С Кирой Кошкорёвой мы были знакомы и до этой весны. Она активно занимается на Сириус.Курсах и однажды делилась с нами советами, как не терять концентрацию.
И всё же в мае появился повод пообщаться обстоятельнее. Кира стала призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, причём среди девятиклассников. Сама она только окончила восьмой класс.
Поговорили с Кирой о том, как знания по биологии могут пригодиться в обычной жизни, что важно помнить на самой олимпиаде и с кем бы она хотела встретиться, будь у неё машина времени.
Внимание: сорокопуты
— Кира, как вы увлеклись биологией?
Когда я училась в 6-м классе, мама предложила позаниматься в ЦПМ (Центре педагогического мастерства) и посетить несколько лекций по биологии. Сначала было сложновато, но потом я начала разбираться в темах, и предмет меня увлёк. На тот момент я занималась ещё и экологией, но она показалась не такой интересной.
Уже в 7-м классе я стала победителем Московской олимпиады школьников, активно участвовала в перечневых олимпиадах и ездила на биологические сборы. В этом учебном году получилось успешно выступить и на ВсОШ.
— Вы стали призёром олимпиады, соревнуясь с ребятами на класс старше. Почему решились на такой шаг?
Мне просто было интересно попробовать свои силы. Восьмиклассникам нельзя участвовать во ВсОШ дальше муниципального этапа, но переходить на класс старше никто не запрещает. Я пыталась писать олимпиаду за 9-й класс ещё будучи семиклассницей, но тогда не смогла преодолеть региональный этап.
— Знания по биологии помогают в реальной жизни? Как вы их применяете?
Во время прогулок я стараюсь определять птиц, которых встречаю, по голосу или внешнему виду. Иногда беру с собой бинокль. Например, находясь в «Сириусе», я встретила много сорокопутов. Это такие воробьинообразные птицы, питающиеся ящерицами. До этого я никогда их не видела. Недавно заметила чеглока — хищную птицу из семейства соколиных, которая гоняла ворон, хотя сама довольно маленькая.
Также люблю наблюдать за растениями. Если я гуляю с друзьями или членами семьи, рассказываю им что-то интересное об окружающей природе.
Популяции дрозофил
— Расскажите, как вы готовились к Всероссийской олимпиаде.
Больше всего знаний я получила на сборах, организованных биологическим отделом ЦПМ. Они были посвящены подготовке сначала к региональному, а затем и к заключительному этапу. Мы слушали лекции, решали практические задания, разбирали задачи прошлых лет. Дополнительно я читала разные учебники, например несколько томов книги профессора Нила Кэмпбелла.
— Призовое место на ВсОШ вас удивило?
Очень. Я была приятно поражена, даже когда пробилась на заключительный этап. Задачи победить или стать призёром вообще не стояло. Думаю, помогла неплохая подготовка и желание получить больше новой информации.
— А чего, на ваш взгляд, не хватило для победы?
Знаний, у меня есть пробелы в некоторых разделах. К тому же много баллов я потеряла на теоретическом этапе, когда решала расчётные задачи. Всё потому, что эти задачи касались генетики, физики, математики, и для верных расчётов нужно было быть школьником, который интересуется достаточно разнообразными дисциплинами.
Мне, например, запомнилась задача, в условии которой фигурировали популяции дрозофил. Насекомые скрещивались на острове 10 раз, нужно было посчитать расщепление этой популяции.
— Что важно уметь на самой олимпиаде?
Сориентироваться в обстановке, успокоиться и быстро принимать решения. Так получилось, что на олимпиаде я совсем не волновалась: осознавала, что времени на это просто нет. Перед заключительным этапом переживания были, но я старалась отвлечься во время подготовки: делала перерывы, рисовала, чередуя работу и отдых.
Встреча с Менделем
— Какова роль Сириус.Курсов в ваших олимпиадных успехах?
Занятия в онлайн-школе мне очень помогли. В частности, выделю курс по анатомии для 9-го класса, который дал мне много полезных знаний. Благодаря ему я смогла углублённо изучать биологию. На Сириус.Курсах я прошла все онлайн-программы, кроме разве что биохимии: для её освоения требуются знания по физике.
— Вы участвовали в майской биологической программе в «Сириусе». Что запомнилось больше всего?
Атмосфера. У нас проходили и теоретические занятия, и учебные выезды, то есть мы не только сидели за партами, но и могли выйти в парк, понаблюдать за птицами. Или посетить чайные плантации и посмотреть, как ухаживают за растениями. Можно сказать, пробовали применить полученные знания на практике. Было много общения с интересными людьми, со многими я поддерживаю связь и после смены.
— Как пройдёт лето призёра ВсОШ?
Собираюсь отдыхать. Съезжу на Истринское водохранилище, на выездные сборы от ЦПМ. В планах — посещение Звенигородской биологической станции МГУ, а также практика в Архангельске, организованная кружком «Современная ботаника». А вместе с родителями мы отправимся в Карелию.
— Что вы любите делать в свободное время?
Часто рисую акварелью. Дома хранится много работ, две из них висят на стенах в спальне. Они нравятся мне больше всего. Это пейзажи: один с рекой и берёзой, нарисованный углём, второй — с лесом, рекой и мельницей, написанный гуашью.
— Будь у вас машина времени, с кем бы вы хотели встретиться и почему?
С Грегором Иоганном Менделем, основоположником учения о наследственности. Открытые им закономерности были плохо восприняты современниками, потому что в то время не было фактов, которые подтвердили бы его гипотезу. Позже, когда учёные стали изучать структуру ДНК, мир осознал правоту Менделя, а его законы стали первым шагом на пути к современной генетике. К сожалению, на тот момент он уже умер. Я хотела бы сказать Менделю, что он всё сделал правильно.
Наши курсы не гарантируют призовое место на олимпиадах, но удовольствие от учёбы — вполне. Ознакомьтесь с расписанием на главной странице онлайн-школы и занимайтесь в удобное время. Все курсы бесплатные.