Найти в Дзене
Культурные посиделки

Секрет Пизанской башни: почему она наклонилась — и когда рухнет

Оглавление

Кажется, она качается каждую секунду — и вот-вот рухнет. Туристы на Соборной площади в Пизе фотографируются на её фоне, притворяясь, будто поддерживают башню рукой. Пожалуй, это самая ироничная архитектурная легенда: здание падает уже 800 лет, но всё никак не упадёт.

И действительно — она стоит. Сквозь войны, землетрясения, солнце, дожди и миллионы затаённых взглядов. Как поётся в старой итальянской песенке: «Si pende, ma non cade» — «Она наклоняется, но не падает».

Но что же делает её такой устойчиво… неустойчивой?

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Как всё начиналось

История Пизанской башни — это не только архитектурная притча, но и свидетельство о решимости, упрямстве и немного — везении. Её строительство началось в августе 1173 года, благодаря пожертвованию знатной дамы по имени Донна Берта ди Бернардо. Изначально планировалось создать просто колокольню рядом с кафедральным собором Санта-Мария-Ассунта — белоснежную, нарядную, из местного мрамора.

Но не учли одного: грунт под будущей башней был слишком мягким.
Смешение глины, песка и морских отложений, на которых стоит Пиза, оказалось капризной основой. Уже на третьем ярусе массивное здание (а весит башня около 14,5 тысяч тонн!) начало крениться. Строительство остановили почти на век — просто чтобы подумать, что делать.

-2

Почва подвела, но... и спасла

Когда строительство продолжили, архитекторы пытались “выправить” башню, делая следующие ярусы асимметричными — потолки с одной стороны выше, чем с другой. Это, конечно, не помогло, но создало узнаваемый визуальный эффект: башня как будто “корректирует” себя сама, как уставший человек, который идёт, наклоняясь, но не падает.

Ирония в том, что та же самая глиняная почва, которая вызвала крен, спасла башню от разрушения.
Мягкая земля гасит колебания, и во время землетрясений Пизанская башня ведёт себя, как гибкий лист на ветру — наклоняется, но не ломается. Именно благодаря этому она пережила не один десяток подземных толчков.

-3

Башня как часть великого ансамбля

Падающая колокольня — лишь часть удивительного архитектурного ансамбля. В Пизанский комплекс входят:

  • Собор Санта-Мария-Ассунта — в честь Вознесения Девы Марии;
  • Баптистерий — самый большой в Италии;
  • Некрополь Кампо-Санто, в одном из залов которого Галилей проводил опыты с маятником;
  • И, конечно, сама башня, восьмой ярус которой — это действующая колокольня.

Вся композиция внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото: www.globallookpress.com
Фото: www.globallookpress.com

Будет ли она когда-нибудь стоять прямо?

С 1990-х годов над башней работают лучшие инженеры Европы. В 2001 году её наклон был немного выровнен, а в 2010-х — стабилизирован.
Последние данные показывают: угол наклона составляет примерно 3,9 градуса, но центр тяжести по-прежнему держится внутри фундамента — это значит, что башня пока «держит баланс».

По оценкам специалистов, она простоит ещё как минимум сто лет. А значит — её падения не увидим ни мы, ни наши дети. И, честно говоря, слава Богу.

-5

Глядя на белоснежные ярусы Пизанской башни, вырезанные из камня, я поймала себя на мысли: архитектура, как и память, не обязана быть идеальной. Главное — чтобы стояла.

Так же, как и наши герои на фотографиях 9 мая — с табличкой, с чёрно-белым взглядом, со своей историей.

В этом году акция «Бессмертный полк Онлайн» собрала более двух миллионов участников и показала: ничто не способно стереть подвиг наших предков. Что нового было в этом году? Как технологии помогли оживить старые фотографии? И почему память — это больше, чем дань уважения? Вы узнаете, прочитав статью на канале «PRO Историю».

А вы были у Пизанской башни?

Удерживали её на фото рукой? Восхищались? Или пока только мечтаете поехать? Поделитесь в комментариях!

Подписывайтесь на канал — здесь мы тоже путешествуем, но сквозь века, размышляя о красоте, случайности и прочности наших опор. И конечно узнаем больше об истории и культуре.

Культурные посиделки | Дзен

Понравилась статья? Попробуйте почитать другие мои материалы:

Почему искусство не должно быть удобным. Иначе оно не работает
Культурные посиделки10 мая