Скоро «Чужие» Джеймса Кэмерона отметят 40-летний юбилей, в честь чего предлагаю вспомнить историю съемок картины: оригинальный подход к сиквелу, революция в создании монстров и миллион за роль Сигурни Уивер.
Мы снова с вами сегодня отправимся на съёмочную площадку. И на этот раз посмотрим на то, как создавался культовый фильм «Чужие». Можно было бы сказать, что это культовый фильм с моей точки зрения, но его успех говорит о том, что так считаю далеко не только я один.
Конечно, история началась несколько раньше, а именно с выходом самого первого фильма под названием «Чужой» снятого режиссером Ридли Скоттом. Но мой самый любимый фильм из всей серии это именно вторая лента за авторством легендарного Джеймса Кэмерона.
Фильм «Чужие» (1986) снимали с использованием различных методов и технологий. Казалось, любая попытка снять продолжение такого великого фильма обречена на провал и забвение. Остается лишь благодарить кинобога за то, что у руля «Чужих» встал режиссёр Джеймс Кэмерон, он хотел создать сиквел, который бы развивал идеи первого фильма, но при этом был бы другим по стилю.
В поисках правильного человека
Права на «Чужого» на момент его выхода принадлежали ушлой троице продюсеров — Дэвиду Гайлеру, Уолтеру Хиллу и Гордону Кэрроллу. Они мало смыслили в фантастике, зато понимали, как зарабатывать деньги. Продюсеры хотели развить кассовый успех «Чужого» и поскорее снять сиквел. Но кадровые перестановки на студии Fox заставили их отложить проект на несколько лет.
Кроме того, они совершенно не представляли, в каком направлении двигать сюжет. Их концепцию можно было описать так: «Рипли... солдаты... а потом случается всякое дерьмо». Чтобы развить идею, нужен был сценарист. О том, чтобы нанять создателя «Чужого» Дэна О`Бэннона не могло идти и речи — стороны сожгли все мосты из-за спора об авторстве сценария первой части. Нужен был кто-то со стороны.
Судьба свела продюсеров с тогда ещё молодым и малоизвестным Джеймсом Кэмероном. В то время канадец собирался снимать «Терминатора», но Арнольд Шварценеггер был занят на съёмках «Конана-разрушителя», и у режиссёра в графике появилась девятимесячная пауза. Чтобы снять фильм, этого времени было недостаточно, но его можно было заполнить другой работой. Например, написать сценарий.
Летом 1983 года Кэмерон встретился с Гайлером и Хиллом по поводу их проекта «Спартак в космосе». Разговор не клеился: канадец остался не в восторге от сюжета про гладиаторские бои на мечах на космическом корабле. Уже собравшись уходить, Кэмерон из вежливости спросил, нет ли у продюсеров другого проекта, над которым он мог бы поработать. Кто-то обмолвился про сиквел «Чужого». Это изменило все. Кэмерон был большим фанатом фильма Ридли Скотта, и у него было, что предложить Голливуду.Так началась история фильма Чужие
Подготовка к съемкам
Прокатная судьба «Терминатора», как известно, превзошла все ожидания, так что в начале 1985 года стартовала подготовка к съемкам «Чужих». Кэмерон изначально выбрал несколько необычный подход к созданию сиквела: он хотел сделать фильм, достойный своего предшественника, но при этом так, чтобы это было совсем другое кино. Если «Чужой» тяготел к камерному психологическому хоррору, то в «Чужих» планировалось сделать упор на экшне и зрелищной составляющей. В меньшей степени изменения касались мрачной научно-фантастической эстетики и общей концепции борьбы людей с вымышленным инопланетным видом. В этих вопросах Кэмерон пошел по пути дальнейшего развития идей первого фильма: футуристических объектов и вещей становилось больше, росло количество и разнообразие видов пришельцев.
Расширяя вымышленную вселенную, Кэмерон во многом отталкивался от оригинальных разработок Ханса Гигера, делавшихся для первого фильма. Например, на основе идей Гигера режиссер самостоятельно сделал концепты планеты LV-426, королевы Чужих, а также оружия. Кроме того, для работы над концептами были привлечены художники Рон Кобб и Сид Мид. Первый трудился еще над «Чужим», а второй — над «Бегущим по лезвию» все того же Ридли Скотта. Коббу и Миду принадлежит авторство большей части интерьеров и экстерьеров кораблей, помещений, а также реквизита.
Кастинг: миллион за роль, типажи и непрофессионалы.
Задачей номер один для Кэмерона было привлечь Сигурни Уивер. Актрисе нравился сценарий, но она выдвинула три условия насчёт Рипли: не носить оружие, заняться любовью с чужим и умереть. Кэмерон благоразумно послал эти предложения куда подальше. Кроме того, Сигурни потребовала солидный гонорар. Переговоры между агентом Уивер и студией затянулись и грозили сорвать все сроки.
Тогда Кэмерон придумал хитрый план. Он позвонил агенту Шварценеггера и как бы невзначай обмолвился, что пишет альтернативный сценарий «Чужих» — без Рипли. Как и надеялся Кэмерон, собеседник поделился слухом с агентом Уивер. Тот сразу занизил планку требований, и вскоре контракт был подписан.
Актриса, чья популярность с момента выхода «Чужого» значительно выросла, поставила перед 20th Century Fox условие — играть в сиквеле она соглашалась только за $1 млн, что с учетом всего лишь 18-миллионного бюджета было довольно внушительно. Попытка продюсеров уговорить Кэмерона как-нибудь обойтись без Уивер, ни к чему не привела, так что пришлось раскошелиться.
Безбашенного рядового Хадсона сыграл Билл Пакстон. Они с Кэмероном были хорошо знакомы еще по работе на студии Роджера Кормана. Пакстон сыграл в «Терминаторе» одного из панков. Роль андроида Бишопа досталась Лэнсу Хенриксену. Так Кэмерон вернул ему должок со времен «Терминатора» — изначально именно Хенриксен должен был сыграть Т-800.
Джанет Голдстайн получила роль рядовой Васкес во многом благодаря курьезу. Актриса подумала, что «Чужие» — это драма про иммигрантов, и пришла на пробы в костюме ирландки XIX века. Этим она так поразила Кэмерона, что он взял ее в фильм. История проб Голдстайн стала мемом для съемочной группы, и шутка про иммигрантов даже попала в фильм.
За роль Берка взялся Пол Райзер, которому пришлось пойти против своего амплуа: обычно этот актёр играл в комедиях. Борьбу за эту роль ему проиграл молодой Стивен Лэнг. Кэмерон запомнил актера и через четверть века отдал ему роль полковника Куорича в «Аватаре».
Роль Хикса получил любимец продюсера Уолтера Хилла — Джеймс Римар.
А колоритного сержанта Эйпона сыграл настоящий военный Эл Мэтьюс, герой вьетнамской войны. Иногда проще научить сержанта играть, чем актера быть сержантом.
Остальной актерский состав был куда более скромен в своих требованиях, но и тут не обошлось без трудностей. Проводя съемки в Англии, студия из соображений экономии на роли американских морпехов решила подобрать актеров среди местных. Чтобы найти десяток подходящих типажей с соответствующей внешностью и акцентом, пришлось отсмотреть около трех тысяч человек.
Впрочем, некоторых исполнителей Кэмерон «перетащил» с собой из «Терминатора»: например, Майкла Бина и Лэнса Хенриксена.
В поисках Ньют специалисты по кастингу отсмотрели 500 детей. Отдельной удачей стала девятилетняя Кэрри Хенн, не имевшая актерского опыта и найденная, что называется «на улице».Для нее эта роль стала единственной в карьере. После «Чужих» она завязала с актерским ремеслом и сейчас работает учительницей в начальной школе.
Процесс съемок! Локации и декорации: студия Pinewood, заброшенная электростанция и смекалочка
Съемки «Чужих» продлились пять месяцев — с сентября 1985 года по февраль 1986 года, проходили они в Великобритании. Основными местами работы группы стали павильоны студии Pinewood и заброшенная электростанция в лондонском районе Актон. Последняя идеально подошла для фильма благодаря огромным пространствам, которые были необходимы по сюжету, но трудно воссоздавались в павильоне. Кроме того, многие элементы электростанции можно было не менять — решетчатые мосты с глубокими пролетами, заржавевшие поручни, ступени и прочие детали идеально вписывались в концепцию.
«Чужие» стали одним из последних фантастических блокбастеров, снятых полностью без компьютерной графики. Создатели строили декорации, использовали модели и миниатюры. Бюджет составил 18 миллионов долларов — даже по меркам 1986 года не самые большие деньги. Так что Кэмерон и Херд искали любые способы сэкономить
Декорациями занимался художник-постановщик Питер Ламонт (он же будет делать с Кэмероном «Титаник», за который получит «Оскар»). Среди наиболее сложных из созданных им объектов можно выделить помещения колонии, в том числе — лабораторию и коридоры. Одни и те же декорации для разных сцен снимались несколько раз с небольшими изменениями, позволявшими создать эффект другого пространства. Примечательно, что строились декорации на стойках на высоте около двух метров над полом студии. Это было необходимо, чтобы Чужие могли появляться из-под пола.
Например, они построили всего шесть криокапсул — иллюзия заполненного ими зала на корабле «Сулако» создана с помощью зеркал.
Мастерам по спецэффектам пришлось поломать голову над тем, как заставить двигаться робота-погрузчика. Решили упрятать внутрь его корпуса человека, который бы вручную перемещал всю конструкцию. Хотя погрузчик был сделан из пластика, весил он 200 килограмм, и это не считая Сигурни Уивер. Так что каскадеру пришлось как следует попотеть. Но результат того стоил.
Например, бронетранспортер морпехов взяли списанный буксировщик самолетов из аэропорта Хитроу.
На его переоборудование пришлось потратить больше миллиона долларов, но за саму машину платить не пришлось.
Самыми крупными декорациями, возведенными на Pinewood, стали вход в колонию, гнездо Чужих.
Для сцены в комнате с кладкой было сделано 130 бутафорских яиц и одно аниматронное полупрозрачное с основой из оргстекла и стекла, которое вверху раскрывалось с помощью гидравлики. Внутри руками в перчатках создавалась иллюзия живого трепещущего существа. Яйцо открывается, и все мы видим… чистый коровий желудок и кишки, привезенные с ближайшей скотобойни, и все это выпрыгивает прямо в лицо смотрящему.
Умные пушки М-56 и турели, созданные для фильма, были изготовлены на основе немецких пулеметов MG-42.
Актёры игравшие десантников по настоянию всё того же неугомонного режиссера были отправлены в настоящую воинскую часть для понимания атмосферы службы и характеров тех кого им предстоит играть. На мой взгляд, это тоже весьма интересный момент. Погружать актеров в реальность очень правильно.О ружейник Терри Инглиш сделал по три комплекта брони для каждого члена актёрского состава, которому нужно было носить броню. Ему дали всего две недели на выполнение работы, и, вернувшись в свою мастерскую в нескольких часах езды от съёмочной площадки, он понял, что забыл кусок ткани, который дал ему Джеймс Кэмерон , чтобы камуфляж на броне можно было правильно подобрать к форме, которую будут носить морские пехотинцы. Вместо того, чтобы возвращаться назад, Инглиш нарисовал готовые комплекты брони по памяти. Доспехи были изготовлены вручную из алюминия и все были одного размера, а Инглиш подгонял их на съемочной площадке, чтобы они подходили каждому актеру.
Помните сцену с ножом изначально должен был сыграть только Бишоп. По словам Лэнса Хенриксена, он предложил Джеймсу Кэмерону положить свою руку поверх руки Хадсона, на что Кэмерон согласился. Это изменение обсуждалось почти со всеми, кроме Билла Пэкстона. Хенриксен также помнит долгую ночь пьянства после съемок этой сцены, за которой последовала пересъёмка сцены, так как она выглядела слишком фальшиво, когда они ускорили отснятый материал. Он случайно задел ножом мизинец Пэкстона во время данной пересъёмки.
Лэнсу Хенриксену едва не отказали во въезде в Соединенное Королевство. Актёр репетировал трюк с ножом Бишопа в США с несколькими разными типами ножей, так как не знал, какой из них Джеймс Кэмерон будет использовать для съёмок. Когда он прибыл в Лондон, Лэнс просто провёз все ножи с собой в багаже, и таможенник был весьма встревожен таким количеством холодного оружия.
Ещё один кадр с макетом насколько я понимаю машины десантников. Масштаб снова поражает. При этом реальная машина в полный размер у них так же существовала и обошлась в большую сумму киностудии.
Спецэффекты: много Чужих, аниматроника, миниатюры и вата
«Чужие», как и любой другой фильм Кэмерона, примечателен большим количеством спецэффектов. Прежде всего, поговорим о монстрах. Сразу отметим, что большинство существ создавалось в нескольких вариантах, обладавших различными «способностями». Лишь объединяя на монтаже кадры с рядом разновидностей одного и того же существа, удавалось добиться эффекта его правдоподобности.
Но главной звездой, конечно, оставалась Чужой. Точнее, Чужие — для фильма их требовалось много. Обычные ксеноморфы делились на два вида. Некоторые были макетами, которые затем подрывались, имитируя попадание пуль. А когда им нужно было двигаться, в дело вступали каскадёры в костюмах. Сложно в это поверить, но на съемках использовали всего шесть костюмов Чужого.
Начнем с зародыша (или грудолома). Его «предок», поражавший зрителей в «Чужом», теперь был несколько доработан — у него появились руки. Для сцены, в которой зародыш вылезает из человека, использовалось два макета: один без внутренних механизмов и другой аниматронный.
Эмбрион Чужого сначала был больше похож на разъяренную ощипанную курицу. Затем был некий маленький динозаврик, которому в конце концов «ампутировали» ноги, оставив голову и хвост. Вопль новорожденного чужого — это комбинация шипения гадюки, свинячьего визга и плача ребенка.
Стол, по которому детеныш убегает из каюты, был разделен на две части, между которыми была щель шириной около 15 сантиметров. Внизу человек на тележке держал макет мини-Чужого на палочке, а еще один ассистент в нужный момент резко тащил тележку на себя. Точно также как «ускорение» на корабле делали несколько ассистентов, которые трясли и раскачивали кресла актеров
Лицехваты появляются на экране в нескольких состояниях. Тот, которого препарируют, был сделан из куриных и коровьих внутренностей. Портилось все это дело очень быстро, поэтому с такими сценами группа старалась работать быстрее. Впрочем, куда сложнее было создать активных лицехватов. Если в кадре их лишь два, то за кадром их было больше десяти, внешне идентичных, но имевших разное устройство. Для атаки лицехватов на Рипли создали полдюжины аниматронных моделей разной степени сложности. Одни могли шевелить всеми конечностями одновременно, другие — передвигаться, и так далее. Для управления некоторыми из моделей требовалась слаженная работа шести-семи операторов. На дворе был 1986 год, еще не было технологий, способных замазать тросы в кадре. Так что съемочной группе приходилось проявлять смекалку и изыскивать особые ракурсы, чтобы скрыть кабели управления.
Взрослые особи Чужих — это или манекены, или исполнители в резиновых костюмах. Первые использовались, когда монстров нужно было взорвать, раздавить, в общем, каким-либо образом повредить. Кстати, эффект дымящейся кислоты от крови Чужих достигался смесью двух химикатов. При взрыве емкости с ними разрушались, и возникал необходимый химический дым.
В остальных же случаях задействовались актеры и каскадеры.
Но и это цветочки по сравнению с Королевой Чужих.
Ее создание стало самой амбициозной задачей в карьере специалистов, принимавших участие в съемках. Когда режиссер объяснил, какого размера должна быть Королева, мастер по спецэффектам Стэн Уинстон сперва подумал, что канадец спятил. Но потом вспомнил, что перед ним Кэмерон, который всегда знает, что делает.Всего было создано несколько Королев. Та, что поменьше, представляла собой аниматронную модель в масштабе один к пяти.
Та что большая на создание которой сил ушло больше, чем на всех остальных существ. Этот монстр достигал в высоту трех метров, состоял из нескольких сотен деталей и сложной системы гидроприводов. Управляли всей конструкцией одновременно четырнадцать-шестнадцать человек. Причем любопытна система управления — десятки шлангов шли от монстра к специальной раме, откуда их приводили в движение автомобильными рулями.
Неоднократно в фильме можно увидеть кадры, когда Чужие каким-либо образом протыкают тело героя. В такие моменты использовался искусственный торс, имитировавший тело реального актера. Яркий пример — сцена нападения королевы на андроида. Хотя в ней все выглядит предельно натуралистично, в действительности при съемках через искусственную грудь с помощью лески вытягивался эластичный латексный хвост. Кстати, для следующих кадров той же сцены, где королева разрывает андроида надвое, был изготовлен манекен актера в полный рост, который под определенным углом мог разделяться. В качестве белой «крови» робота использовалась смесь обычного молока и йогурта. Верхняя половина героя, которая в фильме продолжает «играть» и дальше, приводилась в движение с помощью тросов, привязанных к запястьям. Получилось на редкость убедительно.
Еще одна примечательная конструкция для той же финальной сцены — робот-погрузчик, с помощью которого Рипли удается победить королеву. На его подготовку ушло три месяца. Решение в итоге оказалось довольно простым — для убедительности движений внутри робота, сделанного частично из тонкого пластика, частично из металла, поместили человека. Правда, конструкция была весьма увесистой — вместе с Уивер она достигала примерно 250 килограммов, поэтому управлять роботом пригласили профессионального штангиста. Чтобы его движения и движения актрисы выглядели согласованными, потребовались десятки часов репетиций.
Впрочем, для отдельных кадров (обычно общих планов) все равно понадобилось изготавливать миниатюры в соотношении 1:5
Огромный взрыв в конце фильма, на самом деле представляет собой лампочку, светящую сквозь формованный хлопок.Это, пожалуй, самый впечатляющий кадр связан с живописными финальными кадрами облаков. Вот такая магия кино.
Собственно все труды и затраты в итоге окупились. При бюджете в 18 с половиной миллионов долларов в прокате фильм собрал 131 миллион. Для сравнения первая часть обошлась в 11 миллионов долларов, а прокат принёс 101 миллион. Получается, что как не сопротивлялись британцы американскому режиссеру, но ему всё же удалось превзойти своего предшественника англичанина.
Спасибо Вам, что прочитали статью до конца.
Ставим лайк и подписываемся на канал КиноМагия погружение в мир искусства , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.