История Light Tank M3A3, американского легкого танка, который больше поставлялся американским союзникам
Ситуация с американской танковой промышленностью 1939-45 годов лучше всего характеризуется фразой "лежит, лежит, вдруг как побежит". Вплоть до мая 1940 года работы по танкам, особенно что касается производства, шли в вялотекущем темпе. Далее был резкий запуск военной машины, предприятия, ранее занимавшиеся мирной продукцией, перешли на военные рельсы. Одновременно начался процесс совершенствования танков, которые либо уже находились в серийном производстве, либо только разрабатывались. И если в случае со средними танками понадобился принципиально новый Medium Tank M3 (хоть и на базисе шасси Medium Tank M2), то легкие танки пошли по эволюционному пути.
К началу Второй мировой войны американская промышленность готовилась запускать в серию Light Tank M2A4. Танк вполне неплохой, но при этом уже в 1940 году началась работа по его доработке. Менее чем за 2 года Light Tank M3, получившийся по итогам модернизации, прошел большой путь совершенствования. Так на свет появился Light Tank M3A3, самый совершенный из американских легких танков с радиальными моторами воздушного охлаждения. По иронии судьбы, эти танки много воевали, но не в составе американской армии.
К весне 1942 года развитие Light Tank M3 привело к созданию более совершенной модели - Light Tank M3A1. Она получила частично сварной корпус, башню с гидравлическим приводом, стабилизатором вертикальной наводки и более совершенными смотровыми приборами. Этот танк получился совсем не промежуточным, его служба оказалась долгой. Вместе с тем, запуск M3A1 в серию состоялся совсем в непростых условиях. Дело в том, что весной 1942 года среди американских легких танков началась конкурентная борьба.
Отчасти сложившая ситуация объяснялась тем, что резкий рост спроса на авиационные двигатели, которыми комплектовались американские легкие танки, потребовал поиска альтернативных моторов. Была, впрочем, и другая причина. Радиальный двигатель оказался весьма специфичен в эксплуатации. Автомобильные моторы в данном случае выглядели куда более простыми. В ноябре 1941 года на испытания вышел Light Tank M3E2, оснащенный спаркой двигателей Cadillac Series 42. Этот V-образный 8-цилиндровый мотор мощностью 110 лошадиных сил оказался более интересным решением. 13 ноября Комитет по Вооружениям постановил принять танк со спаркой моторов Cadillac на вооружение как Light Tank M4.
В серию он пошел как Light Tank M5, причем еще в процессе разработки произошли ничуть не меньшие изменения, чем замена мотора. Танк получил сильно переработанный корпус, особенно в глаза бросается совершенно иначе выполненная носовая часть с лобовым листом, установленным под рациональным углом наклона. Это не только улучшило снарядостойкость, но и заметно увеличило объем отделения управления. Обзорность ухудшилась, но ее решили принести в жертву, тем более что игра стоила свеч. Зато теперь механик-водитель и его помощник в походном положении ехали, высунувшись из люков.
Самое интересное заключалось в том, что первые Light Tank M5 были сданы в апреле 1942 года, за месяц до начала производства Light Tank M3A1. Больше того, американским военным явно понравились метаморфозы корпуса Light Tank M5, и теперь они запросили то же самое в случае с Light Tank M3A1. Работы начались параллельно с запуском Light Tank M3A1 в серию. За основу взяли один из серийных танков, от которого из оригинальных частей корпуса осталось только шасси. Остальные детали изготовили из неброневой стали, причем они весьма так напоминали Light Tank M5.
Вместе с тем, специфика базового шасси Light Tank M3A1 не позволяла сделать полную копию корпуса M5. Даже лобовая часть корпуса у нового танка была другой. Она состояла из двух частей: нижняя крепилась на болтах, при ее демонтаже появлялся доступ к агрегатам трансмиссии. Для защиты стыка листов был сделан специальный отбойник. Поскольку смотровые приборы в лобовом листе убрали, в качестве резервного варианта конструкторы предусмотрели специальные отверстия, закрываемые люками-пробками. Это была, впрочем, крайняя мера, поскольку в боевом положении механик-водитель и его помощник смотрели через перископические смотровые приборы в люках.
В некоторых аспектах корпуса нового танка, получившего обозначение Light Tank M3A3, оказался более совершенным, чем M5. Рациональные углы наклона получили и борта корпуса, в то время как на M5 борта остались под прямым углом. Отсутствовал характерный для M5 «горб» над моторным отделением. Еще одним нововведением стал вентилятор в крыше отделения управления, стоявший между люками. Кроме того, сидения механика-водителя и его помощника могли подниматься, так что в походном положении водитель управлял танком, высунувшись из люка. Приятным дополнением оказался съемный ветровой щиток. Одним словом, проблема обзорности при таком положении дел уходила на второй план.
Еще более совершенной оказалась башня. Если на Light Tank M5 ставилась башня от Light Tank M3A1, то у M3A3 "шляпа" отличалась весьма существенно. Башня с каталожным номером D59965 получила развитую кормовую нишу, куда переместилась радиостанция, при этом антенну переставили с надмоторной плиты на заднюю стенку башни. Это заметно упростило работу с радиостанцией. Также на бортах башни появились крепления для шпор, которые ставились на гусеничные ленты в условиях сильно пересеченной местности. Пулеметная турель переместилась на правый борт, а на крыше башни появился прожектор боевого света. Заметно переделали крышу: на ней появилось два больших люка, это заметно упросило попадание внутрь расчета. Наконец, оказалась переделана орудийная установка, получившая обозначение Combination Gun Mount M44.
По итогам получился танк, заметно отличавшийся в лучшую сторону. На нем исправили ряд недочетов по боевому отделению: переделали установку телескопического прицела, перенесли радиостанцию в башню, сделали боевое отделение более просторным. Существенно улучшилась ситуация с отделением управления. Впрочем, были не только улучшения. Ряд изменений привели к тому, что масса Light Tank M3A3 выросла до 14700 килограмм, то есть почти на 2 тонны больше, чем у Light Tank M3A1. В результате пришлось вносить некоторые изменения в конструкцию ходовой части. Также рост массы снизил максимальную скорость до 50 км/ч. Тем не менее, было очевидно, что этот танк превосходит Light Tank M3A1.
В сентябре 1942 года завод American Car & Foundry Company в Бервике сдал первый серийный Light Tank M3A3. С самого начала танк, в качестве стандартной комплектации, получил развитые противопылевые экраны. Они оказались крайне необходимы для эксплуатации танков в пустыне. Экраны делались съемными. Также на корме корпуса появился большой короб для личных вещей и тента. Большая загрузка по выпуску Light Tank M3A1 и испытания пилотной машины привели к тому, что второй серийный Light Tank M3A3 покинул завод только в ноябре 1942 года, а реальное производство (83 штуки за месяц) началось и того позже - в январе 1943 года.
К тому моменту случился ряд событий, которые самым прямым образом повлияли на судьбу танка. Для начала, 21 сентября 1942 года Комитет по Вооружениям утвердил Light Tank M5 с башней D59965 как Light Tank M5A1. Уже в ноябре 1942 года первые серийные Light Tank M5A1 стали покидать завод Cadillac в Детройте, сдали их за первый месяц 236 штук. Таким образом, к моменту начала крупномасштабного выпуска M3A3 танков-конкурентов было куда больше. Во-вторых, опыт применения M5 в Африке показал, что эти танки куда проще в эксплуатации, чем M3/M3A1. В результате Light Tank M3A3 дорога в американскую армию оказалась закрыта. Более тяжелый и медленный, чем конкурент, этот танк не имел преимуществ по бронезащите и другим параметрам. Поскольку толщина стенок корпуса составляла 25 мм, к 1943 году наличие рациональных углов наклона не было уж столь существенным.
По итогам всех перипетий едва ли не единственными частями американской армии, которые получили Light Tank M3A3, стали подразделения военной полиции. К примеру, их получил 751-й батальон военной полиции. Себе американцы оставили всего 205 танков. В апреле 1943 года Комитет по вооружениям перевел Light Tank M3A3 в статус понижено стандартизированного танка. Выбор американской армии самым прямым образом сказался и на разработке самоходных установок, которые проектировались на этом шасси (прежде всего это касалось GMC T56/T57). Уже в начале 1943 года все работы по ним прекратились.
Ситуация с поставками в американскую армию совсем не означала, что Light Tank M3A3 перестанут производить. Собственно говоря, еще в ходе выпуска M3A1 сложилась ситуация, когда танки с радиальными моторами больше поставлялись не в американскую армию, а союзникам. Ровно та же ситуация сложилась и с M3A3. Поставки по программе ленд-лиза находились в самом разгаре, причем речь шла, прежде всего, об англичанах. Им же "спихивали" то, что американской армии не понравилось (например, Medium Tank M4A4). Помимо англичан, в танках оказались заинтересованы и французы, которые все активнее воевали на стороне союзников. Части FFL весьма активно воевали в Северной Африке, бронетанковой техникой, на первых порах, их обеспечивали англичане.
Производились танки в Бервике по контракту T-3345-2, который предусматривал выпуск 3090 машин. Иногда моделисты разделяют M3A3 на ранний, средний и поздний выпуск, но тут можно только улыбнуться. Дело в том, что "ранних" танков выпустили совсем немного. Уже в январе 1943 года, начиная с танка, имевшего серийный номер 10443 пистолетные порты с бортов башни убрали. Это стало результатом изучения боевого опыта. Машины более позднего выпуска получили ящик ЗИП измененной конструкции. Выпускались танки в больших объемах - по 475 штук ежемесячно, начиная с марта 1943 года.
Пик выпуска Light Tank M3A3 пришелся на август 1943 года, когда началась сборка танков по контракту T-3930. Всего за этот месяц сдали 500 танков. Но это был последний всплеск перед агонией. В сентябре 1943 года в Бервике сдали 47 танков, на этом производство Light Tank M3A3 закончилось. Дизельных вариантов производить не стали, поскольку на них отсутствовал спрос. Уже в октябре 1943 года на American Car & Foundry Company началась сборка первых Light Tank M5A1. Что же касается M3A3, то их сдали 3427 штук, включая два танка выпуска сентября и ноября 1942 года.
Light Tank M3A3 шли прямиком в английскую армию, правда, к окончанию разгрома Африканского корпуса они уже не успели. У англичан они носили индекс Stuart V, боевой дебют состоялся в ходе боев за Сицилию летом 1943 года. Следует отметить, что с завода танк шел в обычной американской комплектации. Уже на месте англичане доводили машины до своих стандартов. По этой причине Stuart V несколько отличался от Light Tank M3A3 как внешне, так и по внутреннему оборудованию.
Согласно стандартной комплектации, на левом борту башни крепилось два дымовых миномета. Крепления шпор с передней части бортов башни убирались, для них нашли место на верхнем лобовом листе корпуса. Несколько изменился и состав навесного оборудования: на корме появились крепления для ручного огнетушителя, а также аптечки. Вместо штатных пистолетов-пулеметов Thompson в качестве личного оружия предусматривались английские пистолеты-пулеметы Sten. Также в башне крепился сигнальный пистолет и боезапас к нему. Наконец, американская радиостанция SCR 508 заменялась на английскую радиостанцию №19.
Поставки в Великобританию означали, что Stuart V использовались не только англичанами, но и другими странами, которые воевали на английской технике. Прежде всего, это касалось поляков, которые приняли в боях за Италию самое активное участие. Поставлялись Stuart V и Народно-освободительной армии Югославии. Первые машины данного типа войска под командованием Тито стали получать осенью 1943 года, впрочем, реально в бой они пошли гораздо позже – в июне 1944 года. Состояли они на вооружении 1-й югославской танковой бригады. Всего в состав бригады попало 75 танков, они весьма активно применялись в боевых действиях. Стоит отметить, что в Югославии противниками Stuart V в основном были танки устаревших конструкций, в том числе бывшие польские, французские и итальянские машины. Против них 37-мм пушки, установленной в американском легком танке, вполне хватало.
Отдельно стоит упомянуть службу Light Tank M3A3 во французской армии. Всего FFI получила 227 танков данного типа, причем американцы передавали французам эти машины напрямую. Другими словами, французские войска использовали «чистые» M3A3, а не английские Stuart V. Наиболее массово эти танки использовались французами летом 1944 года в ходе в боев в Нормандии. Применялись они и в ходе наступления, которое закончилось освобождением Парижа. В числе машин, прошедших парадным строем по улицам Парижа, оказались и эти танки. Продолжали они активно использоваться до самого конца войны. В отличие от англичан, французы свои танки не переделывали в различные боевые машины.
Вторыми по массовости получателями Light Tank M3A3 оказались китайцы. В общей сложности Китай по программе ленд-лиза получил 1000 таких танков, которые массово использовались с 1943 года. Китайские M3A3 оказались самыми «долгоиграюшими» машинами этого типа. После войны они активно использовались в гражданской войне, которая закончилась в 1949 году победой коммунистов во главе с Мао Цзэдуном. Некоторое количество этих танков было эвакуировано националистами во главе с Чан Кайши на Тайвань. M3A3 довольно долго состояли на вооружении НОАК и вооруженных сил Тайваня.
В заключение стоит отметить то, что судьба у Light Tank M3A3 во многом аналогична Medium Tank M4A4. Не прижившийся в американской армии, он оказался очень кстати в армиях других государств. Плохим этот танк не назвать, он вполне соответствовал тем задачам, которые на него возлагались. Тут скорее проблема заключалась в том, что Light Tank M5A1 был лучше, по крайней мере, с точки зрения американских военных. Для других стран преимущества выглядели не столь очевидно.
Список источников:
US NARA
Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
usautoindustryworldwartwo.com
John W. Barriger III National Railroad Library
Архив автора
Другие статьи по американским легким танкам 1939-45 годов:
История американского опытного танка Light Tank T6, являвшегося альтернативой Light Tank M2A4
История Light Tank M2A4, прямого предшественника Light Tank M3
Испытания Light Tank M3 в Советском Союзе
История американского легкого танка Light Tank M3 с башней D39273, ставшей промежуточным решением
Применение легких танков General Stuart I английской армией в 1941-42 годах
Применение американских легких танков Light Tank M3 (М3Л) с башнями D38976 в Красной Армии
История Light Tank M3 с башней D58101, более известного как Stuart Hybrid
Американский легкий легкий танк Light Tank M3 на советско-германском фронте
Американские легкие танки М3Л в боях на Северном Кавказе осенью-зимой 1942 года
Мнение советских испытателей о Light Tank M3A1, который испытывали в конце 1942-начале 1943 годов
История Light Tank M3A1, последней "малой" модернизации американского легкого танка
История Light Tank M5, ставшего первым легким танком с автомобильными моторами Cadillac
История Light Tank M5A1, наиболее совершенного и одновременно последнего потомка Light Tank T2E1
Приключение Light Tank M5A1 в Советском Союзе
Light Tank M22, единственный серийный танк военного периода, изначально создававшийся авиадесантным
История Light Tank T24, прямого предшественника Light Tank M24
История Light Tank T24E1, попытки переделать Light Tank T24 под более мощную силовую установку