Найти в Дзене

Как HR-Клуб «Как делать» стал трендсеттером в мире HR

Как стать частью HR-сообщества, которое позволяет расти в профессии, внедрять лучшие HR-практики в бизнес и помогает развивать HR-культуру в стране? Александра Лысенко — лидер HR-сообщества «Как делать» — сдаёт все «явки и пароли». — Саша, об HR-сообществе «Как делать», наверное, слышал каждый эйчар. Как оно развивалось, почему возникло такое название? — Изначально «Как делать» задумывался как маркетинговая платформа для сайта по подбору специалистов в сфере IT и инжиниринга. Потом Наташа Бочарова — основатель компании и лидер мнений в HR, позвала меня в команду в качестве партнёра. Уже на тот момент в российском HR возникали разговоры о роли функции, поиске новых инструментов и практик, и мы вместе решили, что Клуб должен стать самостоятельным. Надо сказать, мы начинали как кулуарное сообщество с петербургским флёром (смеётся), потом стали HR-Клубом двух столиц, а сегодня — полноценным федеральным HR-сообществом. В этом году мы празднуем восемнадцатилетие! Честно говоря, на первых пор
Оглавление

Как стать частью HR-сообщества, которое позволяет расти в профессии, внедрять лучшие HR-практики в бизнес и помогает развивать HR-культуру в стране? Александра Лысенко — лидер HR-сообщества «Как делать» — сдаёт все «явки и пароли».

Александра Лысенко, лидер HR-сообщества «Как делать»
Александра Лысенко, лидер HR-сообщества «Как делать»

История «Как делать»

— Саша, об HR-сообществе «Как делать», наверное, слышал каждый эйчар. Как оно развивалось, почему возникло такое название?

— Изначально «Как делать» задумывался как маркетинговая платформа для сайта по подбору специалистов в сфере IT и инжиниринга. Потом Наташа Бочарова — основатель компании и лидер мнений в HR, позвала меня в команду в качестве партнёра. Уже на тот момент в российском HR возникали разговоры о роли функции, поиске новых инструментов и практик, и мы вместе решили, что Клуб должен стать самостоятельным. Надо сказать, мы начинали как кулуарное сообщество с петербургским флёром (смеётся), потом стали HR-Клубом двух столиц, а сегодня — полноценным федеральным HR-сообществом. В этом году мы празднуем восемнадцатилетие!

Честно говоря, на первых порах название «Как делать» мне не очень нравилось. Я часто думала, как можно переименовать Клуб, чтобы звучало более внушительно (улыбается). Но когда мы начали проводить клубные встречи, я всё чаще слышала от эйчаров: «Расскажите, как делать», «Давайте подумаем, как делать». И в этот момент я осознала, что для сообщества, которое развивает HR-экспертизу, это название подходит идеально.

В большинстве случаев людям понятно, что делать, но как найти правильные подходы и инструменты, чтобы добиться действительно хорошего результата — вот где важен вопрос как.

— Возраст совершеннолетия даёт какие-то преимущества? Сейчас многие создают сообщества, клубы, в том числе HR-команды, чем вы в этом плане отличаетесь от других?

— Конечно, даёт, поскольку это накопленный и, главное, сохранённый опыт десятков тысяч эйчаров со всей страны. Мир меняется, и HR меняется вместе с ним. Мы видим, как эта функция из вспомогательной превращается в стратегическую — за это мы ратовали всегда.

Я поддерживаю развитие любых сообществ — как внутри компаний, так и в отдельных HR-направлениях. Люди объединяются по общим целям, ценностям и интересам; у них появляется возможность обучаться не разово, а постоянно и нестандартными способами. Это всегда даёт отличный результат.

Что отличает нас? Как я уже упоминала, традиционная модель сообщества зачастую такова: компания создает продукт и привлекает потенциальных клиентов, чтобы потом его продать. Это маркетинг. У нас нет другого продукта, кроме самого HR-Клуба и сообщества. Более того, мы определили и осознали свою глобальную миссию — развивать HR-культуру в стране. Это важный момент для нас: опираясь на миссию, мы гораздо легче понимаем, как воплощать в жизнь новые идеи.

Честно говоря, я не знаю другого такого масштабного HR-сообщества в России, которое соответствовало бы этой задаче. За страну отвечаем! (смеётся)

-2

Резидент или просто участник?

— В разговоре ты упомянула и Клуб, и сообщество — в чём разница?

— Мы действительно разделяем HR-Клуб и профессиональное сообщество. Когда мы говорим о миссии, мы имеем в виду всех профессионалов в сфере HR, которые всегда могут обратиться к накопленной экспертизе сообщества, чтобы решать свои задачи. Для этого у нас есть разные каналы коммуникации:

Разумеется, есть и рассылки — на них подписаны более 25 000 эйчаров со всей России. Мы щедро делимся информацией с HR-лидерами.

Но есть и HR-Клуб «Как делать» — это ядро нашего сообщества. Здесь речь идёт не просто об участии, а о резидентстве. Компании становятся резидентами Клуба осознанно. Есть годовой взнос, благодаря которому у нас есть возможность создавать программу закрытых HR-событий только для резидентов — это наша работа, и мы всегда стараемся делать её качественно и профессионально.

Каждый год всё больше компаний становятся резидентами Клуба, а 80% из них продлевают резидентство — важный показатель для нас. Все эти компании разделяют нашу миссию. HR-Клуб — это, прежде всего, про коммуникации. Мы помогаем HR-командам «дружить» профессионально, отвечаем на любой профессиональный запрос — от знакомства с конкретными HR-лидерами до решения конкретных HR-кейсов. Резиденты Клуба — первые, к кому мы обращаемся, когда появляются новые задумки, они помогают нам «заземлять» идеи на реальную HR-почву.

Резюмирую: Клуб фокусируется на запросах резидентов и работе с ними, а сообщество — это более широкая HR-аудитория.

-3

— Какие форматы событий доступны резидентам?

— В нашей программе есть разные HR-события. Например, самое крупное — Глобальный HR-форум «Персонал Экспо», в котором ежегодно участвуют более 3 000 HR-лидеров. Мы гордимся тем, что являемся его Генеральным HR-партнёром и вносим весомый вклад в формирование программы Форума. У резидентов Клуба всегда лучшие места и гарантированный доступ ко всем активностям, включая деловую и вечернюю программы. Важно, что «Персонал Экспо» проходит дважды в год — весной в Петербурге и осенью в Москве, таким образом мы первыми узнаём, что интересного происходит на рынке, а наши участники могут перенимать самую актуальную экспертизу и лучшие практики.

  • Хотите узнать больше о Персонал Экспо? Загляните в интервью с Ольгой Анохиной, генеральным продюсером HR-форума.
-4

С другой стороны, у нас есть камерные события — оффсайт-конференции, которые внутри мы называем «Практики сильных HR-команд». Что это такое? Мы вместе с резидентами посещаем разные компании, чтобы познакомиться с лучшими HR-практиками, почувствовать на себе корпоративную культуру, поговорить с эйчарами, узнать, какие инструменты и подходы они используют, чтобы решать конкретные задачи бизнеса. Плюс — это мощный и глубокий нетворкинг. На оффсайт-конференциях мы всё делаем вместе: изучаем площадки, общаемся, открыто говорим на самые разные темы, пьём кофе, обнимаемся, а потом разлетаемся по разным городам, гораздо лучше понимая друг друга.

Только в этом году мы уже побывали в Норникеле на Крайнем Севере, в компаниях giper.fm и САФ-НЕВА в Петербурге, RODINA Hotels в Москве. Наша ближайшая оффсайт-конференция пройдёт 9–10 июня в Набережных Челнах, мы едем в гости в ПАО «КАМАЗ». Это двухдневное погружение, которое мы назвали «Путь сотрудника: от найма до удержания». Мы увидим пять площадок — четыре производственные и один большой Учебный центр, познакомимся с HR-командой и узнаем, чем живёт индустриальный HR.

-5

Количество мест на оффсайт-конференциях определяет компания, которая готова нас принять. Именно поэтому это исключительно клубное событие. В компанию «КАМАЗ» мы набираем группу из 35 человек. Но в этом и плюс — это диалоговый, почти домашний формат. Как будто ты приходишь в гости к друзьям, садишься на кухне, наливаешь чай и разговариваешь. Такое бессмысленно транслировать в прямом эфире — атмосферу всё равно не передашь. Когда ты внутри, можешь взаимодействовать не только со спикерами, но и с теми, кто рядом — с экспертами высокого уровня. Так что да, у резидентов свои «плюшки».

— Ты упомянула осознанное желание быть резидентом HR-Клуба, а что за этим стоит? Может ли им стать любая компания?

— Часто HR-команды, как сапожники без сапог: они обеспечивают весь процесс обучения внутри компании, а о себе забывают. В этом смысле Клуб даёт возможность обучаться через экспертизу всего сообщества и развиваться в своей профессии. Я говорю обо всех HR-направлениях — от подбора до развития бренда работодателя. Резидентами HR-Клуба становятся те команды, перед которыми стоит задача развиваться профессионально, понимать, как работает рынок, общаться с HR-лидерами крупнейших компаний страны.

Резидентство не зависит от размера компании. Опыт показывает, что именно крупный бизнес в первую очередь «заходит» в Клуб, здесь HR-команды могут взаимодействовать с такими же сильными игроками. Но и небольшие региональные smart компании тоже становятся частью «Как делать», и мы этим гордимся.

Отрасли тоже не важны, в том смысле, что мы всегда за максимальное кросс-функциональное и кросс-отраслевое взаимодействие. В HR-Клубе можно общаться с коллегами совершенно из разных отраслей — производства, ритейла, строительства, ИТ, банковского сектора и других.

-6

HR-сообщество без «паролей и регистраций»: экспертные события, доступные для всех

— Как формируется программа событий, есть ли неизменные HR-конференции?

— Мы всегда ориентируемся на запросы сообщества — что волнует людей, какие вопросы важны, кого из спикеров хочется услышать.

К традиционным событиям я бы отнесла нашу конференцию «PRO Подбор». Рынок непростой, и наши эйчары дадут фору всему миру в поиске новых каналов и инструментов привлечения кандидатов, поэтому мы собираем и делимся самыми лучшими практиками, разбираем кейсы на групповых воркшопах. Кстати, за этой конференцией, как и за многими другими, можно следить в режиме онлайн — всё бесплатно, «без паролей, регистраций и смс».

Уже год с нами онлайн-формат «Профмастерская», и здесь мы тоже свободно делимся экспертизой с рынком. Немного предыстории: раньше в Клубе мы «сводили» компании, чтобы они могли обсудить конкретные вопросы. Например, я не знаю, как организовать корпоративный университет и нуждаюсь в помощи более опытных коллег. Мы называли это «пошептаться». Но вскоре поняли, что такие запросы становятся всё более частыми, а уровень экспертизы так высок, что нужно говорить об этом открыто. Так и появились «Профмастерские». Мы берём узкую тему, находим эксперта и, условно, «заказчиков» — HR-лидеров, которые задают вопросы и делятся своим опытом. Весь диалог идёт в прямом эфире. Кстати, за название спасибо коллегам из «КАМАЗ».

-7

Ещё одно значимое событие в нашем годовом цикле — Премия профессионального признания «Новые HR-практики». Этот проект существует много лет и отличается от других на рынке. Во-первых, всё проходит в формате HR-конференции — любой HRD или руководитель HR-направления может прийти и послушать, как рождались и реализовывались лучшие HR-проекты в стране. Во-вторых, лучшие HR-проекты выбирают не заранее и не члены жюри, а сами участники — HR-лидеры из разных компаний. Мы как организаторы отвечаем за качество аудитории. У каждого номинанта есть 30 минут, чтобы рассказать о своём HR-проекте от имени компании и ответить на вопросы аудитории, а участники выставляют оценки: за эффективность, инновационность и бюджет (во сколько обошлась реализация). Главный критерий — ценность для бизнеса.

Сегодня у нас семь основных номинаций, приём заявок на участие в Премии с кейсами уже открыт, а зарегистрироваться как зритель можно будет с 1 июля, чтобы узнать о лучших HR-проектах в стране.

-8

— Сколько обычно проектов проходят на Премию?

— В прошлом году их было 60. Это бесценный HR-материал, который получит рынок 1 декабря в Москве. Каждый номинант, а не только победители, увезёт с собой статуэтку — символ Премии — яблоко. Это наша принципиальная позиция: каждый проект, отобранный на Премию, сделан с любовью, вовлечённостью и пользой для бизнеса, и мы должны это отмечать. Эйчары не так часто получают признание за свою кропотливую работу, и нам хочется это изменить. Безусловно, победа — это здорово, но сам факт участия тоже значим.

— Саша, почему яблоко?

— С древних времён яблоко связано с новыми идеями и переменами: Ньютон, Стив Джобс, Адам и Ева (смеётся). Мы тоже имеем смелость замахнуться на великое!

-9

«HR-Экспедиция», или Как мы проведём это лето

— Ты упомянула привычные форматы событий, а есть что-то секретное, о чём пока никто не знает?

— Мы готовим конференцию о людях в новой реальности, которая пройдет этой осенью в Сочи. Будем обсуждать, как выстраивать коммуникацию с сотрудниками, повышать эффективность, искать и создавать новые смыслы в работе.

И, пожалуй, раскрою ещё один секрет: вместе с командой «Персонал Экспо» мы запускаем амбициозный спецпроект — «HR-Экспедиция: исследуя HR-Россию от Калининграда до Владивостока». Название говорит само за себя: я и генеральный продюсер Глобального HR-форума, Ольга Анохина, сядем в разные машины и всё лето будем путешествовать по России, чтобы понять, как и чем живёт HR-страна. Наша миссия — развивать HR-культуру, но для начала нужно разобраться, какая она, эта культура, на каком уровне находится. Москва и Петербург — это одно, а регионы, на которых многое держится, — совсем другое. Это важный шаг для нашего понимания, что делать для российского HR и как это реализовать.

— В каких городах вас ждать?

— Я поеду из Петербурга в Сочи: Ярославль, Тверь, Липецк, Волгоград, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, а затем перелечу в Калининград — наша самая западная точка. А команда «Персонал Экспо» поедет из Москвы в восточном направлении: Йошкар-Ола, Ижевск, Пермь, Екатеринбург,Иркутск, Красноярск, Владивосток. Будем рады каждому, будь вы резиденты нашего Клуба, читатели наших онлайн-ресурсов или просто новые HR-знакомые.

— Где следить за вашими перемещениями, как вас узнать?

— Во-первых, мы будем заметны на дороге, для этого мы брендируем автомобили (улыбается). Во-вторых, мы запустили Телеграм-канал «HR-Экспедиции». Там будем вести дневники путешествий: выкладывать путевые и непутёвые заметки, фото, видео и записывать небольшие видео-сообщения — должно быть интересно!

-10

— Саша, вы не ищете лёгких путей!

— Я уже смирилась с тем, что мы — люди, которым не сидится на месте. Каждый раз ставим перед собой новые задачи, поднимаем планку всё выше и думаем: «Боже, как мы вообще всё это будем делать?» А потом, закрыв глаза, делаем «шаг веры». Знаешь, это из разряда: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын, мы снова это сделали!» (смеётся)

— Тогда последний вопрос, с которого я, честно говоря, хотела начать. Сейчас всё чаще говорят, что у людей нет времени, что они устали, что сообщество — это здорово, но сил на это, как будто, уже нет. Что скажешь?

— Всё, что ты говоришь: нет времени, люди выгорели, надоедает информационный шум — всё так. Но желание «забиться в норку» возникает у каждого человека в разные периоды времени. И это нормально. Слава богу, мы не живём в этом состоянии постоянно. Хочешь отключиться? Отключись! Но важно помнить, что всегда под рукой есть та самая «розетка» — HR-сообщество или Клуб, от которого можно подпитаться, получить вдохновение и полезные идеи. Да даже просто обняться по-настоящему — это настоящее тепло, и мы от этого не собираемся отказываться (улыбается).

У нас хватает запала и желания делиться нашим светом, энергией и экспертизой, которую мы накапливаем. И кто готов это принять — примет. А кому-то будет полезно сделать паузу, восстановиться. Всё равно придёт время, когда захочется искреннего общения «глаза в глаза», «плечом к плечу». И в этом смысле мы всегда рядом!

Полезное:

Стать резидентом HR-Клуба «Как делать»

Календарь событий

Новости HR-Клуба и сообщества

Подать HR-проект на Премию «Новые НR-практики»

Беседовала Ирина Жильникова, автор статей на темы рынка труда, HR и менеджмента