Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Ржев. Вышний Волочок, служба на КП.

Оглавление

Николай Клевайчук

Фото из Яндекса
Фото из Яндекса

Утром прибыли на место назначения. Путь подходит к складу ГСМ, расположенному между ВПП и гарнизоном,  поезд оказался не далеко от жилого городка. Прокопенко Виктор забрал нас с Юлей на свою квартиру, и эта гостеприимная семья временно приютила нас. В небольшой комнате проживал Виктор с женой и маленьким сынишкой. Он давно заразился идеей построить свой автомобиль и несколько лет собирал различный металлолом. Его комнатушка была полностью забита железным хламом и напоминала автомастерскую в заброшенном гараже. В таких условиях ютились две семьи, до получения нашего с Юлей угла. Мои ящики с вещами разгрузили в штабе полка в небольшой кладовке. Так временно был решён вопрос нашего быта, и я приступил к несению службы.
   Время идёт, а вопрос выделения жилья, полковым начальством не решается. Сложность в том, что шла реорганизация нашего соединения. Штаб дивизии упразднили, а в нашем гарнизоне создавался штаб корпуса и в связи с приездом новых офицеров, свободного жилья не стало. К решению нашего вопроса, по подсказке местных женщин, подключилась Юля. После того, как она попала на приём к начальнику политотдела корпуса, нам выделили комнатушку в квартире, где проживали ещё две семьи из соседнего полка. Через стенку жили особняк Евглевский, соседи звали его Петрович, с женой Марией и дочкой дошкольного возраста, страдающей астмой, Наташей. Ещё одну комнату занимал инженер ТЭЧ (технико-эксплуатационной части) Онопко с женой Тоней и сынишкой детсадовского возраста.
   Основные объекты в жилом городке располагались компактно. В окно общей кухни видно  санчасть, за ней баня, в парилке которой, вместе с нами, простыми жителями гарнизона, часто парился командир корпуса прославленный лётчик, дважды герой Великой отечественной генерал лейтенант Кубарев. Мимо клуба лежит дорога к штабу полка, за которым в двухэтажном здании  размещался командный пункт. Пока завершалось строительство защищённого КП за городом, управление боевой работой полка, осуществлялось с этого временного КП. Это было основным местом моей работы, на которую я успевал из дому за 7-10 минут.
   В выходной день вышли с Юлей за проходную, рядом конечная остановка. Решив посмотреть город, вошли в автобус. Крутой спуск к мосту через Волгу, небольшой подъём, проезд под аркой и мы в городе. Главная улица сворачивает влево и через весь город выходит к железнодорожному вокзалу. Прямо дорога ведёт мимо кинотеатра к окраине, где заканчивается строительство КП, куда в течение двух лет, мне предстоит добираться на боевое дежурство или обслуживание полётов. Несколько часов мы бродили по городу, осмотрели его достопримечательности, посетили магазины и, уставшие автобусом вернулись домой.
   Ночью 19 декабря у Юли начались схватки и на машине из санчасти её отвезли в роддом. В 10 часов мне позвонили на КП – родилась девочка. Ошалев, побежал домой. Соседки: «Что случилось, родила?». Я, обалдело, глядя на них: «Наверно ошибка, сказали девочка». В то время УЗИ ещё не было, а врачи прогнозировали мальчика, да и Юля выходила полный срок. Тоня: «Таким не шутят, беги в роддом!» В роддоме вышла акушерка: «Вы Клевайчук, сразу узнала, дочь похожа на Вас!». Так произошло радостное событие, наша семья пополнилась новым членом.
   Началась беспокойная жизнь. Когда я приходил с дежурства и ложился отдыхать, а Юле нужно постирать и погладить или приготовить еду на кухне, она клала Ирочку мне на ноги. Если дочурка просыпалась и плакала, я тоже просыпался и покачивал её. Зимой в гости приехал отец. Пользы для мамы и малышки было мало, больше помощи оказала бы бабушка, но отцу поскорее хотелось увидеть первую внучку, а мама приехать в этот раз, не смогла. Отец понравился соседям. Каждое утро папа просыпался рано и выходил покурить на улицу. Однажды, женщины были заняты на кухне приготовлением завтрака. После перекура, вбежал отец и взволнованно сказал: «Там бегает голый человек!». Женщины рассмеялись, они-то знали, что один техник из нашего полка, по утрам, в любую погоду делает на улице зарядку в одних трусах, а в этот день, был сильный мороз.
   В начале лета, в связи с ремонтными работами на полосе, полк перебазировали на Смоленский аэродром. Супругу с малюткой Ирочкой пришлось отправить к родителям. В командировке встретил Николайчука с женой, их перевели из Андреаполя. На КП работы было меньше, так как боевое дежурство несли экипажи местного полка, наших штурманов к дежурству не привлекали. Мы обслуживали полёты только наших лётчиков.
   По выходным купались в Днепре и загорали на городском пляже. В этом древнем городе я был впервые и с удовольствием осматривал его исторические места. За два месяца познакомился со многими достопримечательностями города. Здесь много памятников и сооружений напоминают о доблести и героизме русских солдат под руководством фельдмаршала Кутузова, в сражениях с Наполеоновской армией в войне 1812 года.
   В августе вернулись на место постоянной дислокации. К этому времени Чернышова сменил новый начальник штаба подполковник Иванов. В полк пришла разнарядка в Туркмению, для смены штурмана на пункте наведения у самой границы. Первой кандидатурой, которая пришла в голову Иванову, была моя, но начальник отдела кадров корпуса сказал ему, чтобы не валял дурака, так как с маленьким ребёнком посылать в место с таким климатом, нельзя. По разнарядке я не поехал, но так как в полк прислали двух штурманов, приехавших с отдалённых мест, необходимо было освободить две вакансии. Витю Прокопенко уволили в запас, а меня вызвали в штаб корпуса, где кадровик предложил ехать в Хотиловский полк на КП в Вышнем Волочке.

--------

На этот раз, к новому месту службы я поехал без семьи. Решили, устроюсь на новом месте, получу жильё и заберу Юлю с Ирочкой. На вокзале встретил своего нового командира, полковника Пакина. В Андреаполе он был начальником политотдела, а сейчас в этом гарнизоне командовал полком и с двумя заместителями и старшим штурманом был на совещании в штабе корпуса. Утром прибыли на станцию Бологое. Встречающий офицер пригласил на автобус из нашей части и через полчаса мы добрались в гарнизон.
   Пока ждал квартиру, жил в гостинице при части, а на КП в Волочок ездил с дежурной сменой. Гарнизон расположен в лесу, рядом с автострадой Москва – Ленинград, по которой до Вышнего Волочка тридцать километров. Раньше в городе размещался штаб дивизии с командным пунктом на берегу водохранилища, в двух километрах от стеклозавода Красный Май. После расформирования штаба дивизии, КП перешёл в распоряжение нашего полка. До поступления в ВВКА (Военно-воздушную краснознамённую академию), мне предстояло на этом КП, прослужить пять лет.
   Через две недели мне выделили однокомнатную квартиру в четырёхэтажном здании на окраине города. В этом доме проживали семьи офицеров двух частей – радио технического батальона, обслуживающего наш полк и отдельного батальона РЭП (радио электронного противодействия) окружного подчинения. Оформив отпуск по семейным обстоятельствам, отправился за семьёй. Пару дней ушло на получение контейнера, его загрузку и доставку на станцию. После сдачи контейнера, отправился в пустую, уже не нашу, квартиру. Переночевали у Петровича и утром отправились на новое место. По приезду в Вышний Волочок, начался следующий жизненный этап.
   Мы разместились в своей отдельной квартире на втором этаже, с удачным размещением комнаты, кухни, туалета и прихожей. На кухне стоял титан для нагрева воды, который топили дровами. Для каждой семьи, выделялся сарайчик во дворе, для хранения дров и других вещей. Так что, по сравнению с прошлыми жилищными условиями, здесь мы устроились нормально. У каждого офицера КП – штурмана и оперативного дежурного, для своевременного оповещения, на квартире установлен телефон. Для доставки на КП, по тревоге или утром на дежурство, выделялась машина от РТБ.
   Вышний Волочок тихий и уютный городок. Прямо через центр проходит, ещё с Петровских времён, канал. Основным градообразующим предприятием является ткацкая фабрика, на которой трудилась Валентина Гаганова, ставшая знаменитой на всю страну. В своё время у тётки, в нашем городе, проживал Муслим Магомаев. В то время она работала в местном драм театре.

   В 1961 году командный пункт оснастили автоматизированной системой наведения «Воздух-1м». Так как во Владимире открылись трёхмесячные курсы по обучению работе на этой системе, мне предложили закончить их, с перспективой передачи опыта своим коллегам. И так, я снова в длительной командировке.
   Курсы расположены в здании неподалёку от Успенского собора. Храм построен в живописном, самом высоком в городе месте. Он возвышается над обрывом, а внизу протекает река Клязьма. С соборной возвышенности открывается величественная панорама: за рекой, до самого горизонта простирается летом ярко зелёный, осенью украшенный золотом, лесной массив. Когда с обрыва обозреваешь эти лесные просторы, видишь несметные орды хана Батыя, осаждающие город. Многие памятники во Владимире и окружающих его местах, напоминают о событиях почти тысячелетней давности. Посещая эти места, чувствуешь свою причастность к этим событиям. При посещении исторического городка Боголюбово, мне запомнилась церковь, построенная по распоряжению князя Андрея Боголюбского, во имя Рождества Богородицы. Находясь в этих исторических местах, особо ярко воспринимаешь, произошедшие здесь с нашими предками, события.
   Занятия на курсах проходили по плану. Систему наведения изучали в оборудованных аудиториях центра, а для закрепления теоретических знаний, было несколько выездов на ближайший аэродром с КП, оборудованным «Воздух-1м», где мы на практике осуществляли приборное наведение истребителей на воздушные цели.
   В конце сентября похолодало, а до окончания учёбы ещё месяц. Так как, моя семья коротала время моего отсутствия на Украине у родителей, я написал письмо соседке Вере Николаевне. Уезжая, мы оставили ей ключи от квартиры и по моей просьбе, она прислала мою шинель. Вера Николаевна, жена командира радио технического полка полковника Остащенко, проживала со своей мамой в квартире радом с нашей. Её муж в это время был в правительственной командировке на Кубе, оказывая помощь молодой демократической республике, против американской агрессии.
                *
   В ноябре командировка закончилась. После встречи семьи, началась обыденная служба: суточные боевые дежурства – через два дня, обслуживание полётов – по графику и непредвиденные выезды на КП – по тревоге. Это продолжалось в течение пяти лет. За это время в полку произошло несколько катастроф, среди погибших два моих однокашника по лётному училищу – Виктор Фадеев и Рудольф Немчевский. На похороны Рудольфа, проводить своего единственного сына, приехала мать. Его похоронили на деревенском кладбище. За долгую службу в авиационных частях, много молодых, здоровых ребят, пришлось оставить навечно на кладбищах, расположенных неподалёку от авиационных гарнизонов.
   Во время холодной войны, часто объявляли готовность расчёту КП. Запомнился один из таких случаев, когда Н.С.Хрущёв, возил руководителя Кубы Кастро на Валдай, показывать мощь наших ракетных комплексов ПВО. Пока они не вернулись в Москву, мы в полной готовности просидели на КП трое суток.

Вышний Волочок, служба на КП (Николай Клевайчук) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Николай Клевайчук | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен