Найти в Дзене

«Когда следующий HR-фестиваль?»: почему экспертная площадка с топовыми HR-спикерами «Персонал Экспо» — это ещё и настоящий праздник

Оглавление

Ольга Анохина, генеральный продюсер Персонал Экспо, рассказывает, как из камерного мероприятия в Петербурге Персонал Экспо превратился в площадку для развития, вдохновения и полезных знакомств эйчаров со всей России. О новых форматах и активностях форума, а также о том, что всегда остаётся за кулисами, — читайте в интервью.

Новые фишки Персонал Экспо

— Ольга, какая цель у Глобального HR-форума?

— Мы с командой сформулировали её так: «Сильный HR для сильной страны, бизнеса и людей». Это слоган Персонал Экспо 2025. Все наконец-то поняли, что HR — это не «девочки-рекрутеры», на которых можно сгружать всю пыльную работу, и не «кадровики». Это настоящая опора — те самые люди, которые не боятся, а действуют и, случись что, первыми ищут решения. У эйчаров нет времени почивать на лаврах: сначала ковид, потом 2022 год, длинные тренды на рынке труда. HR только и слышат «дай, дай, дай». Дай людей, дай эффективные программы тренингов для управленцев, дай новые инструменты удержания. А где эйчару брать знания, опыт, навыки, нетворкинг? Необходимо соответствующее бережное пространство для развития, переопыления, общения, вдохновения, отдыха, в конце концов.

Наша задача — чтобы каждый эйчар в стране знал, что два раза в год он может «сбежать» туда, где и с коллегами на одном языке можно поговорить, и с шампанским потанцевать от души, и тихонько посидеть и послушать интересные выступления на заднем ряду. Многие наши участники говорят: «Даже если жизнь нас заматывает и негде увидеться, я обязательно встречаю друзей по HR на Персонал Экспо». Мне кажется, это показательно.

-2

— Чем привлекаете участников Персонал Экспо 1 и 2 апреля?

— Деловая программа форума очень большая и разнообразная — более 100 выступлений в разных форматах. В числе спикеров — HR-лидеры компаний федерального масштаба — Норникель, Газпром нефть, Ашан Ритейл Россия, ЛЕНТА, Воздушные ворота северной столицы, ИЛИМ и других.

Также в этом году мы осознанно делаем ставку на экспертов из региональных компаний. В частности, Автолайф из Ижевска расскажут об опыте выстраивания бренда работодателя, IT-компания SimbirSoft из Ульяновска — новые резиденты HR-Клуба «Как делать», поделятся лайфхаками в подборе.

Выступит наш постоянный спикер, которого наша HR-аудитория уважает и любит — Александр Прохоров — кандидат экономических наук, автор бестселлера «Русская модель управления».

— Вы упомянули разные форматы, будет ли что-то новое?

В этом году запускаем несколько новых форматов. Первая история — это фановые активности: HR-игры «Кто хочет стать T&D-шником» и вариация «Сто к одному». В основе обеих — вызовы и задачи HR. Второе направление — контент, заточенный на HR-практику. В частности — сессия HR-провалов «Неуспешный успех».

— А можно тут подробнее?

— Сколько лет я работаю в HR, столько слышу от коллег: «Давайте поговорим не про «успешный успех», а про ошибки?». Но ни один PR-отдел, особенно если мы имеем в виду большие бренды, никогда не даст согласия на разглашение подобной информации. И мы нашли решение! Об ошибках буду говорить я, опираясь на ту информацию, которую мне доверят HR-команды. Разумеется, на условиях анонимности. Я в нейтральной позиции, мне не сложно выйти и сказать: «Крупная компания численностью 12 тысяч человек, структура такая-то, сделала раз-два-три — ошиблась. Как можно было исправить — раз-два-три». Репутация бренда в порядке. Я внутри кейса и знаю всё, что могут спросить. Без имён, но люди поговорят об ошибках — это ценно, потому что очень хочется не наступать на HR-грабли, а перепрыгнуть или пройти мимо.

— Звучит здорово и очень прикладно.

— Есть ещё несколько таких прикладных форматов. Например, отраслевые мини HR-конференции. Персонал Экспо — огромный форум, в 7 залах параллельно идут более ста выступлений: про корпоративную культуру, обучение, подбор персонала, организационную эффективность, менеджмент. Но людям всё равно хочется своей специфики. Мы дадим возможность HR-лидерам из IT, ритейла, производства, строительства и транспортно-логистической отрасли поговорить о своих болях и задачах. Это 2 часа продуктивной работы в HR-командах, разбитых по секторам. Мы поговорим о найме, адаптации, обучении, удержании и корпоративной культуре в конкретных отраслях.

— Если человек работает совсем в другой отрасли, он может прийти и поучаствовать?

— Конечно! Никаких закрытых входов, просто больше специфики. Мы всегда за то, чтобы смотреть шире и переопыляться.

-3

— Ольга, как вы находите спикеров, учитывая, что многие выступают с одними и теми же докладами на разных HR-конференциях?

— При формировании программы мы, в первую очередь, ориентируемся на запросы HR-аудитории. Если смотреть на кривую Гартнера (Прим. ред.: графическое отображение цикла зрелости технологий), стараемся привнести практики раннего меньшинства. То есть не то, что все давно обсудили и взяли в работу, а что-то новаторское, что только начинают внедрять. Чтобы не быть голословной: в 2019 году нашим хедлайнером на форуме был agile-коуч, а через год agile-коучинг начали практиковать многие компании на рынке.

Так что мы больше любим открывать новые имена и удивлять, именно поэтому на Персонал Экспо всегда много экспертов из смежных профессиональных областей, внутри команды мы называем этот контент «на расширение сознания». То есть то, чего вообще никто не ожидает! Например, в этом году у нас будет историк моды — уникальная женщина и профессионал с интересным бэкграундом, целый пул собственников бизнеса и топ-менеджеров, чтобы эйчары выстраивали диалог с бизнесом.

-4

— Кстати, а будут ли бесплатные билеты в этом году?

— Это наша принципиальная позиция — на любом профессиональном событии обязательно должен быть контент, доступный всем. Как бы ни складывались обстоятельства, мы будем максимально долго сохранять на HR-форуме бесплатные билеты для HR, которые работают в компаниях разных масштабов и отраслей. Существуют сложности с бюджетированием. Сейчас вообще времена непростые. А теперь представим эйчара из региональной компании: затраты на дорогу, на проживание — всё это нужно учесть. А если едет целая HR-команда из 5 человек? Всё это накладно.

Что важно — мы нивелировали историю, когда по бесплатному билету участнику доступно лишь посещение экспо-зоны, как часто это бывает на других HR-событиях. У нас 7 залов с полноценным контентом, и 20% от этого контента любой эйчар может прийти и послушать абсолютно бесплатно. После регистрации, разумеется. Раньше в Санкт-Петербурге был один зал с доступом по welcomе-билетам — это кейс-конференция HR-лаборатория. В этом году мы открываем второй, где будут проходить HR-игры, о которых я уже упомянула.

— С точки зрения практического эйчара, что он сможет забрать с собой с форума?

— Персонал Экспо — это ещё и выставка самых передовых продуктов для решения разных HR-задач. Могу сказать уверенно: мы даём лучший срез по рынку — больше 100 компаний-провайдеров представлены на выставочном пространстве. Здесь за 2 дня можно познакомиться и попробовать, изучить, потестить самые передовые масштабные или точечные решения абсолютно всех задач HR-а. За последние 15 лет мы видим и как развиваются мастодонты и как растут стартап-проекты, как рынок живет и движется, очень хочется передать все это в рамках выставки.

-5

Территория профессиональных знакомств

— По поводу «Как делать» — будет ли что-то от них?

— В HR-сообществе больше 100 резидентов — и там настоящие звёзды: директора по персоналу и руководители HR-направлений. Мы всегда оставляем слоты под их выступления. Плюс — история с с HR-Капитанами — это тоже их влияние.

— Что это за роль такая?

— HR-Капитан, по сути, — это наш рупор в регионе, потому что мы не можем дотянуться до каждого, чтобы рассказать о форуме. Правда в том, что тебя ждёт классная профессиональная тусовка: ты приедешь, познакомишься, наберёшь множество контактов, выиграешь подарки, послушаешь интересных спикеров, потанцуешь. Как нам это донести до каждого эйчара в стране? Тут и приходят на помощь HR-Капитаны. Их задача — быть нашими амбассадорами в регионах. Это люди, которые работают в профессии много лет, они авторитетны и собирают вокруг себя HR-комьюнити.

У нас уже есть HR-Капитан Юга — Екатерина Афанасьева — HR-директор одной из краснодарских компаний, Феруза Корнийчук — тоже HRD и HR-Капитан Калужской и Тульской областей, Александра Горланова, HR-директор компании «Автолайф», лидер делегации из Удмуртии. Татарстан, Иркутск, ХМАО, ЯНАО, Урал — имён и регионов много. Будьте уверены — собирается настоящая HR-банда! (улыбается). В рамках Персонал Экспо мы организуем для них Диалог Лидеров под названием «HR-навигатор регионов. Вызовы, тренды и сила HR-сообщества». Будем обсуждать специфику работы HR в регионах. Классно же? Люди едут со всей страны на HR-форум. Они, возможно, стоят в одной очереди за кофе, общаются на одном стенде с поставщиками, но не знают, что и тот, и другой — с Урала.

— А как узнают?

— Мы готовим мерч. У всех региональных HR-комьюнити и их Капитанов будут лёгкие шарфики разных цветов, которые можно повязать на шею или на сумочку. Идёт по форуму кто-то с голубым шарфом: «Ты с Калуги? И я с Калуги, привет!». Создаём ещё больше возможностей для нетворкинга!

-6

— Согласны, хороший повод для знакомства.

— Загвоздка в том, что людям обычно сложно знакомиться на профессиональных конференциях. Именно поэтому ещё в прошлом году мы придумали «Территорию профессиональных знакомств» — это квест в рамках Персонал Экспо, где мы дарим реальные призы за нетворкинг. Нам все твердили, что мы сумасшедшие: «Вы будете разыгрывать айфон за знакомства?». А мы с гордостью отвечали: «Да, и не только айфон!». После московского форума кофеварка уехала на Север, в Орёл поехал ноутбук, а ещё одна участница не могла поверить, что выиграла огромный телевизор — «Как я его повезу?» (смеётся).

— В этом году тоже будут призы за знакомство?

— Конечно! Телевизор, кофеварка, пылесос, ноутбук и еще много сюрпризов.
Но для меня главным призом была и остаётся возможность завести классных друзей по HR. Квест — это такой шаг, которого не хватает для смелости. Мы помогаем его сделать и снимаем барьеры. Казалось бы — ты просто заполняешь анкету, куда нужно вписать имена 5 незнакомых тебе эйчаров. Но по факту — все участники взяли и легко перезнакомились! Мне нравится, что на Персонал Экспо можно быть не должностью, а человеком. Можно расстегнуть пиджак, ослабить галстук. Можно просто быть собой.

-7

Что общего между HR-форумом и фестивалем

— Вы много всего интересного уже рассказали о форуме, но на сайте об этом пока нет информации. Как так?

— Какие-то идеи рождаются прямо на ходу, и мы тут же договариваемся с людьми, интегрируем активности в программу. Придумал — сделал. Каждый день у меня по 8–10 встреч с HR-командами, и все, как один, говорят: «Ольга, всё, что вы задумали — это мощно! Но вы можете это описать и разместить на сайте?». Итоговая программа появляется за несколько недель до открытия Персонал Экспо. Люди приходят, получают свой вау-эффект, а потом сразу бронируют билеты на следующий HR-форум.

Я не утверждаю, что это лучшая стратегия — ждать до последнего, но мы физически не можем обновлять сайт каждые два дня, потому что до последнего появляются самые разные сумасшедшие форматы и идеи: здесь мороженое раздают, там шампанское наливают, тут топ-менеджеры с эйчарами дискутируют. Можно сказать, что это наша фишка! (улыбается).

-8

— А сколько человек участвуют в подготовке форума?

— Я часто слышу: «А порекомендуйте, пожалуйста, ивент-агентство, которое готовило Персонал Экспо!». Не знаю, гордиться этим или нет, но команда, которая занимается HR-форумом от начала и до конца, — это 12 человек. Есть ещё ивент-команда — около 90 студентов, они помогают нам на площадке во время проведения события. Мы системно работаем с ребятами — готовим, обучаем, тренируем их на протяжении нескольких недель. На регистрации одни, навигируют гостей HR-форума другие. У всех разный функционал и разные компетенции. И это не волонтёрство, мы выступаем в качестве полноценного работодателя.

— Кажется, о Персонал Экспо знает вся HR-страна! Но как бы вы одним предложением описали Глобальный HR-форум?

— Знаете, как нас только не называли! Раньше люди спрашивали: «Ольга, а когда следующий HR-фестиваль?». Первое время я удивлялась такой формулировке: как же так, мы готовим сильную деловую программу, почему фестиваль? А потом поняла, что на Персонал Экспо столько всего, и для людей это настоящий профессиональный праздник. И фана много. Поэтому, согласна, от фестиваля всё же что-то есть! (улыбается).

-9

Но если говорить о моих ассоциациях, то первое, что приходит в голову — это как попасть на концерт Фредди Меркьюри. Только в профессиональном плане. Это масштабно, многопланово, эмоционально, и потом ещё долго ты испытываешь эйфорию — эдакое послевкусие от увиденного и услышанного.

Это же магия: ты приходишь на площадку, а там люди, техника, шум, гам. И ты думаешь: «Мама дорогая, до открытия осталось 8 часов!». А потом заходишь в ночное пространство: все стенды стенды стоят ровненько, нет ни души. Тишина, покой. Утром возвращаешься — и снова жизнь: 3 000 человек, все улыбаются, всё красиво, технологично. Начинаю говорить, и у меня мурашки по коже (показывает).

Вы знаете, мы семьей долго мечтали построить дом под Петербургом. Купили участок, там вообще ничего не было, только сосны. Когда-то мы с колышками бегали, а теперь там чудо - прекрасный любимый дом. Примерно это же чудо сейчас происходит два раза в год, когда мы строим Форум и для меня это персональное ежегодное счастье. (улыбается).