Если бы за каждые бодрые реляции о «новейших достижениях отечественного авиапрома» мне давали по рублю, я бы сейчас писал эту статью из частного джета над Лазурным берегом. Но, увы, сижу за кухонным столом, наблюдаю очередную «сенсацию» по телевизору: «МС-21 с отечественными агрегатами впервые поднялся в небо!» И вот тут у меня, пардон, зачесалась ирония — откуда столько гордости за полет на высоту… 3000 метров?
А теперь позвольте высказаться, как обычному человеку со стороны, наблюдающему весь этот «технический прогресс» со все возрастающим недоумением. Мы что, правда должны всерьёз радоваться самолету, который не может добраться до крейсерской высоты, летает на дистанции условной «от Москвы до Казани» и в серийное производство не то что не поступил, а даже близко к нему не подобрался?
МС-21 — флагман российской авиации, на минуточку. По крайней мере, так нам бодро сообщают на всех официальных каналах. Это вам не шутки — полностью российские агрегаты, российская авионика, российские электросхемы... Что же, список длинный и официально звучащий. Только одна беда: ни серийных поставок, ни заказов, ни летного ресурса на уровне современных требований мы ещё не увидели.
Давайте поговорим о «первом полёте».
Говорят, что опытный образец пролетел 1 час 15 минут. Хорошо. А знаете, что для нормального лайнера, планируемого как конкурент Boeing и Airbus, это примерно как если бы вам показали потенциал нового спорткара, проехавшего квартал и заглохшего на светофоре. Нет, конечно, он двигался. Немножко. Конечно, у него есть руль и двери. Но обещали ведь болид, верно?
Полет МС-21 — это, образно говоря, «успех» масштаба «прилип пластилин к наклейкам». Ну да, пролетел. Да, на отечественных системах. Но что дальше? Наш красавец с гордо заявленной дальностью «до 5100 км» на практике не выпархивает дальше 2000 км. А если ещё и нагрузить пассажирами и курицей, багажом и "курицей/рыбой"?
Между тем, пока нам показывают красивые картинки в духе «триумфа отечественной инженерной мысли», реальные цифры говорят сами за себя. Ни одна серьёзная авиакомпания пока не повесила флаг и не закричала: «Дайте два!» Нет реального спроса. Потому что и предлагать, прямо скажем, пока нечего.
Но всё же, смотрите, как красиво всё упаковано: и композитные крылья, и отечественные двигатели с патриотично звучащими литерами, и кондиционеры наши, и лючки, и даже шасси вроде бы не сделаны из импортной фольги. Вот только вопрос — где летающие борта? Где они, эти мускулистые, блестящие МС-21, бороздящие просторы? Они где-то на «Иркутском авиазаводе», «проходят дооснащение» и ждут, пока отечественные системы начнут стабильно работать. То есть попросту самолетов как таковых нет.
Есть макетики, прототипы, схемы и утомительно зачитываемые отчёты в стиле «наша разработка почти готова».
Может, пора уже признать: этот МС-21 — не технологический прорыв, а красивая бумажная афиша с конвейером под фанфары. Без серийного выпуска — нет самолета. Без сертификации — нет самолета. Без полетов на реальных дистанциях, с полной загрузкой и без фокусов на низкой высоте — тоже нет самолета. Есть мастерски оформленный кейс под названием «импортозамещение для отчетности».
Суровая правда в том, что пока МС-21 превращается скорее в летающий мем, чем в рабочую машину для цивилизованных стран. И знаете, какая часть этой «машины будущего» уже сейчас вызывает опасение? Двигатели. А ведь это, если задуматься, сердце самолета. Казалось бы, новые, отечественные. Казалось бы, произведение инженерной эволюции. Но — сюрприз! — именно они на практике становятся тем фактором, из-за которого МС-21 ограничен в высоте и дальности. Можно хоть обвешать фюзеляж наклейками "Самый наш", но пока он не может вылететь дальше, чем старая "Аннушка", всё это выглядит как грустная пародия на авиацию.
Ущербна ли концепция?
Возможно, ещё нет. Но когда проект буксует уже больше десяти лет, когда его сертификация откладывается на годы, а его возможности выглядят слабее, чем у кукурузы сорокалетней давности — возникает закономерный вопрос: кому всё это нужно? Ради чего миллиарды рублей и тонны пиара?
Самое грустное, что лозунги об «отечественном авиафлоте» звучат на фоне реальной картины: мы летаем на изношенных «Боингах» 00-х, запасные части к которым получаем «чудом», а новые отечественные лайнеры — те же «Суперджеты»(мусор) или вот этот чудо-проект МС-21 — либо не производятся вовсе, либо производятся в объёмах, не поддающихся верификации.
Вопрос, пожалуй, стоит озвучить в полный рост: когда уже прикроют эту бесконечную эпопею с МС-21? Когда наконец перестанут изображать торжество в момент первого рывка, словно бы это был полёт на Марс? Когда мы перестанем верить в презентации и начнём ценить то, что действительно летает, возит людей и зарабатывает деньги?
И наконец: как вы думаете, уважаемые читатели, заслуживает ли проект МС-21 реального будущего, или пора признать этот амбициозный самолётик просто дорогим и шумным провалом? Напишите в комментариях, что вы думаете по поводу этой эпопеи — интересен каждый взгляд.
Ставьте лайки, делитесь статьей и не забывайте: иногда сомнение — это лучший способ добраться до правды.