественность восприятия читателем изложенного. Каждый из вас — особая и уникальная Вселенная, и где мне мог привидеться Хаос, вы могли увидеть зарождение новой жизни.

В этом ценность современного искусства, порождающего разностороннее восприятие и неоднозначность видения. В этом ценность моих эмоций и мыслей, познакомивших вас с моей Вселенной. И это знакомство еще не закончено...

Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин
Фестиваль НУР. Казань. Фото: Михаил Рябинин

В следующих публикациях я продолжу знакомить вас с локациями фестиваля НУР в Казани и со своим видением инсталляций. Кроме того, будет отдельный пост с моими фотографическими экспериментами, родившимися во время просмотра объектов. И конечно расскажу о том, в чем ценность современного цифрового искусства для нас — родившихся в аналоговом мире людей. Но это будет чуть позже. {Продолжение следует...}