Парадокс в том, что в наш век скорости, мемов и пятисекундных видео именно оперетта, жанр с вековой историей, может стать настоящим глотком воздуха. Звучит странно? А зря.
Но давайте по порядку.
Упростить и... понять
В детстве мне казалось, что взрослость — это когда ты читаешь Шекспира в оригинале, любишь оперу и смотришь тяжёлое кино без перемотки. Но потом пришла взрослая жизнь — со стрессами, дедлайнами и супом, который сбежал в самый неподходящий момент. И вдруг захотелось… простого. Лёгкого. Радостного.
Так я впервые пошла на оперетту. И знаете, что? Я вышла с ощущениям, что мир — не только нагрузка, но ещё и игра. И смех. И мелодия.
Почему возникла оперетта?
Ответ прост: потому что людям стало тяжело жить. XIX век — это не только романтика, платья и чай с лимоном. Это ещё и войны, болезни, бедность. И на фоне всего этого опера вдруг показалась… слишком сложной. Слишком далёкой.
Люди хотели смеяться. Хотели отдохнуть. Хотели искусства, но чтобы оно не требовало философского эссе на выходе. Так родилась оперетта — «маленькая опера», лёгкая, ироничная, музыкальная.
Если бы Нолан ставил "Летучую мышь"...
Представьте: есть фильмы, где нужно включить мозг. А есть такие, которые можно смотреть, завёрнувшись в плед. Оперетта — это плед. Да, в ней тоже поют. Да, там есть оркестр. Но главное — это человеческая эмоция, улыбка, абсурд, танец.
И, кстати, всё это построено на тонкой музыкальной и драматургической конструкции. Просто она не давит. Она обнимает.
Кто всё это придумал?
Жак Оффенбах — с его «Орфеем в аду», откуда родился знаменитый канкан.
Иоганн Штраус-сын — автор «Летучей мыши».
Гилберт и Салливан — британский юмор в чистом виде, только с оркестром.
Они были иронией в эпоху пафоса. Их пьесы смеялись над порядком, политикой, обществом. Они позволяли смеяться в голос — в театре, и это уже было революцией.
А кто делает так, чтобы всё это было возможным?
Сегодня мы с вами легко можем сходить на концерт, увидеть спектакль в парке или попасть на премьеру современной оперы. И всё это — не чудо, а система поддержки культуры, которая действительно работает.
Президентский фонд культурных инициатив — один из самых мощных проектов последних лет. С момента основания, а это ровно четыре года назад, фонд поддержал уже более 9 тысяч культурных инициативпо всей стране. А общее количество заявок, поданных на конкурсы, приближается к 97 тысячам. Это не цифры ради отчёта — это жизни, сцены, афиши, аплодисменты и новые лица на культурной карте России.
Фонд помогает тем, кому раньше было тяжело: начинающим театрам, региональным фестивалям, авторам, у которых была идея, но не было возможности. Он не диктует, как и что создавать — наоборот, он даёт площадку, финансирование, поддержку и инфраструктуру. За эти четыре года уже открыты 24 региональных офиса, а значит, подать проект и получить помощь стало проще и ближе.
Мне особенно близка эта тема. Ведь я была на потрясающем проекте, который поддержал ПФКИ — рок-опере «Вхождение в огонь». (Я писала об этом подробно — обязательно почитайте вот здесь)
Это было масштабно, трогательно, невероятно визуально. Там всё совпало: музыка, голос, свет, и ощущение, что ты находишься внутри чего-то по-настоящему большого. А главное — это та постановка, что родилась и была реализована благодаря поддержке фонда.
Кстати, 17 мая фонду исполнилось 4 года — и в эти дни по всей стране проходят специальные мероприятия, выставки, показы и встречи с авторами проектов. Загляните в афишу культурных событий в вашем городе — вполне возможно, что прямо сейчас где-то рядом проходит что-то уникальное. Может, концерт, спектакль, выставка или современная постановка — те самые 9 тысяч проектов, о которых мы говорим, ждут своего зрителя.
Так зачем нам оперетта?
- Затем, чтобы напоминать себе, что искусство — это радость, а не наказание.
- Затем, чтобы не потерять лёгкость в мире, где всё тяжелеет.
- Затем, чтобы посмеяться и подпеть, не боясь выглядеть глупо.
- Затем, чтобы дети, подростки и взрослые могли вместе смотреть сцену — и понимать её без словаря.
А ещё — чтобы помнить, что у нас есть возможности творить. И есть Фонд, который в этом помогает. Это не про отчёты, это про тех, кто создаёт настоящее, живое, чувственное искусство. И, да, — в том числе и оперетту.
Если вам близка такая культура — простая, живая, не надменная — то, возможно, стоит просто купить билет на ближайшую постановку. Или хотя бы — подписаться на канал. Тут как раз об этом и говорим. С теплом.
А вы любите оперетту? Смотрели «Летучую мышь» или «Орфея в аду»? Расскажите в комментариях — и не забудьте поставить сердечко статье. А еще приглашаю почитать и другие мои материалы: