Найти в Дзене
ПИН

Никто больше не верит в развитие метро: Петербуржцы устали от новых схем несуществующих станций?

Каждый месяц жители Северной столицы получают новую порцию грандиозных планов развития метрополитена. Красочные схемы, амбициозные проекты, революционные идеи - и всё это на фоне того, что за последние пять лет построили от силы пару станций(а сколько закрыли?). Недавнее выступление спикера Законодательного собрания Александра Бельского на радио добавило еще больше вопросов к и без того запутанной ситуации с петербургской подземкой. Начнем с не лучшей темы - станции "Театральная", которая уже построена, но до сих пор закрыта для пассажиров. Причина банальна до невозможности: никто не хочет уступать свою территорию под выходы. Валерий Гергиев защищает интересы Мариинского театра, владелец дома быта на Лермонтовском проспекте стоит за свою собственность, а "Роснефть" не желает сносить АЗС. "У всех есть свои интересы, все их преследуют, но никто не преследует интересы жителей", - констатировал Бельский. Особенно поразила позиция нефтяной компании. Учитывая, что ее руководитель родом из Ле
Оглавление
Бесполезные фантазии.
Бесполезные фантазии.

Полтриллиона на метро и новый подрядчик: что на самом деле происходит с подземкой Петербурга

Каждый месяц жители Северной столицы получают новую порцию грандиозных планов развития метрополитена. Красочные схемы, амбициозные проекты, революционные идеи - и всё это на фоне того, что за последние пять лет построили от силы пару станций(а сколько закрыли?). Недавнее выступление спикера Законодательного собрания Александра Бельского на радио добавило еще больше вопросов к и без того запутанной ситуации с петербургской подземкой.

Театральная станция: когда все против

Начнем с не лучшей темы - станции "Театральная", которая уже построена, но до сих пор закрыта для пассажиров. Причина банальна до невозможности: никто не хочет уступать свою территорию под выходы. Валерий Гергиев защищает интересы Мариинского театра, владелец дома быта на Лермонтовском проспекте стоит за свою собственность, а "Роснефть" не желает сносить АЗС.

"У всех есть свои интересы, все их преследуют, но никто не преследует интересы жителей", - констатировал Бельский. Особенно поразила позиция нефтяной компании. Учитывая, что ее руководитель родом из Ленинграда, можно было бы ожидать более конструктивного подхода к решению проблемы городского транспорта.

Получается абсурдная ситуация: станция есть, деньги потрачены, а люди не могут ей пользоваться. Это ли не символ всей транспортной политики города?

Метро по кругу: новая загадка от властей

Но настоящий переполох вызвала информация о планах строительства метро до аэропорта Пулково. Бельский сообщил, что линия будет идти к Пулково, Экспофоруму, а затем "по кругу возвращается обратно". Только вот понять, что именно имелось в виду, оказалось задачей не из простых.

Изначально планировалось простое продолжение Кировско-Выборгской линии: сначала к Пулково, потом к Экспофоруму и далее к кампусу СПбГУ. Никаких кругов и возвращений не предполагалось. Затем появились идеи о разветвлении от Экспофорума в разные стороны - на север к "Звездной" и на юг к новому городу-спутнику.

В принятом Генплане картина снова изменилась: красная линия должна пройти через Ульянку и Авиагородок к Пулково, затем к "Пулковским высотам", КВЦ "Экспофорум" и далее к станциям "Пушкин", "Царское Село", "Кампус" и "Технологическая долина". Прямая линия без всяких кругов.

Предоставлено порталом Фонтанка Ру
Предоставлено порталом Фонтанка Ру

Экспофорум как новый транспортный узел

Но планы продолжают меняться. По последней информации, пересадочной станцией назначили КВЦ "Экспофорум", через который теперь должна проходить виртуальная петля от "Проспекта Ветеранов" через Пулково к "Звездной". Возможно, именно это и имел в виду Бельский, говоря о движении "по кругу".

Эта петля от "Проспекта Ветеранов" до "Звездной" теперь считается приоритетным участком Красносельско-Калининской линии. В идеальном мире его хотят построить до 2030 года. Именно этот участок рассматривается как единый пусковой этап, а не метро до Технологической долины, которое отложено до 2170 года.

Рассматривается вариант с тремя станциями на участке от Экспофорума до "Звездной": "Шушарская дорога", "Новгородский проспект" и "Среднерогатская". Звучит впечатляюще, если бы не одно "но" - подобные планы мы уже слышали десятки раз.

Новый подрядчик: спасение или очередная иллюзия?

Интересная деталь: строить южное направление метро будет не "Метрострой Северной столицы", а новый подрядчик. Наиболее вероятный кандидат - компания "БТС-Мост" Руслана Байсарова, которая уже проектирует отдельные участки.

Вероятность участия "БТС-Мост" в большой стройке выросла после покупки компанией контрольного пакета в "Метрогипротрансе". От Байсарова ждут не только производственных мощностей, но и статуса, который позволит привлечь федеральное софинансирование. Без этих денег проект южного метро в разумные сроки просто нереализуем.

Обсуждается также возможность привлечения новой компании к строительству коричневой линии метро и оранжевой ветки. Амбициозные планы охватывают направления до Кудрово на юго-востоке и до Юнтолово на северо-западе.

Усталость от красивых схем

Жители Петербурга уже привыкли к бесконечному потоку транспортных планов. Каждые несколько месяцев появляются новые схемы, корректируются маршруты, объявляются невероятные решения. При этом реальное строительство идет черепашьими темпами. Или не идет вовсе.

За последнее пятилетие было открыто всего несколько станций, а обещанные сроки постоянно сдвигаются. Создается впечатление, что власти больше увлечены процессом планирования, чем фактическим строительством. Красивые презентации и громкие заявления заменяют реальную работу.

Особенно раздражает тот факт, что эти многочисленные схемы никогда не появляются в вагонах метро. Пассажиры продолжают пользоваться картами, которые отражают реальность, а не мечты градостроителей.

Еще планы. Да вы сразу до Новгорода уже рисуйте!
Еще планы. Да вы сразу до Новгорода уже рисуйте!

Финансовые реалии: полтриллиона рублей

Летом прошлого года на координационном совете впервые прозвучала цифра необходимого софинансирования - почти полтриллиона рублей. Сумма настолько астрономическая, что сразу стало понятно: без серьезной федеральной поддержки ничего не получится. То есть, ничего не будет в итоге. Проходили, знаем. Больше не верим.

Даже если эти деньги будут выделены как возвратные средства, их освоение(кем?) растянется на многие годы. А учитывая, как обычно реализуются крупные инфраструктурные проекты в России, можно ожидать многократного увеличения сроков и бюджета.

Что в итоге?

В комитете по строительству дают осторожные комментарии: предпроектные работы пока не ведутся, проект планировки территории не утвержден, пусковые этапы будут определены в процессе проектирования. Стандартная бюрократическая формулировка, которая означает: ничего конкретного пока нет.

Возникает закономерный вопрос: зачем регулярно представлять общественности планы, которые заведомо не будут выполнены в заявленные сроки? Зачем создавать иллюзию активной работы, если реальное строительство буксует?

Петербуржцы заслуживают честного разговора о перспективах развития метрополитена. Вместо бесконечных схем и корректировок планов люди хотят видеть конкретные результаты. Пока же приходится довольствоваться красивыми картинками и обещаниями, которые с каждым годом звучат все менее убедительно.

А как вы относитесь к постоянным изменениям планов развития петербургского метро? Верите ли вы в реализацию новых амбициозных проектов или считаете их очередным популизмом? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Проезд в Петербурге в 2025 году: Полный гид по тарифам и скрытым возможностям "Подорожника"
ПИН Новости20 мая

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет вообще супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!