Найти в Дзене
barashe_haha

Чему на самом деле нас должны были научить детские сказки. Часть 2

Оглавление

В прошлой части мы разобрали, кто такой Юнг, как он связан со сказками и как относиться к работам психиатра Клариссы Пинколы Эстес. Открыли несколько важных символов и образов, без которых дальше будет тяжело, так что новоприбывшим советую прочитать первую часть:

Вкратце напомню: я делаю краткую выжимку из книги Клариссы Эстес «Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях». Пересказываю сказки оттуда, основной анализ психиатра и её мысли. На этот раз мы пройдёмся как по хорошо известным сказкам классиков, так и по фольклору малочисленных народов. Нас ждут ещё более кровожадные истории, сумасшедшие трактовки и вот-это-повороты. Через кровь и кости (в самом буквальном смысле) мы разгадаем, что же на самом деле нам хотели рассказать древние предки (или не хотели, тут уж думайте сами, решайте сами). Возможно, ваше детство больше никогда не будет прежним. Я предупредила.

Бесстрашные читатели, обращаемся к бессознательному и находим приют от пришедшей наши края жары в сказках ледяного севера. Сразу же начнём с жести.

Женщина-скелет

Условие

Дано: отец, девушка, рыбак.

Найти: в какой момент здесь вообще возник скелет?

Решение: Отец приволок девушку на берег моря и сбросил со скалы. Если что, делать так не надо, осуждаю.

Зачем сбросил? Неизвестно. В устное народное творчество порой вообще лучше особо не вдумываться и воспринимать всё, что сказано, как факт. А то так и до критики говорящих собак дойдём.

Времечко шло, дама на дне моря не молодела. У рыб было пиршество, у водорослей появился домик, а у разных морских гадов — отличное украшение водоёма. Стала наша девушка похожа на старый скелет из аквариума. А в это время к ней плыл её суженый.

Отправился как-то мужчина рыбачить — прямо в то место, где утонула красавица. Он отплыл далеко от дома, поэтому не знал, что про эти воды ходило много баек — одна страшнее другой. Все знают — проклято это место, не стоит там ловить рыбу. Но наш герой про это не знал.

Забросил удочку, да зацепил не что иное, как ребро нашей русалочки. Тянет-потянет, да вытянуть не может. Видимо, моллюски не хотели расставаться со своей владычицей морской. Рыбак потянул сильней, радуясь, что наконец-то поймал большую рыбу. Когда скелет уже показался над водой, мужчина наклонился за сачком. Когда он в приливе восторга посмотрел на улов, ужас охватил его.

Рыбак бросил сачок и начал судорожно грести к дому. От страха не понял, что он за удочку, удочка за скелет, скелет за всё, что попадётся под кости. Добравшись до берега и схватив удочку вместе с уловом, рыбак побежал домой. Скелет за ним (моё воображение рисует очень странную картину в духе мультфильма «Том и Джерри»).

Добрался рыбак до иглу, нырнул в хижину — ни жив ни мёртв. Включив свет, с ужасом обнаружил, что скелет всё ещё с ним — кости вперемешку, да ещё и опутанный леской. Пожалел рыбак эту кучу и стал высвобождать тело. Разложив всё по полочкам (как же это неправильно звучит), он укутал скелет в меха и сам лёг спать. Во сне он проронил слезу.

Тем временем девушка восстала из мёртвых. Увидев слезу рыбака, она подползла и стала её пить (в такие моменты я жалею, что у меня хорошо работает воображение). А слеза была как река, женщина-скелет всё пила да пила, пока не утолила свою многолетнюю жажду. Потом она легла к рыбаку на постель, вынула его сердце и стала бить в него, как в бубен, заклиная, чтобы к ней вернулась плоть. Она действительно вернулась, так что скелет вновь стал красивой девушкой. Вернув рыбаку сердце и обняв его, новоиспечённая пара, сливаясь телами, счастливо заснула. А после пробуждения они ушли вместе, и жили они долго, и питались морской живностью.

Что бы в детстве из сказки вынесла я, если бы о ней знала? Не стоит рыбачить в незнакомых водах.

Что я должна была вынести из сказки? Вспоминаем уроки первой части. Кости, в том числе в составе скелета, олицетворяют собой истинную натуру без масок. Это также те основополагающие черты личности, которые невозможно изменить. Человек таким родился, это его фундамент. Разрушить фундамент —значит сломать всё здание. В самом начале отец сбрасывает дочь со скалы. Это может олицетворять прошлые отношения, которые плохо закончились. Партнёр просто не смог принять неприглядные черты характера возлюбленной.

Улов рыбака Кларисса Эстес называет «сокровищем». Забавное сравнение в этом контексте. Женщина-скелет в прямом и переносном смысле пребывает на дне. Ей нужен кто-то, кто вытащит её из пучин морских. Таким счастливцем является рыбак. Их первое знакомство нельзя назвать удачным — мужчина сразу же видит всё самое неприглядное, все самые отвратительные качества в будущей партнёрше. Он пытается убежать от этого куда подальше, но от правды не сбежать — она догонит.

Когда он зажигает свет, он решает приглядеться к тому, что выловил. А ведь сокровище не так уж и дурно. Он начинает распутывать этот клубок из костей, из неприглядных качеств, начинает понимать эту сломленную душу. Составив всё заново по крупицам, он получает полную картину — не такую уж и страшную. Рыбак лёг спать, растрогался, пожалел девушку и заплакал.

Та же воскресла от доброго и внимательного к ней отношения, от доброты и чуткости незнакомца. Слезами он показал ей и собственную слабую сторону, свою душу, что заставило её искать большей близости. Отдав своё сердце, скелет набирается сил и вновь становится человеком.

Таким образом, оба преображают друг друга. Одинокий мужчина обретает человека, которому может раскрыться. А сломленную девушку пересобрали заново, научили жить, любить и двигаться дальше.

Лучший любовный роман. Попробуйте доказать обратное.

Теперь перенесёмся в Европу.

Красные башмачки

Как это обычно и бывает, у сказки «Красные башмачки» много названий. Скорее всего, это нечто совершенно древнее, и датский писатель Ханс Кристиан Андерсен пересказал пересказ. Кларисса, в свою очередь, излагает её вергенско-германскую версию. А я, получается, сокращаю пересказ Клариссы пересказанной сказки, чтобы вы могли читать сокращённую много раз пересказанную сказку... Лучше я больше не буду об этом задумываться.

Условие

Дано: девочка, богатая старуха, сапожник, солдат-калека.

Найти: как думаете, будет ли счастливый конец у этой истории?

Решение: Жила-была девочка, золотистые косы. Родителей у неё не было, денег тоже, но была смекалочка и безудержная творческая энергия. Из того, что было, она по кусочкам смастерила себе красные башмачки. Они были страшненькие, неудобные, но она гордилась ими. Что там такое: своё и малиной пахнет?

Гуляла она по дорожке в своих лохмотьях и красных башмачках, как возле неё проехала богатая старуха на позолоченной карете. Та сказала девочке, что сиротка должна переехать к ней, стать её дочерью и жить в роскоши. Девочку умыли, причесали, одели. Когда она спросила про сделанные ей башмачки, ей сказали, что они были такими грязными и негодными, что их сожгли.

Горевала девочка по дорогим сердцу туфелькам. Когда она подросла, уже почти слепая старуха решила купить ей новые башмачки перед походом в церковь и повезла к сапожнику. И девочка выбрала себе в подарок красные башмачки. В церкви такому показу мод были не рады, но девочка всё равно их надела.

Ещё несколько раз она появлялась в храме божьем в такой вызывающей обуви. В один день ей сделал комплимент солдат-калека: «Какие красивые бальные туфельки!» Ноги девочки тут же пустились в пляс, и она не могла их остановить. Чудом народ смог удержать девочку и снять эти башмачки.

-2

Сиротку отругали и приказали больше никогда не надевать эти проклятые туфельки, забросив их на верхнюю полку. Девочка терпела, терпела, да не вытерпела. Надела красные башмачки и закружилась в танце. Поначалу обрадовавшись, лишь потом она поняла, что не может управлять своими ногами. А башмачки тем временем решили показать ей весь свет: она танцевала в лесах, в полях, в городе, в деревне, у церкви, на холме, в долине, день и днём, в жару и холод. В это время умерла старуха, которая приютила девочку, но ей бы с ногами управиться, не до этого ей было. Наконец башмачки довели её до городского палача. Тот попытался снять непослушную обувь, а когда девочка взмолилась отрубить её ноги вместе с башмачками, он послушно это исполнил. А дальше была визуализация фразеологизма «одна нога здесь, другая там» —туфельки продолжили плясать вместе с обрубками ног. А девочка осталась калекой и более о красных башмачках не мечтала.

Что в детстве из сказки вынесла я? Не стоит проявлять инициативу при выборе одежды и обуви.

Что я должна была вынести из сказки? Здесь очень много метафор. Несмотря на бедную жизнь и сиротство, на начало сказки девочка совсем не бедствует. Она чувствует себя уверенно в той обуви, которую она смогла смастерить сама. Этот символ может означать достаток (гармония в душе), власть (над своей жизнью), безопасность (это её источник радости), а ещё это фундамент. Девочка крепко стоит на ногах, ну а если упадёт — снова встанет и пойдёт. Да, сделанные своими руками первые башмачки не ровня обуви от мастера-сапожника. Но она молода, амбициозна, она будет учиться, она будет продолжать заниматься дальше тем, чем ей нравится. На начало сказки девочка абсолютно счастлива и живёт в гармонии со своим сердцем.

Богатая старуха здесь иллюстрирует ловушку, в которую легко попасть. Лёгкая и комфортная жизнь, в которой девочке очень бы хотелось побывать. Лишь спустя время она поймёт, что это золотая клетка. Её любимые башмачки будут уничтожены, творческие способности зарублены на корню. При этом старость в целом олицетворяет отсутствие перемен и утаскивание молодой силы в консервативное болотце. В такой атмосфере творчеству ещё труднее зародиться.

И тогда в жизнь девочки приходят красные башмачки от сапожника. Здесь это символ удовольствий, зачастую губительных и деструктивных. Представьте, что всё, чем вы дорожили, растоптано и уничтожено. На все ваши стремления наложен запрет. А потом этот диктатор слепнет, и вот вас уже ничего не останавливает. Вы хотите больше и больше. Вы идёте за башмачками, сапожник вам только подмигивает. Мол, да, давай, бери эти красные башмачки. И тогда в жизнь могут прийти алкоголь, наркота, распутство, обжорство и прочее. Но не всегда это и что-то антисоциальное. Бывало ли у вас такое, когда вы, чем-то сильно увлёкшись, проводили ночь без сна, забывали поесть, напрочь выпадали из мира? Или, устроившись на работу в новое место, вы перерабатывали, пытались всем угодить и живота своего не жалея?

Думаю, яркой иллюстрацией этого примера будет ситуация, когда строгие родители запрещают ребёнку практически всё, в том числе длительные прогулки. А потом чадо уезжает в другой город и живёт там на всю катушку. Потому что человек дорвался до свободы и теперь будет полностью расходовать свой ресурс от страха, что у него эту свободу снова заберут. Проблема этой ситуации в том, что человек считает свои выбор и действия абсолютно обоснованными. И только через время приходит понимание, что так делать не стоило, пришло выгорание/депрессия. Красные башмачки — это символ незрелой, захватывающей страсти. Это искушение и яд.

-3

Кларисса Эстес отдельно отмечает здесь роль сапожника и солдата-калеки. Их обоих связывает некая тёмная сила. Например, сапожник в своей работе использует такие замечательные приспособления, как щипцы, тиски, клещи, молоток и прочее, что стало синонимом пыточных орудий дьявола. А ещё есть поверья, что чёрт может принимать человеческий облик, но некомфортно себя в нём чувствует, поэтому прихрамывает. Вот вам и солдат-калека. Примечательно, что оба они не заходили в церковь. Двойное подтверждение, что красные башмачки — это что-то близкое к змею-искусителю.

Вернёмся к танцу. Это метафора потери контроля в попытках соответствовать чужим ожиданиям (или, наоборот, как можно дальше уйти от хищников). Начинается зависимость, в ходе которой не замечаешь ни изменения в мире, ни изменения в теле и душе. А изменения тем временем проходят сильные, в худшем случае — необратимые. Когда девочка приходит к осознанию, что эта безумная пляска привела её в могилу, уже слишком поздно. Жестокая сцена с палачом — это акт отсечения ложного «я», шаг в борьбе с зависимостью.

Можно ли восстановиться после такой пляски? Определённо, но никогда — к тому состоянию, в котором девочка была до знакомства со старой дамой. Сирота заплатила высокую цену, когда последовала чужим правилам и предала себя. Сказка показывает, насколько важны духовная самодисциплина, самоконтроль и принципы.

Вспоминая историю про покинутый и никому не нужный скелет, на ум приходит всем хорошо известная сказка про гадкого утёнка. Не будем далеко уходить от сказок Андерсена, перейдём к тому, что напрашивается.

Гадкий утёнок

Условие

Дано: да целый зоопарк на самом-то деле, включая уток, лебедей, гусей, куриц и свиней. И ещё несколько самых и не самых приятных людей.

Найти: как много скрытых смыслов в сказке?

Решение: Это классическая версия сказки Ханса Кристиана Андерсена. Утка насиживает яйца: все нормальные, а одно какое-то странное, слишком большое. Нажаловалась мать на свою жизнь и на отца потомства, который ни разу не заглянул проверить детишек.

Птенец из того бракованного яйца вылупился позже, хотя мать и его высидела. Утёнок получился странный, неказистый, некрасивый, уродливый, большой. Присмотрелась к нему мать — да вроде ничего, пойдёт. Однако остальные так не считали. Клевали и обижали малыша как другие птицы, так и братья и сёстры утёнка. Мать терпела. Потом она устала от постоянных издевательств, да и выпнула ребёнка из гнезда. Правильно все говорили — некрасивый, неправильный утёнок. Одним словом — гадкий.

Скитался утёнок по болоту, забрёл в разваливающуюся хижину старухи. Та обрадовалась возможности поесть яиц, а то и мяса, поэтому оставила птицу у себя. Кроме старухи в доме жил кот и курица. Те не понимали утёнка. Кот не представлял жизнь в воде, курица не понимала, как можно позволять себе мочить перья. Так и ушёл утёнок искать лучшей жизни.

-4

Если вам не нравится эта картинка, просто посмотрите, с чем я работала изначально:

И это ещё самый удавшийся и милый вариант. Котов с клювами и куриц с ушами я показывать не буду!
И это ещё самый удавшийся и милый вариант. Котов с клювами и куриц с ушами я показывать не буду!

Да, я час своей жизни потратила на то, чтобы обучить искусственный интеллект рисовать отдельно человека, утёнка, курицу и кота. Художники могут спать спокойно — порабощение ИИ нам пока не грозит.

Забрёл птенец в пруд и увидел, как в небе пролетают красивые белые птицы — лебеди. Хотелось бы ему полетать с ними, но факты были неутешительными: он уродливый утёнок, наступает зима и, похоже, он её не переживёт.

Пруд начал замерзать, птенец активно плавал, чтобы хоть немного отсрочить зиму, но в конце концов он вмёрз в лёд. Мимо проходил незнакомец, пожалел гадкого утёнка и разбил лёд, взяв несчастного с собой в дом. Не прижился он и там, так как испугался детей крестьянина. Зиму провёл в чередовании пруд-лёд-дом-пруд. Чудом уцелев, дождался утёнок весны. Вернулись те красивые белые птицы. И тогда утёнок решил подплыть к ним поближе, даже не надеясь, что его примут. Склоняя голову и готовясь к новым нападкам, он неожиданно увидел себя в отражении воды. За зиму он сам стал этой красивой белой большой птицей. Он вовсе не был утёнком, он был лебедем. Птицы приняли его как своего, а местная детвора была рада новому постояльцу пруда.

Что в детстве из сказки вынесла я? Я переводила глаза с картинок в книге на своё отражение в зеркале, с отражения на картинку и снова с картинки на отражение, но угадать, кто из нас кто, было невозможно.

Что я должна была вынести из сказки? Из всех сказок в книге Клариссы в этой было меньше всего метафор. Видимо, проблема изгнанника вообще никаких изменений не претерпела с момента сотворения мира.

Самое большое количество комментариев автора было по первой же сцене, которой вообще особого значения никогда не придавали. Кто такая эта утка? Это образ матери-неудачницы. Возможно, она слишком наивна, возможно, глупа, возможно, просто неприспособлена к жизни. И вот на свет появляется ребёнок, который просто не может не стать объектом насмешки всех и всякого. Если мать планирует воспитывать ребёнка, ей необходимо быть психологически сильной: и за себя, и за утёнка. Эпизод с жалобой на отца здесь тоже неслучайно. Матери просто неоткуда ждать помощи. Кларисса также подмечает, что это вполне могло быть из-за отсутствия примера для подражания. Быть может, в детстве её кинул отец, а мать не смогла стать хорошей. В любом случае, утка волевыми качествами не обладала, не смогла постоять ни за себя, ни за ребёнка, поэтому он был изгнан. Теперь ему предстоит стать самым сильным, если он хочет выжить.

Затем он попадает в компанию старухи, кота и курицы. Они представляют собой хоть и странную, но всё же семью. Они тоже не понимают утёнка, но это не делает их плохими. Просто очень разными. А так как наш птенец хочет найти своих, он продолжает путешествие, оказываясь в жестоких условиях. Он включает режим поддержания жизни, сбегая от одной рискованной ситуации к другой. Кларисса также подсвечивает роль тех, кто вызволял изо льда умирающего утёнка. Это тот знак доброты, с которым мы периодически встречаемся. Это не значит, что в незнакомце тут же нужно искать родственную душу. Просто это человек, который внезапно приходит на помощь, когда её меньше всего ждёшь.

Пройдя через все эти испытания, чудом выжив, утёнок набирается опыта. И вот он превращается в сильную величавую птицу, находит тех, кто близок ему по духу. Он не сдался, продолжал бороться и был вознаграждён. При этом трудное детство оставило на нём шрамы — первоначально он доверяет своей новой истинной семье, относится с подозрением к ним и ждёт нового предательства. Но пройдёт время, и он вольётся в компанию, почувствует себя её частью.

И здесь очень интересный совет даёт Кларисса Эстес. Как проверить, находитесь ли вы в положении гадкого утёнка? Проанализируйте, как вы реагируете на комплименты. Если отрицанием, гневом, переводом темы, синдромом самозванца — поздравляю, вы гадкий утёнок (без обид). Стать лебедем можно только после того, как человек научится принимать себя таким, какой он есть. Так что отправляйтесь рыбачить в неизведанные воды и выуживайте из воды свой скелет. Пора знакомиться.

На этом моменте мы вновь остановимся. Впереди у нас ещё много камерных историй, но оставим их на следующую часть. Кстати, вот и она: