35 лет назад 13 июля 1990 года состоялась премьера фильма «Привидение» с Патриком Суэйзи, Деми Мур и Вупи Голдберг в главных ролях. Этот фильм имел невероятный успех не только в американском, но и в мировом прокате, и был признан одной из лучших мелодрам конца ХХ в. И этот шедевр отлично смотрится и сегодня. А от финальной сцены даже у закоренелых циников слезы непроизвольно наворачиваются на глаза. А ведь в успех этого фильма изначально мало кто верил. Для фильма было придумано множество интересных находок, таких, например, как тени, забирающие души погибших грешников в ад или безумно романтичная сцена с гончарным кругом, которую пародировали затем во множестве фильмов.
Когда я впервые приготовился посмотреть видеокассету с фильмом "Привидение", то я подумал, что это банальная мелодрама для женщин. Тем не менее, смотреть было нечего и я тоже сел смотреть этот фильм за компанию.
И в итоге я не заметил как сам втянулся, и уже не смог оторваться от просмотра. Картина оказалась действительно классной. Необычный и интересный сюжет, смесь разных жанров, великолепная постановка и актерская игра просто не смогли оставить меня равнодушным. И я вам расскажу про этот шедевр мои друзья как снимали
И сегодня мои друзья хотел бы Вам рассказать о том, как снимали фильм "Приведение", а также показать вам интересные кадры со съемок этого фильма.
За этот шедевр взялся режиссер Джерри Цукер. Он упорно убеждал всех, что его фильм — не спец эффектный, несмотря на то, что над его созданием трудились три большие студии, Available Light, Industrial Light and Magic, которая создала все сцены прохода сквозь объекты, и Boss Film Corporation, которой выпало делать финальную сцену прощания Сэма с Молли. Но Цукера больше интересовал романтический аспект истории. И это у него получилось.
Еще один интересный факт — Цукер раньше снимал безумные комедии, но никогда не работал один и ничего не знал о спецэффектах. Это заставило продюсеров картины немало понервничать.
В то время индустрия спецэффектов только-только вставала на ноги, режиссеру Джерри Цукеру пришлось решать массу непростых задач - в его фильме герой должен был проходить сквозь стены и двери, прыгать через проносящийся мимо вагон метро и проходить через человека, надо было показать ангельских и демонических сущностей, являющихся за душами умерших - всего фильм насчитывает около 100 сцен, снятых при помощи спецэффектов. Сцен было еще больше, но скромный бюджет всего 22 миллиона долларов вынудил сильно сократить их количество. Например, в некоторых эпизодах, где Сэм должен был пройти в помещение через закрытую дверь, дверь просто открывали.
Вопреки опасениям, Цукер поставил задачу сделать сценарий идеальным и в следующие месяцы он помог написать 19 вариантов истории, прежде чем исходник превратился в итоговый сценарий с чёткой структурой. Разумеется, Цукер привнёс в сценарий юмор, но сделал это максимально аккуратно. Например, именно он предложил сделать Оду Мэй Браун – сыгранную Вупи Голдберг – не настоящим медиумом, а шарлатанкой, которая неожиданно для себя начинает слышать голос призрака. Такой подход, по словам Цукера, позволил столкнуть мистическую и пугающую стороны фильма с его романтичной и смешной стороной: идеальный рецепт в духе американских горок, когда зрителю поочерёдно страшно и весело.
Автором сценария стал Брюс Джоэл Рубин , выпускник Школы кино Нью-Йоркского университета. Сюжет подсказал ему случай из собственной жизни: в молодости он увлекался запрещенными препаратами и однажды едва не лишился жизни. Этот момент он запомнил навсегда – ему казалось, будто душа вышла из тела, и «там» было так хорошо, что ему не хотелось возвращаться. Но его возвращения очень ждала любимая жена, и когда он очнулся, понял, что должен рассказать эту историю людям.
Съёмки стартовали летом 1989 года и включали как основные сцены, так и создание спецэффектов.
Компания Available Light начала работу первой, они занимались «кликерами» — это темные призраки, которые потребовали довольно длительной разработки. Стало понятно, что одна студия не справится. Поэтому продюсеры заручились дополнительно поддержкой компании Industrial Light and Magic во главе с супервайзером Брюсом Николсоном. Более 50 шотов, в которых персонаж проходит сквозь объекты, были необходимы для понимания зрителем физики загробного мира. А компания Boss Film Corporation отвечала за сцену, в которой Сэм появляется перед Молли прежде, чем отправиться на небеса.
Сквозь предметы
Задача ILM была интересной! Режиссер очень надеялся изменить всем известный эффект прохождения призраков сквозь объекты, который создавался с помощью ротоскопирования и сплит-скринов.
Основной задача ILM было придать предметам в сценах с прохождением сквозь стены эффекта объемности - все, что снималось ранее, выглядело достаточно топорно, плоско. Решили делать эти сцены так, словно бы призрак при прохождение сквозь препятствие вбирал в себя текстуру стены или двери. Воплотить это на экране оказалось непросто. Для съемок применяли хромакей, сплит-скрин (техника отображения в компьютерной графике, когда происходит разделение одного экрана на несколько смежных частей для одновременного отображения нескольких потоков видео) с применением моушн-контроля (технология комбинированной съёмки с многократной экспозицией, основанная на точном повторении движения съёмочной камеры при помощи роботизированной операторской техники) и перекладку, которую обычно используют в мультипликации. А если Сэму предстояло пройти сквозь отдельно стоящий предмет, то снимали сначала Патрика Суэйзи, затем предмет и комбинировали два изображения в одно.
Первый подобный эффект оказывается в фильме довольно рано — в момент ограбления Сэм преследует злодея. Но когда возвращается, видит Молли, которая плачет над его телом. Он протягивает к телу руку, которая проходит сквозь его же лицо. Во время съёмок сцены погони ночью было холодно. Чтобы изо рта Патрика Суэйзи, исполнявшего роль Сэма, не шёл пар при дыхании (привидение же не выделяет пар), актёру пришлось жевать лёд.
Наиболее сложной для создания оказалась сцена, в которой Сэм бьет Карла из-за скорости движения руки Суэйзи. Решили отказаться от того, чтобы показать зрителю, как его рука проходит через тело Карла, и вместо этого придумали сделать размытый след от движения руки Сэма при помощи анимации.
В метро
Помните эпизод, в котором Сэм встречает в метро местного призрака — неуравновешенного мужика, умеющего воздействовать на объекты физического мира с помощью разума? Призрак сбежал от Сэма и он ищет его, прыгая из одного вагона в другой, а потом просто просунув голову сквозь проходящие вагоны. Сцена снималась при помощи хромакея с дальнейшем наложением изображения вагонов поезда.
Прыжки Патрика Суэйзи из поезда в поезд тоже снимали на фоне хромакея. Актер прыгал при помощи трамплина. Позже этот отснятый материал соединили со съемкой очень подробного макета, сделанного Лорном Питерсоном и его командой модельмейкеров ILM - метро в фильме не настоящее.
Макет поезда в масштабе 1:12 достигал 15 метров в длину и включал шесть полностью функционирующих вагонов. Их составные части вырезали лазером из пластмассы, добавили слой алюминия, чтобы придать им вид нержавеющей стали, а гофрированные части повторяли элементы реальных вагонов нью-йоркского метро.
Крыши вагонов сделали методом вакуумной формовки. Колеса отлили по формам, которые использовали для стоящей на рельсах модели ДеЛориан из фильма «Назад в будущее — 3» (1990). Миниатюрные лампочки для тоннеля позаимствовали из числа тех, что использовали в миниатюрном туннеле в фильме «Индиана Джонс и Храм судьбы» (1984). В движение эти вагоны приводили трос и лебедка.
Эта же команда сделала для съемок и миниатюрную копию нью-йоркской улицы. Макет был построен в масштабе 1:8 всего за восемь дней. Говорят, что когда Цукер увидел первые кадры отснятой улицы, он сказал: «Когда будете делать модель, хорошо бы она выглядела, как эти плейты». Он не понял, что это уже был макет.
Внутри человека
В начале фильма Сэм оказывается в больнице и через него проходит медбрат. Что может видеть призрак, оказавшись "внутри" человека?
Специалисты студии Boss решили использовать изображения из книги по человеческой анатомии, где были напечатаны снимки тканей человеческого тела, сделанные электронным микроскопом. Они нашли автора книги и получили от него оригинальные изображения. Их пересняли, раскрасили на компьютере и анимировали.
Демоны
Вы помните страшные «черные тени» в фильме, которые утаскивали призраков в преисподнюю? Если да, то вы также помните ужасные звуки, которые они издавали — как будто люди стонут от боли. Эти звуки на самом деле были записанным плачем младенца, воспроизводимым на очень медленной скорости и в обратном направлении. Этот оригинальный трюк заставил тени казаться более жуткими и угрожающими. Образы демонов были разработаны на основе образов немецких офицеров из фильма "Индиана Джонс и последний крестовый поход"
Еще до того, как ILM влились в проект, Джон Ван Влит и Кэтрин Кин из Available Light начали заниматься темными призраками, которые утаскивают тела грешников в ад. Их назвали кликеры.
В итоге они сделали концепты и нашли вид „призраков гестапо“ для этих персонажей. Компания сделала тесты с куклами, применив покадровую анимацию и го-моушн. Потом они соединили отснятый материал на оптическом принтере и пересняли кадры с помощью моушн-контроля».
Продюсерам результат понравился. В дальнейших тестах был выявлен интересный эффект: если сделать длинную выдержку (8 секунд на кадр), то ткани болтающейся на призраках одежды размывались и превращались в подобие темного энергетического поля. Правда, на тестовых куклах высотой 45 см этот эффект работал не очень хорошо. Гораздо лучше — на кукле в человеческий рост. Но построить такую марионетку для покадровой анимации стоило бы $50 тыс.
Было решено использовать человека в черном костюме. Но единственный человек, способный выстоять в одной позе так долго, был мим Майк Джиттлоу который сыграл всех демонов в фильме, и был способен замирать в полной неподвижности на длительное время. Его нарядили в белый балахон и сняли на черном фоне (в дальнейшем эти сцены проходили через процедуру инверсии и черное становилось белым, а белое черным). Съемку проводили на большой выдержке - 8 секунд на один кадр, в результате очертания одежды, болтающейся на демонах, размывались и превращались в подобие темного энергетического поля. Но Джиттлоу скоро разочаровался в работе и вышел из проекта. Приглашенный на его место другой мим не справился с задачей. И тогда ассистент оператора Билл Аранс предложил свою кандидатуру. Он идеально вписался в замедленный режим съемки, хотя это было довольно сложно: персонажа снимали обычным методом, а призраков — покадрово, но движения должны были совпадать. Эта съемка заняла десять недель
Свет с небес и добрые духи
Кроме темных призраков в фильме есть и светлые, которые появляются, чтобы увести душу умершего в рай. Этот момент Сэм и наблюдает в больнице, когда видит умирающего пациента в самом начале своего «приключения»
Кадры снимали дважды. Сначала сняли актера на носилках и суетящийся вокруг него медперсонал. Затем нужно было снять как он медленно садится, но на фоне черного бархата. И тут съемочная группа впала в панику: актер был темнокожий. До того как его привели на съемку этой сцены, спецэффектники не знали, что на этот эпизод взяли афроамериканца. Но оператор осветил его поярче, и все получилось.
Правда, гидравлическая машина, которая должна была помочь ему сесть медленно и ровно, как призраку, напрочь отказалась работать. Но парень был в отличной физической форме. И сыграл эту сцену без помощи всяких машин. Эти кадры слегка размыли и сделали мягкую маску, чтобы впечатать его фигуру в плейты второй экспозицией. После чего этот элемент превратился в анимационный, ведь теперь персонажу нужно было взлететь над своим телом и улететь вверх.
Для финальных кадров входа Сэма в загробный мир Харрисон Элленшоу написал концепт-иллюстрацию маслом на картоне. И вот тут в истории появляется студия Boss и ее руководитель — легендарный супервайзер Ричард Эдлунд.
Для быстроты реализации эффекта Эдлунд использовал систему видеоманипуляции. Создание этого эффекта с помощью оптической печати заняло бы несколько недель. Уходящего вдаль Патрика Суэйзи отсняли на фоне хромакея. Дополнительно отсняли отражения цветного света в металлической фольге, спроецированные на рир-экран. Но оно было плоским, поэтому понадобилась дополнительная анимация.
С помощью анимационной камеры эти изображения пересняли покадрово, создавая иллюзию горизонта, в сторону которого и уходил актер. Дополнительно отсняли блеск новогодней мишуры, протащив через нее эндоскоп. Эти элементы позже использовали для создания сияния вокруг Сэма, которого Молли видит в самой последней сцене. Вся сцена была собрана на компьютере.
Та самая сцена с гончарным кругом — это момент, вошедший в историю кинематографа. Патрик Суэйзи упоминал в интервью, что это была "самая чувственная, самая страстная, самая сексуальная сцена", в которой ему когда-либо приходилось сниматься.
Как это ни странно, любовные сцены стали непростым актерским испытанием для Патрика Суэйзи и Деми Мур. Они испытывали друг к другу исключительно дружеские чувства и поначалу в образе влюбленной пары выглядели очень неубедительно. Чтобы вжиться в роль, актер представлял на месте партнерши свою жену, с которой прожил всю жизнь.
Актерам очень нравилось, что это не та любовная сцена, где нужно было бы набрасываться друг на друга, это был эпизод, показывающий глубокую взаимосвязь между двумя людьми.
Поначалу героиня Дэми Мур должна была работать в мастерской с гранитом, а гончарный круг возник в сценарии почти случайно. Цукер справедливо решил, что зубило в кадре идёт вразрез нежным отношениям героев, поэтому гранит заменили на пластичную глину. Чтобы смотреться в кадре максимально убедительно, Мур брала уроки гончарного мастерства.
Квартира
Сцены, происходившие в доме Сэма и Молли, снимали в реальной квартире, расположенной в Сохо — престижном районе Манхэттена. Квартира принадлежала художнице Мишель Ока Донер.
Песня
В саундтрек картины вошла композиция Unchained Melody. Песня ассоциируется исключительно с "Привидением", хотя ее авторы Алекс Нот и Хай Зэрет написали хит за 35 лет до выхода фильма на экраны. Они сочинили ее совсем для другого фильма — тюремной драмы, которая так и называлась — Unchained.
С тех пор сразу несколько исполнителей записали свои версии песни, но наиболее успешной, как раз благодаря ленте "Привидение", стала версия, исполненная в 1965 году дуэтом The Righteous Brothers. После премьеры мелодрамы она вернулась в мировые чарты — спустя десятилетия.
После завершения работы над сценарием, авторы «Привидения» начали поиск исполнителя главной роли
Патрик Суэйзи не раз рассказывал, что роль Сэма Уита оставила невероятный отпечаток на его карьере и жизни
Тем не менее выбрать актера на главную роль они не могли очень долго. Сценарист в образе Сэма изначально видел только звезду «Грязных танцев» Патрика Суэйзи – он не был с ним знаком.
На роль Сэма пробовались такие актеры как Том Круз, Том Хэнкс, Алек Болдуин, Майкл Джей Фокс и даже Брюс Уилис. Но в итоге роль досталась Патрику Суэйзи, так как Брюс Уилис не понял сценарий и заявил, что фильм обречен на провал. Как же он ошибался. Зато спустя несколько лет Брюс Уилис все же сыграл призрака, но уже в фильме "Шестое чувство".
Сценарист Брюс Рубин захотел взять Суэйзи на роль Сэма после того, как однажды увидел телеинтервью с ним, где актер не смог сдержать слез, рассказывая о рано ушедшем отце. Он сразу увидел в нем того, кто точно потянет эту роль.
И как позже признавался сам Патрик, в финальной сцене, когда Сэм перед отправкой в Рай признается Молли в любви, пуская слезу, он вспоминал о своем отце, которого он очень любил.
Но все же изначально Джерри Цукер отказывался брать Патрика Суэйзи на эту роль. Дело в том, что его буквально заставили посмотреть фильм "Дом у дороги", где Суэйзи сыграл главную роль. Увидев длинноволосого парня, размахивающего кулаками, Джерри наотрез отказался брать его на роль Сэма, так как просто не видел драматического и романтического персонажа в этом актере.
Но Патрик Суэйзи был очень настойчив. Он настолько сильно хотел получить эту роль, что Цукер дал добро на прослушивание. И именно на этом самом прослушивании Джерри Цукер понял, что он ошибался, ведь после того как Патрик прочитал финальную сцену сценария, Цукер буквально заплакал, так как его просто переполняли эмоции.
Деми Мур обладает редкой способностью
На пробах Деми Мур поразила всех своей поистине удивительной способностью заставлять себя плакать. Плач по требованию — это, несомненно, хорошая способность для актрисы. Вы не поверите, но особый талант Мур заключался в том, что она могла выбрать, из какого глаза потекут слезы! Этот впечатляющий навык в конечном итоге стал одной из причин, по которой продюсеры стремились взять актрису на роль Молли. Ким Бейсингер, Николь Кидман, Дженнифер Джейсон Ли, Мадонна, Мишель Пфайффер и Молли Рингуолд просматривались на эту роль, но могли ли они так заплакать в любой момент? Вряд ли.
Стрижка Деми Мур стала известна как «мужская стрижка», и ее сотворил манхэттенский парикмахер Джон Сааг. Судя по всему, актриса проходила пробы с длинными волосами и коротко их остригла перед началом съемок, предварительно никого не предупредив.
Мур даже не сообщила режиссеру Джерри Цукеру, что собирается так коротко подстричь волосы. Когда Цукер узнал о ее волосах, он был шокирован и сначала ему не понравился внешний вид актрисы, но в конце концов он пришел в себя и понял, что этот образ идеально подходит персонажу Молли.
До выхода фильма Деми Мур не считалась одной из ведущих звезд Голливуда. Но после бешеного успеха «Привидения» ее жизнь изменилась. Именно фильм «Привидение» сделал актрису Деми Мур самой высокооплачиваемой звездой Голливуда. За роль Молли Дженсен она получила $ 750 000, а дальше ее гонорары продолжили расти. Например, за роль Эрин Грант в «Стриптизе» (1996) она получила $ 12,5 млн. Но успех роли Молли Дженсен Мур уже не смогла повторить.
Вупи Голдберг благодарила Суэйзи
Залогом успеха фильма стал не только выбор пары главных героев, но и участие в съемках Вупи Голдберг, персонаж на столько полюбился зрителям.
Актриса играла эксцентричную ясновидящую, которой предстояло стать проводником между Молли и ее погибшим возлюбленным Сэмом.
В 2008 году Вупи Голдберг рассказала, что она была очень близка к тому, чтобы упустить роль Оды Мэй. По ее словам, она получила эту роль только благодаря Суэйзи, который боролся за нее. Очевидно, продюсеры не особо интересовались темнокожей актрисой, но Суэйзи сказал им, что не будет сниматься в фильме без нее. При этом актер даже не был с ней знаком, просто был ее большим поклонником.
Этот выбор оказался не только удачным попаданием в образ, но и принес фильму один из «Оскаров» – «Призрак» номинировался в нескольких категориях и получил две премии за «лучший оригинальный сценарий» и за «лучшую актрису второго плана». Роль принесла Вупи, которой на тот момент было 35 лет.
Жена Тони Голдвина помогла ему получить роль
Тони Голдвин снялся во множестве фильмов и сериалов, но он не всегда был успешным актером. До того, как сняться в «Привидении», он только мечтал получить большие роли. Такой прорывной работой стала для него, несомненно, роль Карла в «Привидении». За это он должен благодарить свою жену. В то время она была намного успешнее его и работала во всех больших фильмах. Ему удалось пройти прослушивание и по счастливой случайности они наткнулись на его кассету с пробами и сказали: «Этот парень был действительно хорош».
Финал фильма очень эмоциональный, и неудивительно, что многие зрители плачут. Некоторые кинотеатры в Мексике даже раздавали конверты с салфетками во время показа фильма в ожидании слез зрителей в конце фильма. Сообщается, что на этих конвертах было написано «solo para mujeres» («только для женщин»). Напомним: в финале Сэм входит в тело Ода Мэй, и они с Молли целуются. Затем пара прощается, и дух Сэма спокойно восходит на небеса. Ох…
Патрик Суэйзи, как он потом признался, переполняли в момент съемок этого эпизода непридуманные эмоции: актер говорил, что думал в этот момент о своем отце, который скончался в 1982 году.
Фильм получил два «Оскара»
Фильм «Привидение» с Патриком Суэйзи и Деми Мур в главных ролях, вышедший в 1990 году, имел оглушительный успех у зрителей, и был номинирован на пять премий «Оскар». Из них он получил награды за «Лучшую женскую роль второго плана» (Вупи Голдберг) и «Лучший оригинальный сценарий». Призрак также получил множество других престижный наград, в том числе премию британского кино и «Золотой глобус». Примечательно, что Голдберг получила восемь различных наград за свою роль Оды Мэй, которая, помимо главной роли в «Действуй, сестра!», стала, возможно, ее самой узнаваемой ролью. Кроме того, фильм «Привидение» стал самым кассовым фильмом 1990 года, заработав более 500 миллионов долларов при бюджете в 22 миллиона.
P.S Патрика Суэйзи не стало в сентябре 2009-го: одной из ярчайших звёзд поколения было всего 57 и столь ранний уход актёра из жизни, естественно, сильно отразился на восприятии его роли в фильме «Привидение». Смотреть, как душа героя прощается со своей любимой и растворяется в лучах яркого света, почти невозможно без щемящей грусти – каждый раз глаза на мокром месте. И хорошо помню то завораживающее чувство, которое вызывает эта картина, увлекая с самых первых минут. Нет, это не сопливая глупая мелодрама. Это хорошая сказка для взрослых...
Спасибо Вам, что прочитали статью до конца.
Ставим лайк и подписываемся на канал КиноМагия погружение в мир искусства , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.