Орёл легиона: сакральный символ римской воинской славы
«Потерять орла и сохранить жизнь? Лучше умереть!» — эта неписаная максима римского военного кодекса чести была понятна любому легионеру от Британии до Сирии. Ведь аквила — серебряный или золотой орёл на древке — был не просто штандартом, а воплощением божественного покровительства, душой легиона и сакральным символом вечного Рима.
Крылатый покровитель воинов
История военных знамён восходит к глубокой древности. В ранний период существования Рима, когда его армия еще состояла из небольших отрядов граждан, знамена изображали различных животных: волка, символизирующего Марса, минотавра, кабана, лошадь. Они отражали характер воинского подразделения или племенные тотемы италийских народов.
Но в ходе военной реформы Гая Мария (107-101 гг. до н.э.), когда римская армия превратилась в постоянное профессиональное войско, произошла и унификация символики. Отныне орёл Юпитера, царя богов, становится единым и главным штандартом каждого легиона. Выбор был не случаен: эта гордая хищная птица издревле ассоциировалась с силой, отвагой и властью. Согласно преданию, именно орлы сопровождали Юпитера в его битвах с титанами. А Юпитер, в свою очередь, был не просто верховным божеством римлян, но и гарантом их военных побед, и покровителем самого государства.
Историк Плиний Старший писал: «Орёл — самая благородная из птиц, и потому ему отводится главное место среди военных знаков. Он один удостоен чести нести громы и молнии Юпитера».
Священный символ в металле и дереве
Штандарт представлял собой длинный деревянный шест, окованный бронзой и заостренный снизу. Это позволяло глубоко втыкать его в землю во время привалов и боевых построений. На вершине помещалась скульптура орла с распростертыми крыльями. В лапах птица обычно сжимала молнии — символ Юпитера, иногда венок или небольшой лавровый венец.
Изготовлялась фигура орла первоначально из серебра, но встречаются упоминания и о бронзовых, и о позолоченных, и даже о чисто золотых орлах. Подлинных аквил до наших дней не сохранилось — они либо погибли в пламени войн, либо были переплавлены победителями. Судить об их внешнем виде мы можем лишь по изображениям на монетах, рельефах и немногочисленным художественным реконструкциям.
Орел легиона имел относительно небольшие размеры (не более 30 см в высоту), что подтверждается свидетельствами о том, как в отчаянной ситуации аквилиферы (знаменосцы) прятали символ под одеждой, спасая его от захвата врагами. Например, после поражения в Тевтобургском лесу один из аквилиферов сумел спрятать орла под туникой, хотя в итоге это не спасло штандарт от захвата германцами.
Эталон доблести и хранитель славы
Каждому легиону соответствовал один и только один орёл, и эта птица была свидетелем всех его побед и поражений. На штандарте часто крепились фалеры — металлические диски с изображением значимых сражений или портретами императоров, дарованные легиону за особые заслуги. Под орлом могли размещаться венки из дубовых листьев — символ спасения жизней римских граждан, или лавровые венки — знак великих побед.
Аквила была настолько священна, что в лагере для нее сооружали специальное святилище (аэрарий) в центре лагеря, где хранились и казна, и архив легиона. В походе орла всегда нес специальный знаменосец — аквилифер, которого выбирали из самых храбрых, опытных и физически сильных воинов. Этот человек шел в бой без щита, защищенный лишь шлемом и поножами, а часто и в звериной шкуре (обычно медвежьей или волчьей), накинутой на голову и плечи. Оставаясь по сути безоружным, аквилифер должен был вдохновлять товарищей своим бесстрашием.
Интересно, что ответственность за сохранность орла лежала сразу на нескольких лицах. Непосредственным хранителем был аквилифер, но в лагере ответственность за штандарт нес центурион примипил — старший центурион первой когорты, самый опытный из всех центурионов легиона. Кроме того, при любом повреждении или (не дай Юпитер!) потере орла перед императором отвечал и легат — командир легиона.
Ужас потери и радость возвращения
Для римлян потеря орла была хуже военного поражения. Это был не просто материальный ущерб, а глубочайший символический позор, намек на то, что сами боги отвернулись от легиона. Полководец мог проиграть сражение, но сохранив орлов, он не утрачивал чести. И наоборот, самая блестящая тактическая победа меркла, если враг захватывал хотя бы одного орла.
История сохранила множество примеров отчаянных попыток вернуть утраченные штандарты. Когда Спартак в 73-71 годах до н.э. разбил три правительственных легиона и захватил их орлов, Марк Лициний Красс не только сокрушил армию восставших рабов, но и торжественно вернул символы римской власти. Увы, сам он несколько лет спустя потерял собственных орлов в битве с парфянами при Каррах (53 г. до н.э.) — одном из самых унизительных поражений в истории Рима.
Император Август считал возвращение штандартов Красса делом своей чести. В 20 году до н.э., спустя целых 33 года после их утраты, римская дипломатия добилась возвращения утраченных символов. Это было столь значимым событием, что его увековечили на монетах и в официальной пропаганде как величайшую победу, хотя по сути это была дипломатическая сделка, а не военный триумф.
Еще более знаменитая история связана с «Варовым поражением» 9 года н.э., когда германцы в Тевтобургском лесу уничтожили три легиона во главе с Публием Квинтилием Варом. Утрата трех орлов стала национальной трагедией. Согласно Светонию, узнав о случившемся, император Август несколько месяцев не стриг волосы и бороду, бился головой о стену, восклицая: «Вар, верни мне мои легионы!»
Возвращение двух из трех штандартов было личной миссией Германика, племянника императора Тиберия. В ходе карательных экспедиций 15-16 годов он сумел вернуть два орла, но третий появился в Риме только при императоре Клавдии в 41 году — спустя 32 года после поражения!
Когда даже боги бессильны
Со второй половины I века нашей эры учащаются случаи безвозвратной потери орлов. В 66 году, во время подавления Иудейского восстания, свой символ теряет XII Молниеносный легион (тот самый, что участвовал в событиях, описанных в «Мастере и Маргарите» Булгакова). Четыре года спустя мятежные германцы на нижнем Рейне захватывают орла XV легиона Примигения. Оба эти легиона были чудовищно опозорены.
Если до эпохи империи утрата орла обычно влекла за собой децимацию (казнь каждого десятого воина), то теперь легион либо расформировывали, либо обрекали на годы позора, когда ни один уважающий себя военачальник не хотел его возглавить.
Знаменитый сюжет книги и фильма «Орел Девятого легиона» построен именно на этом — молодой римский офицер стремится вернуть орла легиона, которым командовал его отец. И хотя исторически мы не знаем точно, что произошло с Девятым Испанским легионом в Британии (он мог быть просто переведен в другую провинцию), сама идея возвращения утраченного орла совершенно соответствует римскому духу.
Особенно трагичным становилось положение, когда возвращение орла уже не представлялось возможным. Так, после поражения императора Адриана от восставших иудеев под предводительством Бар-Кохбы в 132-135 годах н.э., римляне впервые официально признали, что некоторые орлы потеряны безвозвратно. Примечательно, что после этого Адриан отказался от дальнейшей экспансии империи, сосредоточившись на укреплении границ (в том числе построив знаменитый Адрианов вал в Британии).
Наследие крылатого символа
Христианизация Римской империи в IV веке привела к изменению воинской символики. При императоре Константине орлов на штандартах легионов заменила хризма — монограмма из первых двух греческих букв имени Христа. Однако образ имперского орла не был забыт.
Византийская империя сохранила двуглавого орла как символ власти, контроля над Востоком и Западом. Священная Римская империя германской нации, претендовавшая на преемственность от Рима, также сделала орла своим главным символом. Через Византию орел попал на гербы славянских государств, включая Россию, через Священную Римскую империю — в геральдику германских княжеств, а позже и объединенной Германии.
Даже Наполеон, мечтавший о восстановлении Римской империи, сделал бронзового орла на штандарте символом своих полков. Полковые орлы Наполеона, как и их римские предшественники, считались священными, и их потеря была невосполнимым позором.
Так римский орел пролетел сквозь тысячелетия, меняя облик, но сохраняя свою суть — быть символом воинской доблести, государственного могущества и связи с высшими силами. И когда мы видим орла на современных гербах и штандартах, перед нами — далекий потомок тех серебряных птиц, что когда-то вели легионы Цезаря и Августа к победам от песков Африки до туманов Британии.