Найти в Дзене
Сельский учитель

Рособрнадзор сыграл в демоверсию: зачем на самом деле предложили отменить образцы ЕГЭ

Оглавление

Будни сельского учителя редко бывают наполнены сенсациями, но последняя новость от Рособрнадзора всколыхнула даже нашу глубинку. В школьных чатах, учительских и на родительских собраниях только и разговоров, что о новой инициативе ведомства — отменить публикацию демонстрационных вариантов ЕГЭ. И что самое удивительное, решение этого вопроса вынесли на общественное голосование.

Для тех, кто ещё не видел, вот официальное предложение, опубликованное на портале Госуслуг:

«До начала учебного года ежегодно публикуются важные документы, такие как спецификации, кодификаторы и демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (ЕГЭ). Это позволяет выпускникам заранее ознакомиться с форматом экзаменов и подготовиться соответствующим образом. Сейчас предлагается обсудить идею отказа от демонстрации вариантов ЕГЭ перед началом учебного года».

На ЕГЭ по русскому языку
На ЕГЭ по русскому языку

Первая реакция

Честно скажу, когда я увидел эту новость в учительском чате, сначала даже не поверил. Казалось, это какая-то шутка или фейк. Но потом полезли комментарии коллег — и сразу стало понятно.

Вы представляете, что значит для нас, сельских учителей, такое предложение? Мы годами выстраивали свою систему подготовки. И если не будет этих ориентиров, многие просто потеряются.

В нашей школе нет ни одного репетитора, до ближайшего города — 40 километров. Родители не могут возить детей на курсы каждую неделю — это дорого и по времени, и по деньгам. Дети сами не могут найти качественные материалы для подготовки — не у всех даже нормальный интернет есть.

Демоверсии для наших школьников — это как карта для путешественника. Отнимите её — и они пойдут на экзамен вслепую. И как им конкурировать с городскими детьми, у которых и репетиторы, и курсы, и интернет-школы?

Странности в проведении голосования

Однако, что ещё больше настораживает сельских педагогов, это сам формат предложения. За более чем двадцать лет существования ЕГЭ Рособрнадзор никогда не выносил свои решения на общественное голосование. Обычно любые изменения в формате экзаменов просто спускаются сверху как директива.

А тут вдруг демократия в чистом виде: «да» или «нет», да ещё и с комментариями. И что особенно примечательно, в числе готовых вариантов для ответа «нет» уже предусмотрительно подготовили «правильные» причины: «увеличение расходов на репетиторов», «активизация мошенников» и тому подобное.

Ещё одна странность — новость об отмене демоверсий не попала в федеральные СМИ. О ней узнали только те, кто непосредственно связан с ЕГЭ: учителя, родители, выпускники, репетиторы. То есть люди, которые однозначно выскажутся против.

Почему отмена демоверсий — это катастрофа

Чтобы понять, почему предложение Рособрнадзора вызвало такую бурную реакцию, нужно чётко представлять роль демоверсий в нынешней системе образования.

Во-первых, демоверсии дают представление о структуре и содержании экзамена. Без них ни ученики, ни учителя не смогут понять, какие именно знания и навыки проверяются, как оформлять ответы, сколько времени отводить на каждый блок заданий.

Во-вторых, для сельских школ, где нет возможности нанять репетиторов, именно демоверсии становятся основным материалом для подготовки. Учителя строят свои занятия, опираясь на них, составляют аналогичные задания для тренировки, помогают ученикам освоить алгоритмы решения.

В-третьих, демоверсии снижают стресс у выпускников. Зная формат экзамена заранее, ученики чувствуют себя увереннее, не тратят драгоценное время на то, чтобы разобраться с новым для них типом заданий прямо на экзамене.

Отмена демоверсий неизбежно приведёт к:

  • росту расходов на репетиторов, которые смогут помочь разобраться со структурой экзамена,
  • увеличению разрыва между городскими и сельскими школами,
  • повышению уровня стресса у выпускников,
  • снижению результатов ЕГЭ, особенно у детей из малообеспеченных семей.

Цифровая механическая школа

Однако, если посмотреть на ситуацию шире, возникает закономерный вопрос: почему Рособрнадзор вдруг решил предложить отмену демоверсий, если это очевидно нарушит всю выстроенную годами систему?

Дело в том, что отмена демоверсий полностью противоречит той системе, которую годами выстраивали в российском образовании. Сейчас вся школьная «карьера» ученика — это последовательное прохождение трёх ступеней: ВПР в начальной и средней школе, ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11-м. Это своеобразный «принцип бесшовности» — каждый этап готовит к следующему.

Сегодня дети, честно пройдя ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, в состоянии сами написать единый экзамен хотя бы на минимальный проходной балл. Это обеспечивает относительное спокойствие в системе образования и доступность высшего образования для широких слоёв населения. Зачем властям ломать эту систему?

Если есть задача сократить поток абитуриентов, для этого существуют другие методы. Можно просто изменить проходные баллы или перераспределить бюджетные места. Зачем провоцировать социальный взрыв отменой демоверсий?

Игра на опережение

Если проанализировать ситуацию глубже, становится очевидным, что предложение об отмене демоверсий — это отдельный пункт, вырванный из контекста более широкой реформы, которую предлагают критики нынешней системы ЕГЭ. Кроме отмены демоверсий, оппозиционные педагоги и эксперты выступают за:

  • сокращение числа заданий ЕГЭ,
  • упрощение заданий до уровня обычной школьной программы,
  • восстановление обязательных выпускных экзаменов по всем основным предметам.

И вот теперь Рособрнадзор выхватывает один пункт — отмену демоверсий — и выносит его на голосование, заранее зная результат. Это похоже на стратегический ход: «Смотрите, вы сами проголосовали против этой идеи».

Это как если бы кто-то предлагал комплексный ремонт в доме: поменять проводку, трубы, окна и двери. А жильцам говорят: «Давайте проголосуем только за замену дверей, но оставим старую проводку». Конечно, без замены проводки менять только двери бессмысленно или даже опасно. Так и здесь: отмена демоверсий без изменения всей системы — это нелогичный шаг, который только ухудшит положение учеников и учителей.

Что будет дальше

Результат этой инициативы предсказуем: подавляющее большинство проголосует против отмены демоверсий. Рособрнадзор сможет заявить, что «мы прислушались к общественному мнению» и сохранить статус-кво, который устраивает власть. Заодно получится дискредитировать критиков системы ЕГЭ: «Смотрите, даже один пункт их программы вызывает народное возмущение».

Стоит отметить, что для поддержания бизнеса по изданию пособий для подготовки к ЕГЭ вполне достаточно ежегодных косметических изменений, таких как перестановка номеров заданий или небольшая корректировка формулировок. Отмена демоверсий — это слишком радикальная мера, которая принесёт больше вреда, чем пользы.

Настоящая проблема образования

Знаете, что самое грустное во всей этой истории с демоверсиями? То, что мы опять обсуждаем не главное. Как в том анекдоте: «У нас из крана течет ржавая вода» — «Так не пейте из крана!»

Уже 20 лет я работаю в сельской школе и вижу, как год за годом мы превращаемся в тренеров по натаскиванию на ЕГЭ. Я физик по образованию и призванию. Когда-то я мечтал показывать детям красоту мироздания, учить их думать, анализировать. А что я делаю сейчас? Натаскиваю на типовые задачи.

Нет, конечно, я стараюсь давать и фундаментальные знания. Но когда родители спрашивают: «Зачем нам ваша физика? Главное — чтобы ЕГЭ сдал», — у меня просто руки опускаются.

И ведь в селе проблема стоит острее. У нас в школе нет интерактивных досок, современных лабораторий, умных гаджетов. Мы до сих пор радуемся, когда хотя бы мел нормальный завезут! Какой-нибудь московский школьник уже роботов собирает, а мои дети только картинки в учебнике разглядывают.

Знаете, что надо менять? Не демоверсии, а всю философию образования. Зачем эти бесконечные тесты с выбором ответов? Почему нельзя оценивать детей по их реальным проектам, исследованиям, творческим работам?

А Рособрнадзор вместо реальных проблем организует это странное голосование. Ну убери они демоверсии — что изменится в глобальном смысле? Да ничего! Просто дети будут еще хуже знать физику, историю, литературу... но зато начнут платить еще больше денег репетиторам.

И знаете, что самое обидное? То, что в этой битве за демоверсии мы опять забудем о главном. О том, что школа должна учить думать, а не ставить галочки в нужных клеточках. Хотя, кто не знал, галочки давно уже отменили😊

Пишите в комментариях, как вы относитесь к этой инициативе Рособрнадзора и считаете ли вы, что система ЕГЭ нуждается в комплексном реформировании.