Моисеевская площадь
Моисеевская площадь в Москве, ныне часть Манежной площади, имеет богатую историю, связанную с развитием города и его торговой жизни.
Территория, где позже сформировалась Моисеевская площадь, находилась за пределами Кремля. В XIV веке по указу Ивана III пространство вокруг кремлёвских стен начали расчищать от деревянных построек для защиты от пожаров и улучшения обороноспособности. Это создало свободное пространство, которое стало основой для будущей площади.
В XVI веке на этом месте существовал Моисеевский женский монастырь с некрополем, который дал площади её историческое название. Монастырь был небольшим, но его присутствие закрепило топоним «Моисеевская площадь». В XVIII веке монастырь снесли, а территория начала застраиваться торговыми объектами.
После сноса монастыря на площади разместились торговые лавки, перенесённые из Охотного и Обжорного рядов. Здесь торговали птицей, дичью, мясом, тканями и другими товарами.
Площадь стала частью шумного торгового района, известного как Охотный ряд, и получила репутацию одного из самых грязных мест Москвы из-за скопления отходов и хаотичной застройки. Зимой на замёрзшей реке Неглинной устраивали временные ряды для торговли зерном, дровами и даже замороженными тушами.
В XIX веке площадь официально называлась Моисеевской, но её постепенно начали ассоциировать с соседним Манежем, построенным в 1817 году для военных учений.
Торговля продолжала доминировать, но предлагались идеи модернизации, например, создания крытого рынка по европейскому образцу (подобно Парижу или Лондону), которые не были реализованы.
В советское время Моисеевская площадь окончательно утратила своё название, став частью Манежной площади. Территория подверглась масштабной реконструкции: торговые ряды были снесены, а площадь использовалась для парадов, в том числе танковых, что потребовало укрепления покрытия асфальтом. Во время августовского путча 1991 года Манежная площадь стала местом массовых выступлений.
В 1990-х годах Манежная площадь была реконструирована: проведены археологические раскопки, в ходе которых нашли предметы ремесел и быта разных эпох. Эти находки легли в основу экспозиции Музея археологии Москвы, открытого под землёй на площади. Площадь превратилась в пешеходную зону с фонтанами, торговым центром «Охотный ряд» и скульптурами. Историческое название «Моисеевская площадь» сохранилось лишь в исторических источниках.
Однако вернёмся в дореволюционное время.
Моисеевская площадь была окружена контрастным сочетанием монументальных зданий (Манеж, университет), религиозных построек (часовня Александра Невского, церковь св. Георгия на Красной Горке) и хаотичных торговых лавок Охотного ряда.
Эта смесь отражала её роль как переходной зоны между аристократическим центром Москвы (Кремль, Тверская) и «народным» торговым районом. Площадь была шумной, многолюдной, с выраженным торговым характером, но окружавшие её здания придавали ей историческую и архитектурную значимость.
Часовня Александра Невского
Часовня Александра Невского на Моисеевской площади (ныне часть Манежной площади) в Москве была построена в 1882–1883 годах в память о воинах, погибших в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов.
Инициатором строительства выступило Общество поощрения трудолюбия. Закладка часовни состоялась 31 июля 1882 года, а освящение прошло 28 ноября 1883 года, в пятую годовщину взятия Плевны, при большом скоплении народа. Проект разработал архитектор Д. Н. Чичагов. На строительство было собрано 25 044 рубля пожертвований.
Часовня находилась на углу Тверской и Моховой улиц, напротив гостиницы «Националь», на месте, где ранее стоял Моисеевский женский монастырь (упразднён в 1764 году). Выполнена в виде чугунной пирамиды с элементами «египетского стиля», с шатровым завершением и крестом. Украшена композициями из воинских доспехов, имела три входа. Внутри размещались иконы Спасителя, Цареградской Божией Матери, Александра Невского и, с 1887 года, Михаила Малеина.
Доходы от часовни шли на содержание Александровского убежища для увечных воинов и воспитание сирот. Ежедневно проводились молебны в 12:00 и панихиды по погибшим в 18:00. Часовня была приписана к церкви Параскевы Пятницы.
После Октябрьской революции в 1917 году начались дискуссии о сносе. Несмотря на протесты музейного отдела, утверждавшего художественную и историческую ценность, Президиум Моссовета в октябре 1922 года постановил снести часовню. Она была разобрана к пятой годовщине революции, став первым церковным зданием, уничтоженным советской властью в Москве.
В 1993–1995 годах при строительстве ТЦ «Охотный ряд» был обнаружен фундамент часовни. В 1996 году Зураб Церетели предложил проект восстановления в виде 15-метровой «хрустальной» часовни из стекла, но он вызвал критику за отличие от оригинала. В 1999 году мэр Юрий Лужков подписал указ о сооружении часовни, но архитектурный совет его отклонил. В 2005 году было принято новое постановление о строительстве в 2007–2008 годах, но в 2009 году Лужков отменил его как нецелесообразный. Часовня Церетели была установлена в 2009 году во дворе Музея современного искусства, но не освящена и переоборудована в памятник патриарху Алексию II.
Охотный ряд
Охотный ряд до революции 1917 года был одним из самых оживлённых и колоритных торговых районов Москвы, включавшим в себя территорию, прилегающую к Моисеевской площади (ныне часть Манежной площади).
Название «Охотный ряд» произошло от торговли дичью, птицей и мясом, которая велась в этом районе. Изначально торговые ряды располагались ближе к Кремлю, но после пожаров и для защиты от них в конце XV–XVI веках их перенесли за пределы кремлёвских стен, на территорию, где ранее находился Моисеевский монастырь (упразднён в 1764 году). К XVII веку Охотный ряд стал частью шумного торгового узла, включавшего также Обжорный и другие ряды.
Охотный ряд специализировался на продаже продуктов питания, особенно мяса, дичи, рыбы, птицы, а также овощей и зелени. Здесь торговали «охотничьими» товарами (добычей охотников), что и закрепило название. В XVIII веке добавились лавки с тканями, обувью и другими товарами. Рынок был разделён на несколько частей:
- Мясной ряд: торговля мясом, включая говядину, баранину, свинину.
- Птичий ряд: куры, утки, гуси, индейки, а также дичь (тетерева, куропатки).
- Зелёный ряд: овощи, фрукты, травы.
Зимой на замёрзшей реке Неглинной (до её заключения в трубу в 1819 году) устраивали временные прилавки для торговли зерном, дровами и замороженными тушами.
Охотный ряд был известен своей антисанитарией и хаотичной застройкой. Узкие проходы, деревянные лавки, кучи отходов и запахи создавали репутацию одного из самых грязных мест Москвы. Торговцы часто жили прямо в лавках, а вокруг рынка формировались трактиры, харчевни и постоялые дворы, обслуживавшие приезжих крестьян и купцов. К середине XIX века рынок стал настолько переполненным, что предлагались проекты его модернизации, например, строительства крытого рынка по европейскому образцу, но они не были реализованы.
Охотный ряд был не только торговым, но и культурным центром. Здесь собирались крестьяне, купцы, горожане, что делало рынок местом обмена новостями, слухов и даже политических споров. Трактиры, такие как знаменитый «Яр» (до его переноса), были местом встреч интеллигенции и торговцев. Рынок также привлекал мелких воров и мошенников, что добавляло ему колорит.
Охотный ряд был важным пунктом снабжения Москвы продуктами. Сюда стекались товары из окрестных губерний, а цены на рынке часто служили индикатором экономической ситуации в регионе. В XIX веке рынок стал частью городской инфраструктуры, регулируемой властями, которые пытались упорядочить торговлю и улучшить санитарные условия, но с переменным успехом.
Охотный ряд часто упоминался в литературе и публицистике XIX века. Например, в произведениях Гиляровского описывалась его шумная атмосфера, яркие типажи торговцев и нищих. Рынок был символом «старой» Москвы с её патриархальным укладом и хаотичной энергией.
К началу XX века Охотный ряд начал терять своё значение из-за появления новых торговых центров и изменения городской инфраструктуры. После революции 1917 года рынок был ликвидирован, а территория подверглась масштабной реконструкции: деревянные лавки снесли, а Моисеевская площадь окончательно вошла в состав Манежной площади. Однако дореволюционный Охотный ряд остался в истории как яркий пример торговой и социальной жизни старой Москвы.
См. также: Манеж и площадь до революции