В то время как в Москве строятся инновационные школы с амфитеатрами, а на Северном Кавказе учащиеся вынуждены заниматься в три смены, в Новосибирске решили снести шесть недостроенных школ, которые должны были стать примером успешного частно-государственного партнёрства.
История масштабного провала началась четыре года назад с красивых обещаний и закончилась уголовными делами, растраченными миллиардами и пустыми строительными площадками.
Амбициозные планы и суровая реальность
Проект школьной концессии в Новосибирске стартовал в 2021 году. План был грандиозным: за полтора года с помощью инвесторов создать 5575 новых учебных мест в шести современных школах. Общий срок реализации проекта составлял 15 лет – полтора года на строительство и 13,5 лет на эксплуатацию зданий, после чего они должны были перейти в областную собственность.
Для столицы Сибири новые школы – не роскошь, а насущная необходимость. Уже четыре года назад было очевидно, что введённых в 2019–2021 годах учебных заведений критически не хватает. По прогнозам, в 2025 году за парты должны были сесть 376 тысяч школьников, но эта цифра была достигнута на год раньше. Сейчас треть новосибирских школ вынуждена работать в две смены.
Запутанная "матрёшка" и бюджетные миллиарды
Концессионное соглашение подписывало ООО «Тридцать пятая концессионная компания „Просвещение"» – структура, принадлежащая московскому ООО, которое, в свою очередь, контролируется двумя другими столичными компаниями. Непосредственно строительные работы выполняли не те, кто заключал договор, а совершенно другие фирмы, нанимавшие местных рабочих. Удивительно, что эта корпоративная "матрёшка" долгое время не вызывала подозрений у местных чиновников.
Общий объём инвестиций должен был составить 8 миллиардов 380 миллионов рублей. Из них только 1% (107 миллионов) – средства области, 31% (2,5 миллиарда) – федеральный бюджет, а оставшиеся 5 миллиардов 716 миллионов – частные инвестиции. При этом собственный капитал инвестора составлял всего 438 миллионов рублей.
От амбиций к руинам
Первые призывы расторгнуть договор начали звучать только в 2024 году. К тому моменту ущерб уже достиг 3,1 миллиарда рублей, а готовность шести объектов колебалась от 14 до 22%.
Госстройнадзор Новосибирской области выявил множество нарушений – от неправильно построенного фундамента до некачественного бетона и арматуры для перекрытий. В результате все здания в разной степени готовности оказались непригодными ни для завершения строительства, ни для перепрофилирования.
В мае 2025 года областная администрация заключила новый договор – на снос недостроенных школ. В региональном Минстрое не унывают и планируют возводить новые учебные заведения за счёт бюджета с привлечением других подрядчиков. По словам замгубернатора Романа Теленчинова, "предварительно с потенциальными участниками конкурсов и подрядчиками обговорены сметы и сроки строительства".
25 флагманских проектов: мечты и реальность
Масштабный провал в Новосибирске – лишь часть общенациональной программы по строительству 25 "флагманских школ" в рамках концессионных соглашений. По словам профессора Института образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, большинство этих проектов так и остались на бумаге:
"Всего собирались построить 25 школ. Это должны были стать флагманские школы. В Нижнем Новгороде есть одна школа, и она функционирует. Четверть сносится сейчас в Новосибирске, а остальные и не начаты".
В параллель с концессионными проектами развивались так называемые "губернаторские школы", когда регион вкладывал значительные средства вместе с инвесторами, но без заключения концессионного соглашения. Такие проекты есть, например, в Краснодаре.
Успешный опыт Москвы: исключение из правил
В отличие от большинства регионов, Москва демонстрирует успешный опыт государственно-частного партнёрства в школьном строительстве. Яркий пример – новый филиал известной 109-й школы Евгения Ямбурга в Новой Москве, в Прокшино.
Котлован начали рыть в 2022 году, а в сентябре 2025-го здесь уже начнутся занятия. Половину средств внесла мэрия столицы, половину – строительная компания. Проект создавался совместно с педагогическим коллективом, сроки возведения были рекордными, но без ущерба для качества.
"В нашей новой школе будут огромные, амфитеатром построенные залы на 500 мест, на 300 мест. Это просто была моя мечта. В нашей старой школе зал на 250 мест, его не всегда хватает, не всех вмещает. Я считаю, что такая школа должна стать центром культуры", – делится планами директор Евгений Ямбург.
Однако эксперты отмечают, что московский опыт вряд ли применим в других регионах. По словам профессора Абанкиной, "построить быстро и качественно – это всё-таки возможности Москвы".
Почему концессии не работают в школьном строительстве
Идея частно-государственного партнёрства при создании социальной инфраструктуры возникла в 2010-х годах и хорошо зарекомендовала себя при строительстве детских садов в десятках регионов: Татарстане, Башкирии, Свердловской области, Санкт-Петербурге и многих других.
Со школами ситуация значительно сложнее. Концессионеру выгодно строить только очень большие образовательные учреждения с широкими возможностями дополнительного образования. Проект становится рентабельным, только если школа рассчитана минимум на 750 мест. Очевидно, что учебные заведения в малых городах и сельской местности автоматически выпадают из поля зрения инвесторов.
Даже в новых городских микрорайонах многие родители не готовы платить значительные суммы за дополнительные курсы и кружки. Школы могли бы организовать курсы повышения квалификации и стажировки, но на этом рынке высокая конкуренция с университетами и профильными институтами.
Региональные бюджеты теоретически могли бы возвращать строительным компаниям вложенные средства, но этот процесс растягивается на десятилетия. По словам Ирины Абанкиной, "как бизнес-проект это не имеет смысла, возврат длительный, более 25 лет, и то там очень много подводных камней".
Большинство отечественных строительных компаний не готовы к столь долгосрочному планированию. Фирмы, оказывающие услуги властям, рассчитывают на другие привилегии, которые получают без лишнего освещения в прессе.
Север пустеет, юг переполнен
Сейчас в России сложилась парадоксальная ситуация. Северные регионы теряют население, а на юге наблюдается строительный бум и, как следствие, острая нехватка социальной инфраструктуры.
Школы в республиках Северного Кавказа переполнены и работают как конвейер. В Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии дефицит учебных мест настолько серьёзен, что фактически вводятся три смены обучения, хотя формально это не признаётся. По оценкам экспертов, нехватка мест в школах южных регионов составляет как минимум 16%.
На севере и востоке страны проблема совершенно иная – здесь срочно требуется реконструкция существующих школьных зданий. "У нас до сих пор остаются школы с туалетами на улицах. И, если что-то поставлено внутри школы, это инженерные системы, которые не выдерживают нагрузки и не могут использоваться всеми школьниками", – отмечает профессор Абанкина.
Бюджеты на пределе
Бюджеты всех уровней сейчас работают в режиме предельной нагрузки. Кредиторская задолженность присутствует везде, включая столицу. Коммерческие кредиты давно заменили на бюджетные, но и их необходимо обслуживать.
"Регионы просто разрываются между задачами капитального строительства, возведения зданий и одновременно решением текущих проблем. Мы видим, как сложна ситуация с кадрами, с оплатой в каждом регионе", – подчёркивает Ирина Абанкина.
В таких условиях региональным властям не до масштабных флагманских проектов и не до сложных концессионных схем. Вместо инновационных школ будущего приходится решать базовые вопросы: как обеспечить всех учеников местами, как отремонтировать обветшавшие здания и как, наконец, перенести туалеты с улицы внутрь школьных помещений.
Пишите в комментариях, сталкивались ли вы с проблемой нехватки мест в школах вашего региона? Как решается этот вопрос: строят ли новые здания или расширяют существующие?