Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Мечты сбываются. Учёба в шестой ВАШЛ – зима 1954 – 1955 год

Оглавление

Николай Клевайчук

Як-11. Фото из Яндекса
Як-11. Фото из Яндекса

Мечты сбываются

Сентябрь 1954 года. Курсанты Киевского аэроклуба закончили программу подготовки на учебном самолёте Як- 18. После ужина Виктор Петрович – инструктор лётной группы пригласил нас в беседку, где на протяжении всего лета мы готовились к полётам. "Завтра ответственный день, - сказал он, - приехала государственная комиссия для приёма экзамена по лётной подготовке. – Я надеюсь, вы не подведёте меня, а сейчас постарайтесь выспаться".

   Но какой сон! В нашей палатке разговоры не прекращались почти до утра, мы делились своими  планами на дальнейшую учёбу, а волнение по поводу предстоящего полёта с инспектором не давало уснуть.  Прозвучавшая команда дежурного по лагерному сбору: «Подъём!» закончила эту тревожную ночь.

    Утренняя прохлада бабьего лета взбодрила и немного успокоила нас перед предстоящими испытаниями. После завтрака нас отправили в квадрат, расположенный рядом с СКП – стартовым командным пунктом. Ожидая своей очереди на вылет, я наблюдал за посадкой товарищей после полёта с инспектором и с завистью слушал их восторженные рассказы о результатах проверки.

    Наконец моя очередь! С разрешения инспектора я занял место в передней кабине. Запустил мотор и запросил у руководителя полётов разрешения на выруливание и взлёт.   

 После выполнения указанных в задании фигур и посадки, инспектор подтвердил успешное завершение нашей группой лётной подготовки.

   Через день мы простились с лагерем, давшим путёвку в небо и убыли в штаб аэроклуба, где решалась наша дальнейшая судьба. Оказалось, что списки уже составлены и осталось только  зачитать, кому и в какое училище ехать. От предложения поступать в военное училище бомбардировочной авиации я отказался, потому что с детства мечтал стать лётчиком-истребителем. Пришлось вернуться в свой родной Фастов.  Потянулись тревожные дни в ожидании ответа на просьбу отправить меня в истребительное училище.

   В погожее октябрьское утро, когда я собирался с отцом в лес для заготовки дров, пришла телеграмма: «Приезжайте с вещами в аэроклуб для убытия в военное училище летчиков истребительной авиации». От нахлынувших радостных чувств не помню, как я собрался, попрощался с родными и оказался на вокзале.

   И вот я в электричке на Киев. Мимо проплывают знакомые с детства места со вспаханными полями и пожелтевшим осенним лесом, с которыми я расстаюсь, не зная, когда увижу их снова.

   В полдень прибыл в аэроклуб, где работник штаба выдал опечатанный пакет с документами. В военкомате Подольского района города Киева оформили проездные документы до станции Каменка Белинская Пензенской области. На вокзале в свободном окне кассы получил билет. После двухсуточных приключений в поездах с пересадками я прибыл к месту службы.

   Из тёплого украинского бабьего лета я попал в студёную зиму Поволжья. Выпавший ночью снег, лёгким хрустом отзывался на каждый мой шаг. На привокзальной площади я узнал, где расположено лётное училище. Уже по дороге к штабу увидел шагающих в строю юношей в новой военной форме с курсантскими погонами. Сердце затрепетало в груди: неужели я тоже буду идти в этом строю?

   В штабе, после беседы и просмотра документов я был зачислен курсантом. Участник войны старшина Кирюхин, маленького роста, со звонким голосом, определил мне место в отдельной комнатушке при казарме. Здесь я проживал, пока проходил комиссию. Начались сильные морозы, я простыл, и, только когда выздоровел, врачи признали меня годным к лётной работе.

   Исполнилась моя мечта – я курсант лётного истребительного училища! Старшина выдал обмундирование и определил койку в казарме первой роты. Здесь я встретил Виктора Высочило, Костю Кравчука, Владимира Якуба и других ребят, с которыми проходил лётную подготовку в нашем аэроклубе. Кроме того, в набор 1954 года зачислили ребят, закончивших летную программу первого года обучения в Винницком, Казанском, Уфимском и других аэроклубах союзных республик. До выпуска нам оставалось два года.

 Уже после учёбы я встречался со многими из своих друзей в авиационных частях, где мы служили,  защищая воздушные рубежи нашей необъятной Родины.

Учёба в шестой ВАШЛ – зима 1954 – 1955 год

С наступлением зимы городок и аэродром завалило снегом. Ежедневно курсантам приходилось  освобождаться от сугробов: вместо зарядки – в жилом городке, а после занятий – на аэродроме. При таком распорядке дня, самым заветным у всех, было желание выспаться.
   Помню своё первое участие на выборах в Верховный совет. Воскресный день после голосования был отдан в наше распоряжение. Хочешь, гуляй по городку на закрытой территории и смотри в клубе фильмы, которые крутили целый день, или отсыпайся в казарме. Многие выбирали последнее.
   19-го декабря мы приняли военную присягу и за каждым закрепили винтовку с длинным штыком – образца 1903 года. Около дневального, напротив турника с брусьями, установили пирамиды, такие открытые стеллажи с ячейками и фамилиями курсантов, где хранилось оружие и противогазы. Открытое хранение оружия позволяло нам, в свободное время заниматься его чисткой, разборкой и сборкой, а по сигналу тревоги каждый курсант мог мгновенно взять закреплённую за ним винтовку, противогаз и занять своё место в строю. Старшина, после переклички, ставил задачу и раздавал патроны. По команде вся рота бежала на аэродром и по разработанному плану, определяющему место каждому взводу, занимала круговую оборону самолётов, объектов аэродрома и жилого городка.
   После принятия присяги и получения оружия, по выходным дням, нас начали привлекать к несению караульной службы. Везло тем, кого определяли на сторожевой пост – охранять водокачку. Это не нужно стоять на морозе, а также можно было послать дядю Васю за молоком и пирожками.
   Но основным для меня являлись напряжённые занятия и самоподготовка. После трёхмесячного опоздания я с трудом усваивал учебный материал. Особенно плохо давался приём на слух – «морзянка». Несмотря на все эти трудности, к середине зимы мне удалось сравняться с остальными курсантами. Взаимоотношения в классном отделении, которое позже на полётах стало лётным звеном, складывались нормально, многие стали моими друзьями, а Виктор Крылов из Воскресенска Московской области остался другом на всю жизнь. С ним часто встречались, проходя службу в истребительной авиации войск ПВО страны, но об этом позже.
   До нашего набора школа именовалась ВАШПОЛ – Военная авиационная школа первоначального обучения лётчиков и курсанты осваивали программу, как и мы в аэроклубах. Сейчас, с момента нашего поступления, начали осваивать программу второго года на самолётах Як- 11 и школа получила название ВАШЛ. Весной 1955 года, после сдачи зачётов по теоретической подготовке, роту курсантов переформировали в эскадрилью, всех распределили по звеньям и лётным группам. Командир эскадрильи майор Грибков представил командира первого звена капитана Орлова и инструкторов лётных групп, которые провели с нами наземную подготовку к полётам. Так как лётному составу положено ежегодно выполнять прыжки с парашютом, начальник ПДС – парашютно-десантной службы, провёл занятия. С помощью инструктора по прыжкам каждый уложил свой парашют и на следующий день состоялись прыжки с самолёта Ан-2. В моей лётной книжке появилась запись о втором прыжке. А в апреле мы убыли на полевой аэродром около железнодорожной станции Адикаевка, где началась лётная подготовка.
                *
   Многих моих однокашников по аэроклубу и первой лётной школе уже нет, среди них мой друг Виктор Крылов, но:
   Они во сне ко мне приходят,
Чтоб вспомнить ратные дела…
И снова в вечность все уходят,
Со мной простившись, навсегда…
   Я пишу о своих товарищах в воспоминаниях, ведь живут их дети и внуки, и может быть, они прочтут строки моего рассказа и узнают некоторые мгновения из жизни своих отцов и дедов.

Новые встречи (Николай Клевайчук) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Николай Клевайчук | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен