Мои воспоминания о посещении в далекой юности музея Лермонтова, я дополнил данными С.А.Андреева-Кривича в книге «Тарханская пора»
К 200летию поэта:
С тех пор минуло двести лет -
Россия родила Поэта,
Его узнал весь белый свет,
Стихи читает вся планета.
Весна 1955г. После сдачи зачетов по теоретической подготовке, курсантов 6й ВАШЛ (военной авиационной школы летчиков) отправили на аэродром Адикаевка, что в 30-ти километрах от Каменки Белинской в Пензенской области.
Весь личный состав летной эскадрильи разместили в палаточном городке на окраине полевого аэродрома, на берегу красивого пруда со склоненными над водой ивами.
Летать нравилось. Вывозную программу на самолете Як-11 закончил в числе первых.
В свободный от полетов день с основной базы приехал замполит для проведения экскурсии по местам знаменитого русского поэта Лермонтова. После часа езды по Пензенскому шоссе, подъехали к селу Лермонтово – старые Тарханы. Это было большое поместье, принадлежащее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Сюда в Тарханы, к стоявшему на полугоре усадебному дому, в какой-то день зимы 1814-1815года подъехал московский обоз.
Вместе с Елизаветой Алексеевной из Москвы вернулись молодые супруги Лермонтовы, Юрий Петрович и Мария Михайловна. Они привезли с собой, родившегося в Москве, в ночь со второго на третье октября (по н. стилю с 14-го на 15-е) 1814г., своего сына.
Открылась тархановская лермонтовская хроника: имена жителей усадьбы внесены в вероисповедную книгу, которая хранится в настоящее время в музее М.Ю.Лермонтова. На стр. 57 можно обнаружить запись, относящуюся к 1815г.: «Гвардии порутчица Елизавета Алексеевна Арсеньева. У нее зять корпуса капитан Ю.П.Лермонтов. Жена его Мария Михайловна. У них сын Михаил». С 15-го по 27-й год жизнь Михаила Юревича тесно связана с Тарханами. Здесь прошли его детские и отроческие годы.
И так наш автобус въехал в поселок. Лермонтово раскинулось на два километра в длину. Большой пруд и овраг делят его на две половины. Свернув с большака мы увидели большое белое здание. Это Лермонтовская школа, недалеко на косогоре расположена больница, рядом библиотека, которую регулярно посещают местные читатели.
В сопровождении гида, мы проходим по усадьбе, в центре которой находится дом, в нем располагается музей. Рядом под железной крышей остатки сломанного вяза, рухнувшего в 1941 году. Поэту, еще ребенку, на этом дереве устраивали качели. От вяза под уклон через Средний сад две дорожки - по левой мы спускаемся вниз к пруду. У самого пруда аллея упирается в большой дуб, обведенный железной оградой. Около него надпись, свидетельствующая о том, что он посажен Лермонтовым. Рядом в тени его – одинокая скамейка. Направо, по берегу пруда прибрежная дорожка. Она подходит к дамбе, которая пересекает пруд. Дамба обрывается в том месте, где когда то стоял мост, ведший за пруд в Круглый сад – большой плодовый арсеньевский сад.
Рядом с входящей на дамбу дорожкой место «беседки тайной», которая действительно «на склоне гор»: возле нее обрывается аллея, идущая сверху, от дома. Вот стихи Лермонтова, еще ранние, написанные в 1828 году:
На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты
Беседку тайную, где грустные мечты
Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:
Там некогда стоял алтарь и муз и граций,
И куст прелестных роз, взлелеянных весной.
Там некогда, кругом черемухи млечной
Струя свой аромат, шумя, с прибрежной ивой
Шутил подчас зефир и резвый и игривый.
Там некогда моя последняя любовь
Питала сердце мне и волновала кровь!..
( И это пишет четырнадцатилетний юноша! )
Мы входим к «алтарю и муз и граций». Круглая площадка, посреди розовый куст. Через сирень, липы, желтую акацию видно, как рябит пруд. Площадка в самом деле «близ вод». «С прибрежной ивой шутил подчас зефир». Он и сейчас шутит – перебирает распущенные к воде ивовые пряди.
От «беседки тайной» дальше идет прибрежная дорожка, которая от Большого пруда круто сворачивает в заросль и останавливается перед мостом. Он стоит на плотине, закрывающей воды Малого пруда. Правая его сторона вплотную прилегает к сельским садам. На левой стороне – музейная усадьба.
За мостом поднимается холм. Это хорошо известное в ранней лермонтовской биографии место. На вершине холма два больших круга, вырытые один против другого, - «траншеи». Здесь в совсем еще ребяческих играх Лермонтов воображал себя, верно, полководцем, освободителем, великодушным победителем…
Обратно через плотину, а потом по крутой, идущей изгибом аллее путь ведет к дому, откуда мы и начали осмотр. Дом обложен тремя большими балконами, над ним шепчется листва вязов и кленов. Внутри – тихие музейные залы. После случившегося в 1908 году пожара дом восстановлен на старом фундаменте в прежнем виде, и сейчас посещающие музей могут составить себе полное представление о том, как все выглядело при Лермонтове.
Музей открылся в 1939 году. У крыльца в стену вделан бронзовый барельеф Лермонтова. В вестибюле – пристально смотрящий через плечо поэт, в распахнутом военном сюртуке. Гид открывает левую дверь. Входим в большую, выходящую окнами на две стороны комнату. Это зал и столовая. Здесь старинная мебель, портреты, гравюры, картины, шелк штор, канделябры.
У стены старинное фортепьяно, которое находилось в доме Арсеньевой. Можно представить – около него, в зимний вечер, сидит молодая женщина… Правой рукой перебирает клавиши, а левой держит сидящего у нее на коленях сына. В мелодию вплетаются грустные звуки песни и это стало первым воспоминанием Лермонтова.
На стенах копии двух портретов – на одном будущему поэту года три-четыре, лет семь – на другом. Тут же портреты его отца и матери, ушедших рано из жизни. Когда уже их не было в живых, поэт написал стихи:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя…
Большой зал был свидетелем первых игр Лермонтова. Сюда же на святках приходили ряженые, костюмы которых, странные голоса, загадочное поведение вызывали повышенный интерес и удивление у мальчика, которого рано стало влечь необычное.
Музей посвящен не только Тарханам, тарханскому периоду жизни поэта. Его задача шире. В размещенных в его залах экспонатах отражена вся биография Лермонтова, история его творчества. Знакомясь с музейной экспозицией, мы познакомились вообще с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Но об этом в другой раз, а сейчас мы поблагодарили работников музея и отправились в свой палаточный городок.
Предыдущая часть:
Продолжение: