Найти в Дзене
Родители на грани

Нелюбимый сын

Когда Марина Петрова узнала, что беременна во второй раз, она мечтала о дочке. Старшему сыну Максиму было уже пять лет, и он требовал постоянного внимания. Марина представляла, как будет расчёсывать дочери волосы, покупать ей красивые платьица, учить готовить и шить. Девочка стала бы её помощницей и подружкой.

Муж Сергей тоже хотел дочку. Он уже видел себя защитником маленькой принцессы, представлял, как будет провожать её на первое свидание и вести к алтарю.

Имя выбрали сразу – Анечка. Комнату обклеили розовыми обоями с цветочками, купили кроватку с балдахином и множество кукол.

Но родился мальчик.

– Ну ничего страшного, – сказал врач, видя разочарование родителей. – Мальчики – это тоже замечательно.

Но Марина и Сергей так не считали. Они назвали сына Андреем, но имя выбирали без особого энтузиазма. Розовую комнату перекрасили в нейтральный бежевый, куклы убрали на антресоли.

С самого рождения Андрей чувствовал разницу в отношении к нему и к старшему брату. Максима называли ласково – Максимка, солнышко, любимый. Андрея звали просто по имени, а чаще вообще никак.

Когда Максим что-то ломал или шалил, родители только смеялись: – Ну что ты, проказник! Мальчишки есть мальчишки!

Когда то же самое делал Андрей, его строго наказывали: – Почему ты не можешь быть похожим на брата? Он в твоём возрасте был гораздо спокойнее!

Максим учился в обычной школе и получал тройки, но родители гордились каждой его четвёркой как величайшим достижением. Андрей был отличником, но его успехи воспринимались как должное.

– Максимка у нас творческий, ему неинтересны эти скучные предметы, – оправдывала мать старшего сына. – А Андрей просто зубрила, ему учёба даётся легко.

На самом деле Андрею учёба давалась тяжело. Он часами сидел над учебниками, потому что знал – если принесёт плохую оценку, его будут ругать и сравнивать с братом.

Когда Андрею исполнилось десять лет, семья переехала в новую квартиру. У Максима была своя комната, а Андрей спал на диване в гостиной.

– Максимка старший, ему нужно личное пространство, – объясняла мама. – А ты ещё маленький, тебе всё равно где спать.

Но Андрей уже не был маленьким. Он стеснялся, когда приходили гости и видели его постель в гостиной. Стеснялся приглашать к себе одноклассников. Максим же постоянно приводил друзей, и они шумно проводили время в его комнате, не обращая внимания на младшего брата.

В четырнадцать лет Андрей серьёзно заболел. Врачи подозревали аппендицит, но оказалось хуже – воспаление лимфоузлов. Мальчик лежал в больнице две недели. Родители навещали его редко, а когда приходили, то больше говорили о Максиме, который готовился к поступлению в институт.

– Не расстраивай нас своими болячками, – сказала мама, когда Андрей пожаловался на боль. – У нас и так забот полно с твоим братом.

В соседней палате лежал мальчик, к которому каждый день приходили родители, приносили фрукты и читали книжки. Андрей завидовал ему молча.

Когда Максим поступил в институт, родители устроили большой праздник. Пригласили всех родственников, накрыли стол, подарили подарки. Максим сиял от счастья и внимания.

Через четыре года Андрей тоже поступил в институт, причём на бюджетное отделение престижного вуза. Мама только кивнула: – Ну и хорошо. Хоть с тебя забот меньше будет.

Никого не пригласили, торта не было. Максим в это время как раз бросил учёбу и влюбился в девушку из обеспеченной семьи. Все разговоры дома крутились только вокруг него.

В институте Андрей расцвёл. Впервые в жизни его окружали люди, которые ценили его ум и трудолюбие. Преподаватели хвалили, однокурсники просили помочь с учёбой. У него появились настоящие друзья.

Дома же ничего не изменилось. Максим женился на своей девушке, но через год развёлся. Потом снова женился. Потом снова развёлся. Родители каждый раз переживали как в первый раз, утешали сына, давали ему деньги на новую жизнь.

Андрей встретил в институте девушку Настю. Она была умной, доброй и очень красивой. Когда он привёл её домой знакомиться с родителями, мама едва поздоровалась.

– Тебе она очень нравится? А то у нас Максимка свободен, – спросила она сына, когда Настя вышла в туалет.

– Мама, это моя девушка, – тихо сказал Андрей.

– Ну и что? Максимке она больше подойдёт. Он же красивый, статный. А ты... – мама критически посмотрела на младшего сына.

Андрей больше не приводил Настю домой. Через год они поженились тихо, только расписались. Сняли квартиру. Родители даже не спросили, почему их не пригласили на свадьбу.

Когда у молодых родилась дочка, бабушка с дедушкой приехали посмотреть на внучку только через месяц. Зато когда у Максима от третьего брака родился сын, они дежурили в роддоме и потом неделю не отходили от невестки.

– Наконец-то в нашей семье появился настоящий наследник! – радовался отец, держа на руках внука.

У Андрея к тому времени было уже двое детей – дочка и сын. Но дедушка почему-то не считал их настоящими наследниками.

Настя удивлялась холодности свекрови: – Почему твоя мама так странно себя ведёт? Я же ничего плохого ей не сделала.

Андрей только молчал. Как объяснить жене, что его просто не любят? Что он с детства привык быть на втором плане?

Когда Андрею исполнилось тридцать лет, он получил повышение на работе. Теперь он руководил большим отделом и получал хорошую зарплату. Максим в это время снова остался без работы и просил у родителей денег.

– Андрей, может, поможешь брату? – намекнула мама. – У тебя же теперь хорошая должность.

– Пусть сам работает, – ответил Андрей. – Я тоже не сразу добился успеха.

Мама обиделась и неделю не разговаривала с младшим сыном.

Через несколько лет Андрей купил квартиру. Большую, светлую, в хорошем районе. Родители пришли посмотреть и сразу начали расспрашивать о цене.

– Максимке такая квартира очень бы пригодилась, – вздохнула мама. – Он мечтает переехать из однушки.

– Пусть работает и покупает, – сказал Андрей.

– Ты стал таким жестоким, – покачала головой мама. – Где твоя братская любовь?

А братской любви не было. Как можно было любить того, из-за кого тебя всю жизнь считали второсортным?

Когда Андрею исполнилось тридцать пять, умер отец. Он оставил завещание, по которому всё имущество доставалось Максиму. Квартира, дача, машина – всё старшему сыну.

– Максим больше нуждается, – объяснила мама. – У него семья, кредиты. А ты и так неплохо устроился.

Андрей не стал спорить. Он давно понял, что в глазах родителей он никогда не будет равен брату.

Прошло ещё несколько лет. Максим продал отцовскую дачу, машину, деньги потратил на очередной бизнес, который провалился. Остался ни с чем и снова пришёл к матери за помощью.

Мама жила одна в квартире на пенсию. Максим въехал к ней с новой женой и ребёнком. Начались скандалы, упрёки, слёзы.

– Андрей, помоги, – позвонила мама. – Максимка просит денег в долг на новую квартиру. Я не знаю, что делать.

– А я чем могу помочь? – спросил Андрей.

– Ты же можешь дать ему денег! У тебя хорошая зарплата, квартира...

– Мама, сколько раз вы уже давали ему денег? И что? Он их когда-нибудь возвращал?

– Он твой брат! – закричала мама. – Как ты можешь быть таким чёрствым?

Андрей положил трубку. Но на душе было неспокойно. Через час перезвонил сам.

– Хорошо, мама. Приезжай ко мне. Поживёшь у нас, пока Максим не решит свои проблемы.

– Что? – не поняла мама.

– Ты же просила помощи. Вот и приезжай к нам. У нас большая квартира, комната есть свободная.

– Но я не об этом просила...

– А о чём? О деньгах для Максима? Мама, сколько можно? Ему уже сорок лет, пора самому отвечать за свою жизнь.

Мама приехала через неделю с одним чемоданом. Выглядела она уставшей и постаревшей.

– Максим сказал, что я ему мешаю, – призналась она за ужином. – Что из-за меня у него проблемы с женой.

Настя молча накладывала маме добавку. Андрей смотрел на мать и впервые в жизни чувствовал к ней жалость, а не обиду.

– Мам, а почему ты меня никогда не любила? – тихо спросил он.

Мама растерялась: – Что ты говоришь? Я люблю вас обоих одинаково.

– Нет, мама. Ты всегда любила только Максима. А я был для тебя обузой.

Мама долго молчала, потом заплакала: – Прости меня, сынок. Я так мечтала о дочке... А когда ты родился, я не могла простить тебе, что ты не девочка. Это неправильно, я знаю. Но я не могла с собой справиться.

Андрей обнял мать. Впервые за много лет.

– Максим вырос избалованным из-за моей слепой любви, – продолжала мама. – А ты стал сильным и независимым. Может быть, так было лучше для тебя?

– Не знаю, мама. Но теперь это неважно.

Мама прожила у Андрея до своей смерти. Два года. За это время она успела полюбить его детей, помогала Насте по хозяйству, просила прощения за все обиды.

Максим так и не пришёл проведать мать. Только на похороны приехал, и то с опозданием.

– Она что-нибудь оставила? – спросил он после траурной церемонии.

– Оставила, – ответил Андрей и протянул брату конверт.

В конверте было письмо: "Прости меня, Максим. Я слишком тебя избаловала и не научила быть мужчиной. А Андрея прости за то, что он всю жизнь был лучше тебя, хоть я и не хотела этого замечать."

Максим смял письмо и бросил в урну.

– Больной бред старухи, – сказал он и ушёл.

Андрей остался стоять у могилы один. Наконец-то он почувствовал, что свободен от детских обид. Мама попросила прощения, и это было важно. Но ещё важнее было то, что он сам себе доказал – можно быть счастливым, даже если тебя не любили в детстве.

Главное – научиться любить самому.

И у него это получилось.

Спасибо большое за лайки, комментарии и подписку!!!

Рекомендую к прочтению: