Найти в Дзене

Глава 2. Когда твой начальник - вор.

Продолжение. Начало смотрите ЗДЕСЬ Эта статья будет также без имен и фамилий, потому что описываемые здесь события очень уж пикантные и личные. Уже прошло больше чем полгода после легендарного перехода из Владивостока. После этого мы успели сходить в Северную Корею, чтобы обменяться глубоководными аппаратами с однотипным судном. Там утонула корейская подводная лодка и были соответствующие подводные работы. Надо сказать, наше судно редко стояло на месте у пирса. Ранее оно участвовало в подъеме остатков сбитого пассажирского южнокорейского "Боинга". В подъеме участвовал аппарат АРС, которым командовал мой одноклассник. Он совершил десятки уникальных погружений, достал со дна множество интересных артефактов и сделал очень сенсационные выводы. Если он прочитает эти строки, он обязательно оставит свой коммент. Спуск на воду подводного аппарата АРС. Фото автора. Но подъем частей "Боинга" был еще до того, как я пришел на судно. А сейчас, при мне, судно принимало активное участие в испытани

Продолжение. Начало смотрите ЗДЕСЬ

Эта статья будет также без имен и фамилий, потому что описываемые здесь события очень уж пикантные и личные. Уже прошло больше чем полгода после легендарного перехода из Владивостока. После этого мы успели сходить в Северную Корею, чтобы обменяться глубоководными аппаратами с однотипным судном. Там утонула корейская подводная лодка и были соответствующие подводные работы.

Надо сказать, наше судно редко стояло на месте у пирса. Ранее оно участвовало в подъеме остатков сбитого пассажирского южнокорейского "Боинга". В подъеме участвовал аппарат АРС, которым командовал мой одноклассник. Он совершил десятки уникальных погружений, достал со дна множество интересных артефактов и сделал очень сенсационные выводы. Если он прочитает эти строки, он обязательно оставит свой коммент.

Спуск на воду подводного аппарата АРС.  Фото автора.
Спуск на воду подводного аппарата АРС. Фото автора.

Но подъем частей "Боинга" был еще до того, как я пришел на судно. А сейчас, при мне, судно принимало активное участие в испытании глубоководного аппарата "Поиск-6", рассчитанного на глубину погружения 6 километров. Выходов в море было много, и эти выходы были относительно короткие, в район Авачинского залива. Обычно через 2 - 3 дня мы снова возвращались к своему пирсу. Особое неудовольствие вызывали швартовки.

Наш славный командир и просто хороший человек тоже был не без недостатков, и швартовался, скажем так, неважно. Реверсы судовой машины вперед-назад изматывали. Не то, что в машинный журнал едва успевали записывать, но иногда компрессора просто не успевали набивать пусковой воздух в резервуары. Мы в ЦПУ иногда просили, чтобы в ходовой рубке немного повременили с маневрами, пока ещё подобьём воздуха.

На одной из швартовок при использовании кормового подруливающего устройства где-то глубоко внизу раздался сильный хлопок, и само устройство, именуемое ВДРК, остановилось. Через пару минут в ЦПУ прибежал моряк. С выпученными от страха глазами, оглохший, он прокричал, что "взорвался шкаф с пусковой аппаратурой и выбило защиту ВДРК". Мы передали наверх в ходовую рубку, чтобы продолжили швартоваться без ВДРК, используя только машину и носовое подруливающее устройство.

После окончания процесса швартовки мы пошли в помещение ВДРК разбираться, что же там так сильно взорвалось, что наш морячок оглох. Бабахнуло сильно, сказали, что звук типа выстрела слышали даже в ходовой рубке. Открыли шкаф с пусковой аппаратурой и все сразу стало ясно: взорвались три герметичных дугогасительных камеры на пускателе. Я взял документацию и мы стали разбираться, почему случился бабах. И поняли, в чём было дело (технические детали читателям будут неинтересны, но если найдется человек, которого это заинтересует, расскажу в комментах).

Оказалось, "дьявол кроется в деталях", а именно: причиной было грубое нарушение правил управления кормовым подруливающим нашими "флотоводцами" из ходовой рубки. Суть в том, что когда его включают в работу, надо дать ему обязательно поработать не менее 30 секунд, прежде чем выключить. У деятеля, который им управлял в ходовой, шаловливые руки работали быстрее его мозгов. Включив агрегат, через несколько секунд он вдруг передумал и выключил его. Из-за глупых неумелых действий взорвались дугогасители.

На следующий день в кают-компании за обедом командир спросил, разобрались ли мы в неприятной ситуации с подруливающим устройством. Я рассказал, в чем была причина происшествия. Старпом сразу поднял хай, обычное для него дело, стал орать, обвиняя наши механические силы. Я пытался его заткнуть, но он стал орать еще больше. Командир пытался нас успокоить, и сказал, чтобы я после обеда поднялся к нему.

Это чтобы в спокойной обстановке рассказать причину. Ну, чтобы нормально выслушать без орущего дурака-старпома. Замполит при этом молчал, так как просто не понимал суть процесса. Он был очень умён и не строил из себя знатока, чтобы не обделаться, как его визжащий коллега.

Старпом, понятное дело, тоже не понимал техническую суть процесса, но управлял устройством именно он, поэтому орал и брал на арапа, как всегда, чтобы вылезти сухим из воды. После обеда командир пошел наверх, а я следом. За углом меня подкараулил старпом и сказал, что "объявляет мне строгий выговор". Правда, я так и не понял, за что, и просто проигнорировал начальника. У нас на военном флоте старпом и замполит - начальники абсолютно для всех, в том числе и для механических сил.

Казня меня в коридоре, старпом ненароком хорошенько так дыхнул, и я понял, что он слегка пьян. Я ткнул его носом в это дело и заметил, что, прежде чем раздавать выговора, надо сначала полностью протрезветь. Это стало поводом для очередной порции визгов, основной посыл был, что "старшим в одно место не заглядывают". Мне пришлось послать его в это самое место и идти к командиру.

Вслед неслись страшные угрозы разобрать мое поведение на партсобрании, но мне оно было как-то по барабану. Партийная карьера мне не светила уже давно, начиная с моих "вьетнамских" грехов (про мои тогдашние грехи можете прочитать ЗДЕСЬ)

Командиру я объяснил причину выхода из строя ВДРК, это было результатом неграмотных действиях старпома. Я попросил командира больше не допускать его к управлению этим устройством, пока не изучит инструкцию. И еще сказал, что строгие выговоры, полученные от пьяного старпома в коридоре, полноценными взысканиями не считаю, поэтому они мне до одного места. Командира это мое умозаключение немного развеселило. Кстати, мне и самому стало смешно, но я все же попросил:

- Пожалуйста, накажите его за пьянство на рабочем месте. Своим видом он компрометирует всех вас, начальников.

- Да ты знаешь, бесполезно его наказывать. Я докладываю наверх в дивизион о его пьянках - а он потом едет туда, уже трезвый, правильный такой. Извратит все и набрешет, как ему выгодно. И ему там верят! - сказал с горечью в голосе командир. - У него в дисциплинарной карточке от взысканий уже места свободного не осталась. И в основном за пьянку. Так ты знаешь, что он сделал? Когда я выходил из каюты, он залез ко мне в стол и украл все дисциплинарные карточки. И брешет потом, говорит, не брал - и все! Вот так!

Да, ситуация. Старпом непотопляем, и мы знаем, почему. Волосатая лапа сверху надежно оберегает его от служебных неурядиц. И командир не в силах навести порядок. Это плохо. Но ладно, мне со старпомом водку не пить, а его взыскания для меня что слону дробина. Короче, лишь бы не мешал мне работать наш алкоголик, и чёрт с ним.

В тот же день старпом напел на ухо замполиту, и они решили хорошенько проучить меня. Организовали партсобрание, чтобы рассмотреть персональное дело. Подговорили секретаря парторганизации, нашего послушного мичмана. Куда он денется, да и другие лояльные нашим судовым вождям коммунисты. Короче, большинство коммунистов "За".

Мне влепили строгача за "плохое содержание материальной части" (за то, что ВДРК взорвалось во время швартовки) и за личную недисциплинированность (это я пьяного старпома послал не туда). Ладно, строгий выговор - не туберкулез, с ним жить можно. Зарплату платят вовремя, так что все нормально. А с этими плохими наглыми ребятами разберемся как-нибудь позже. Всему свое время.

Однотипное спасательное судно пр. 536 в Севастополе.  Фото:  https://www.kchf.ru/photos/photo_spasat/rudnicky_02.htm
Однотипное спасательное судно пр. 536 в Севастополе. Фото: https://www.kchf.ru/photos/photo_spasat/rudnicky_02.htm

Через некоторое время поступил нехороший, но интересный сигнал от нашего старого мичмана Ч., он жаловался в своем кругу. Зашёл, говорит, к нему домой старпом. Вроде так запросто заглянул, мимо по пути шёл. И вот сидят они в зале, а потом наш мичман пошёл на кухню чай готовить, когда вдруг видит - старпом из залы со своим дипломатом быстренько так выдвигается. Что-то, говорит, расхотелось мне чаевать.

Наш мичман бдительный, напрягся, глянул - исчезла дефицитная книга со шкафа. Знал наш мичман эти штучки-дрючки у старпома, но не предполагал, что тот так быстро "управится". И не ожидал, что вот так нагло будет прямо с хаты тянуть чужое добро.

- Отдайте книгу, - твёрдо говорит хозяин. - Лучше отдайте по-хорошему, иначе рапорт напишу о вашем воровстве.

- Да я что, я ничего. Только почитать взял, - пришлось колоться нашему вору.

Короче, Ч. забрал свою книгу и выгнал старпома вон. Да, проблема с этим на нашем судне. Клептоман - это хуже, чем паршивая овца в стаде. И не скажи, что профессиональный вор. Это болезнь такая, когда человек болеет воровством. В тесном коллективе можно всем болеть, даже ЗППП. Но только не клептоманией.

В один прекрасный день к нашему борту пришвартовались две магаданские подводные лодки. Команду одной из лодок разместили у нас, теперь они наши гости. Когда-то и я жил на нашем судне в качестве гостя, чувства подводников мне более чем понятны. В одной из кают поселили командиров этих двух лодок, один из них мой бывший командир. Всё как положено, теперь они как белые люди будут жить на нашем прекрасном судне. Вечером они пригласили меня в гости к себе. Ну тут понятно, накрытый стол, шило, закуски. Уважаемые люди, оба капитаны 2 ранга. Пошла беседа о том, о сём.

- Ну как служба на судне? Лучше, чем на лодке? - спрашивает мой бывший командир.

- Конечно, лучше, сами видите условия жизни и работы. Намного интереснее. - Как начальники? Сработался с ними?

- Да без проблем, правда, есть небольшие тёрки. Меня здесь на судне сразу предупредили, что каюту надо постоянно держать закрытой, старпом ворует, - делюсь я нашими судовыми "секретами". - Вы тоже закрывайте на ключ.

- А кто твой старпом? - интересуется другой командир, Виктор Иосифович.
Я назвал фамилию старпома, чем очень удивил командира лодки.

- Да мы с ним в одной роте были в училище. Я ему лично физиономию чистил не раз за эти штучки. Там он тоже воровал, - рассмеялся Виктор Иосифович.

Интересная новость! Не ожидал услышать такое. Вот уж действительно, нашему доктору нужно не пьянствовать со старпомом, а взять и вылечить его от этого психического недуга. Да ладно бы, ну обворовываешь ты своих подчиненных, пьёшь на службе, ну тогда хоть веди себя прилично! Не задирай хвоста.

Нет, он со своей инициативой. Чувствует поддержку от своего покровителя в тылу и от замполита на судне. Амбиции непомерные и людям жизнь портит каждый день. Недавно у матроса-рассыльного в рубке дежурного спёр книгу "Пармская обитель". Отлучился тот морячок в гальюн на 5 минут, вернулся - а книги нет. И не было никого рядом, вот только старпом крутился. Его почерк.

Короче, запарил всех этот деятель. И народ тоже искал любые способы как-то отыграться. Прибегает ко мне мой старшина команды электриков. Грамотный мичман, но активный уж слишком. Я, говорит, старпома закрыл в носу. Вроде как старпом пошел в носовые помещения, а наш неравнодушный мичман тут как тут. Прикрыл дверь, замок навесил, радуется сам и меня обрадовать хочет.

- Не тем путём идёшь, - говорю ему. - Больше Ленина читай. И помни его крылатую фразу: "Мы пойдем другим путём".

Как потом получилось, рано радовался наш активист. Старпом сунулся в дверь - закрыто. "Замуровали, демоны", как в известном фильме. Он просто перешел на другой борт и спокойно вышел через другую дверь. Ну молодец!

А каким же путем двигаться, чтобы навести порядок на судне? Хотя я уже прослужил здесь год, все равно никак не мог приспособиться к существующим порядкам, больше напоминающих понятия. Выговоров у меня было как блох на собаке, замполит даже ставил вопрос в дивизионе, чтобы меня "списать с судна". Но там только посмеялись, типа, а что, ты его сам в ЦПУ заменишь? Ну да, судовая машина - это не киноустановка "Украина", здесь мозги нужно в голове иметь, а не только верность идеалам КПСС. Не вышла у зама его глупая авантюра.

А нашему командиру ну так неохота было заниматься этими разборками, вот-вот ДМБ сыграет... Ну и этот бардак ему тоже надоел, хочется порядка напоследок. Вот старпома-алкаша бы приструнить, да его покровитель мешает. Командир как-то встретил меня в коридоре машинного отделения. Пойдем, говорит, в сторонку, что-то сказать тебе надо. Осматривается вокруг, нет ли кого поблизости? Ведет меня в прачечную. Ну, думаю, сейчас государственные секреты выдавать будет. Но все оказалось намного проще.

- Ты, - говорит, - поезжай в дивизион, расскажи им, что наш старпом часто пьяный на судне в рабочее время, и все проблемы из-за него. Ты относительно новый человек, они тебя точно послушают.

- Нет, - говорю, - эта роль не для меня. И вообще, это не мой уровень, ездить по начальникам и жаловаться. Это вам бы, как командиру, позвольте заметить, надо бы употребить власть. Вот возьмите и накажите его. Это в ваших силах.

Тут мне командир снова напомнил про бесполезность наказаний в отношении старпома и про украденные у него из каюты дисциплинарные карточки. Короче, понятно. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Значит, теперь мы сами будем думать, что делать со старпомом. По большому счету, начал уже доставать. К его пьяным выходкам и последующим нервотрепкам как-то уже я привык и гавкался с ним на равных, хотя он был старше по возрасту и должности. Замполит на его пьянки не реагировал, ну как же можно жаловаться на свой рабочий инструмент?

Но мою чашу терпения переполнил следующий случай. С утра я поехал в город по делам, но быстро вернулся. Вахтенный у трапа на специальной доске хотел отметить мое прибытие на борт, но я попросил его оставить все как есть, будто бы я еще в городе. Поднялся к себе, закрылся в каюте, чтобы никто не мешал. Надо было поработать с документацией, вот и нашёл такое удобное время.

Вдруг слышу - кто-то в замке ковыряется. Неужели старпом? Я тихо сижу и жду. Продолжает шебуршиться, как мышь, наверное, ключи подбирает! Минут 5 ковыряния в замке, и вот дверь открылась! Точно, старпом стоит с огромной связкой ключей. Увидел меня в каюте и говорит, не моргнув глазом:

- Вот не знаю, кому эти ключи раздать? Хожу и подбираю. Вот, и к твоей двери подошел ключик. Держи, дарю его тебе.

- Вы подбираете ключи, когда хозяева кают отсутствуют на судне? - я уверенно предполагал, что перед этим грязным делом старпом глянул на доске у трапа, кто присутствует на судне, а кого нет.

- Нет, что ты! Ты же на судне находишься, вот я и принёс тебе запасной ключ, еще благодарить меня ты должен, - старпом и тут красиво выкрутился.

На следующий день я поехал в город на переговорный пункт. Я позвонил в Магадан своему высокопоставленному знакомому и очень долго рассказывал ему о своей службе на судне и взаимоотношениях со старпомом. Ничего не убавил и не прибавил. Фактов было вполне достаточно, чтобы мой собеседник сделал соответствующие выводы.

- Вы говорили мне тогда, чтобы я звонил вам, если возникнут трудности. Я не стал бы обращать внимание на эти пустяки. Но уже прошло достаточно много времени и то, что у нас происходит, уже достало. Особенно воровство, - рассказывая это, я твердо рассчитывал, что меры будут однозначно приняты.

Наверное, уважаемые читатели знают, что лежало в основе этого моего звонка. В одной из предыдущих статей я рассказывал, как помог этому уважаемому человеку укрепить свой служебный авторитет на новом месте службы. Он оказался человеком слова. И вот помог мне в окончательном решении нашей общесудовой проблемы. Сделал это на удивление быстро.

И действительно, через несколько дней прошел слух, что нашего старпома будут убирать с судна.

Продолжение истории в следующей статье. Это ЗДЕСЬ.

Подписывайтесь :)