Не напоминает ли это вам один известный евангельский сюжет? Когда «вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12, 13).
Конечно, сцена — не дом молитвы. Но ведь и её многие искренне считают и называют «храмом». Храмом искусства.
Ну, а отношение к торговле, как к «вертепу разбойников» за тысячелетия не изменилось. Применительно же к ГУМу это определение, полагаю, подавляющее большинство современных россиян сочтут ещё более резонным и заслуженным.
Другими словами, можно ли назвать данное соседство уместным?
Вот, например, в Центральном доме актёра имени А. А. Яблочкиной, где эта экспозиция находилась с февраля 2025 года, она смотрелась, наверняка, органичнее. Ведь на ней представлены портреты Марка Розовского и Евгения Князева, Вениамина Смехова и Никиты Михалкова, Михаила Левитина и Светланы Головиной, Станислава Любшина и Людмилы Максаковой, Алисы Фрейндлих и Андрея Житинкина, Авангарда Леонтьева и Эммануила Виторгана, Александра Раппопорта и Леонида Ярмольника, Николая Коляды и Марины Неёловой, Александра Збруева и Виктора Сухорукова, Людмилы Чурсиной и Александра Михайлова, Юрия Стоянова и ещё многих-многих других выдающихся кино- и театральных деятелей.
Главное, что отличает данную выставку от множества подобных, — её непарадность. Большинство представленных на ней портретов — не постановочные. Актёры и режиссёры запечатлены в непривычном для их публичного образа, но, по-видимому, очень характерном для них самих настроении.
Эти портреты — возможность увидеть знакомых артистов такими, какие они настоящие. Не на сцене, не в ходе фотосессии, не в процессе позирования. А так, как они выглядят, говоря современным языком, «в моменте».
Настороженный взгляд, уставший вид, неподдельная эмоция, случайный жест… То, что приближает этих известных людей к нам — обычным людям. И помогает понять, что артист — это всего лишь профессия. А по сути, все они — такие же, как и мы, их зрители и почитатели.
Впрочем, не стоит забывать о том, что каждый из персонажей выставки был не только наделён большим талантом, но и (в отличие от многих из нас) сумел раскрыть его в себе, развить и реализовать на сцене. А напоминанием тому служат те портреты, которые были сделаны всё же неслучайно.
Где использовались все доступные фотографу выразительные средства (свет, поза, перспектива). И все они были подчинены одной цели — попытаться максимально глубоко и детально передать особенности личности героя.
Открытие выставки состоялось вчера, 1 июня. Его посетили трое из запечатлённых на портретах деятелей искусства — актриса Светлана Головина, актёр (а также, по своей первой специальности, психотерапевт) Александр Рапопорт и режиссёр Андрей Житинкин.
Изысканное музыкальное сопровождение мероприятию подарила артистка Симфонического оркестра радио «Орфей» Ульяна Сибиркина. Присутствовали многочисленные любители театрального и фотоискусства. А также представители организаторов и бизнес-партнёров.
Так как же ответить на заданный в лиде вопрос? Можно ли назвать данное соседство уместным? Существуют ли вообще примеры удачного сочетания творчества и коммерции?
Лично мне всегда казалось, что нет. Ибо, как утверждал обожаемый Антон Павлович, «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».
Однако, не зря Чехов вложил эти слова в уста (а точнее в письмо к учёному соседу) «войска Донского отставного урядника из дворян» Василия Семи-Булатова:
«Вы сочинили и напечатали в своём умном соченении, как сказал мне о. Герасим, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть чёрные пятнушки. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нём пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть по-вашему и рыбы живут на солнце? Извените меня дурмана ядовитого, что так глупо съо-стрил! Ужасно я предан науке!»
Так вот, «извЕните» меня за мои очевидные и ошибочные сомнения, высказанные, в том числе, и в заголовке к этому материалу. Потому как примеры удачного сочетания творчества и бизнеса — всё-таки существуют.
Видно, времена, действительно, сильно изменились. И сегодня уже нет ничего зазорного в том, чтобы корифеи (без кавычек) русской сцены «работали лицом» во благо того или иного предприятия, помогая продвигать его продукцию. А предприятие, в свою очередь, с благодарностью поддерживало почтительный интерес публики к творцам, способствуя их ещё большей популярности.
Данная выставка — яркое тому подтверждение. Убедиться же в этом можно на третьем этаже ГУМа, в помещении выставочного зала фотомаркета «Яркий».
Выставка работает до 31 августа 2025 года. Вход свободный.
Вероника Маанди
Фото автора
P. S. Да, времена определённо изменились. И случаи удачной синергии искусства и того, что ещё недавно им вообще не считалось, встречаются сегодня уже достаточно часто. Вот, пожалуйста, мой рассказ о ещё одном из таковых: «Fashion-фотографию “повысили” до музейного искусства».