История Light Tank M3 с башней D58101, более известного как Stuart Hybrid
К концу 30-х годов американские танкостроители существенно подтянулись к мировому танкопрому. Появление Light Tank M2A4 стало настоящим событием. Американцы, над которыми во второй половине 30-х посмеивались немецкие специалисты по бронетанковой технике, смогли сделать одну из лучших боевых машин в своём классе. И это не было случайностью. Американские инженеры последовательно улучшали конструкцию Light Tank M2, сначала убирая наиболее существенные недочеты, а затем проведя его глубокую модернизацию. При этом, зная об имеющихся проблемах, еще до старта запуска в серию Light Tank M2A4 американские военные начали продумывать его замену. Так появился Light Tank M3, где решили проблему с продольной раскачкой, усилили лобовую бронекорпуса и башни, а также в очередной раз переработали смотровые приборы башни.
Несмотря на существенный прогресс, которого добились американские военные, у Light Tank M3 хватало проблем. Такое часто бывает, когда начинается быстрый прогресс. Одним из существенных недостатков американских танков были приборы наблюдения, особенно башенные. По этой причине смотровые приборы только у Light Tank M3 существенно менялись минимум 2 раза. Сначала появились смотровые лючки, а потом смотровые лючки с перископическими смотровыми приборами. Одним из постоянно меняющихся элементов стала башня. Только за 1941 год на танке промелькнуло 3 башни - одна клепаная, вторая сварная, третья с гнутыми бортами. При этом американцы и не думали останавливаться на достигнутом. В этом и был их плюс - старательное выискивание проблем и их устранение.
Одним из требований американской армии была возможность прицельной стрельбы с хода. На семействе Light Tank M2 это было крайне сложно, поскольку шасси располагало к усиленной продольной раскачке. Иной оказалась ситуация на Light Tank M3, где длина опорной поверхности существенно выросла. Между тем, американские инженеры работали и по другому направлению. В 1939 году начались работы по установке гироскопического стабилизатора Westinghouse Electric совместно с 37-мм пушкой M3. Параллельно сама пушка, которая эволюционировала в M5, развивалась в направлении создания полуавтоматической системы. Таковая 14 ноября 1940 года была стандартизирована как 37 mm gun M6. В Light Tank M3 новое орудие попало с 1942 года, вместе с однополосным гироскопическим стабилизатором M3. Всё это совпало с появлением новой башни - D58101. Обычно про нее говорят не так часто, но вообще-то Light Tank M3 c башней D58101 стал едва ли не самым массовым "экспортным" вариантом. Причем с ним намучились не только советские с английскими танкистами, но и американцы.
Изначально однополосный гироскопический стабилизатор Westinghouse Electric предполагался еще для Light Tank M2A4. Другой вопрос, что довести его до состояния, когда им могли пользоваться экипажи средней квалификации, удалось к 1942 году. Тогда он и пошел в крупную серию, причем сразу на Light Tank M3 и Medium Tank M3. Другой вопрос, что в случае со средним танком полуавтоматическая пушка со стабилизатором стала большим плюсом, а вот в случае с Light Tank M3 всё оказалось крайне неоднозначным.
Если кто не в курсе, то на американских танках, еще со времен 6-тонного M1917, имелась возможность точной наводки орудия по горизонтали. В связи с наличием такой функции, впервые реализованной на Renault FT, у орудийной установки имелся плечевой упор. Идея в то время популярная, но постепенно от нее отказывались. Последними, кто продолжал за нее держаться, оставались американцы и японцы. Наконец, после появления спаренной орудийной установки M23, плечевой упор, вместе с ним точная наводка орудия по горизонтали, исчезла и на Light Tank M3. Ура? Да, но не совсем. Дело в том, что наводкой башни по горизонтали занимался не наводчик, а заряжающий, то есть командир. И если раньше наводчик хоть как-то мог компенсировать трудности с наведением орудия по горизонтали, то теперь проблема стала еще более существенной.
Дополнительной проблемой стало то, что расчету башни приходилось прыгать через высоко торчащий кожух, которым прикрывался вал от мотора к коробке передач. Решение проблемы появилось в мае 1942 года, им стал Light Tank M3A1. Он получил башню D58133, оснащенную подбашенной корзиной (поликом), сиденьями и гидравлическим приводом поворота башни. С этой башней были свои проблемы, но, по крайней мере, вращалась она уже совсем иначе. Другой вопрос, что ввели башню D58133 отнюдь не сразу. За май 1942 года сдали всего 1 Light Tank M3A1, в июне 17, и лишь с июля началось полномасштабное производство. Между тем, в марте 1942 года начался выпуск Light Tank M3 с очень похожей башней D58101. Она была очень похожей на последующую D58133, но без полика и мотора поворота башни. С легкой руки англичан вариант танка с такой башней назвали Stuart Hybrid. На самом деле никаким гибридом (намек на башню от M3A1 с корпусом M3) танк с башней D58101 не являлся. Башня появилась значительно раньше M3A1, тем не менее, прозвище "гибрид" приклеилось намертво.
Одним только вертикальным стабилизатором с полуавтоматическим орудием дело не ограничилось. До американских, наконец, дошел тот факт, что смотровая башенка ну никак не может называться командирской. Командир в башенку залезал редко, и было это неудобно. Не говоря уже о том, что люк в башне был всего один. Поэтому башня D58101 смотровой башенки лишилась, получив взамен два люка - для наводчика и командира/заряжающего. Одновременно наводчик получил перископический прицел M4, а командир - перископический смотровой прибор M6 кругового вращения. Вот только на самом деле указанные перископический приборы наводчик и командир не получили! До конца производства у Light Tank M3 с башнями D58101 вместо перископов стояли заглушки. Первой на это обратила внимание советская приёмка, подняв шум, что в крыше башни зияют дырки, прикрытые заглушками и закрепленные точечной сваркой. Случилось это в мае 1942 года, и если начать разбираться, то выяснится, что никаких прицелов/перископов на "гибриде" не появилось. Причина прозаична: более высоким приоритетом были средние танки, а промышленность смогла осилить перископы для легких танков летом 1942 года.
Про этот маленький пунктик обычно в исследованиях забывают, как и про масштаб бедствия. Ну были "гибриды", и ладно, машина как бы переходная. Но если вы посмотрите на объемы производства, поймете уровень ада. Первыми на башни D58101 перешли на головном заводе в Бероуике, всего за март 1942 года сдали 227 таких танков. Первым стал танк с серийным номером 3692 и регистрационным номером U.S.A. W-307125, изготовленный по новому контракту T-1926. Далее контракты можно даже не считать, это была последняя башня для Light Tank M3. В апреле сдали 398 "гибридов", в мае 491, в июне 583, и июле 122, а последнюю зависшую машину по контракту T-3165 сдали в октябре. В Сент-Чарльз, где выпускали дизельные M3, на башню D58101 перешли с мая 1942 года, все они сдавались по контакту T-2282. За первый месяц сдали 66 танков, за июнь 111, за июль 105, за август 13, а последние 4 зависшие машины - за январь 1943 года. Итого 1822 бензиновых и 299 дизельных "гибрида". Для понимания сути проблемы, за всё время сдали 4526 бензиновых и 1285 дизельных Light Tank M3. То есть машины с башней D58101 и бензиновым мотором составили более трети от выпущенных за всё время.
Уже летом (самое позднее в июне 1942 года) эти танки пошли в бой. При этом неизвестно, кто был первым - Красная Армия, или англичане. 130-я танковая бригада, первой из наших частей получившая танки с башнями D58101, уже с конца июня 1942 года вела боевые действия. При этом у нас по поводу танков с новыми башнями и стабилизатором орудийной установки как-то не распространялись. Явно было не до того, а полноценное знакомство с новинкой состоялось осенью 1942 года, когда на НИБТ Полигон прибыл Light Tank M3A1. А вот что касается массовости, то тут вопрос крайне интересный. Исходя из того, какие танки шли к нам летом-осенью 1942 года, можно смело говорить о том, что "гибрид" стал самым массовым М3Л. Особенно много их было на Северном Кавказе. Да и 241-я танковая бригада, которая "уехала за холм и не вернулась", оснащалась именно такими танками.
В английской армии эти танки официально именовались как Stuart Hybrid I (бензиновый) и Stuart Hybrid II (дизельный). Впрочем, дизельный вариант был только для галочки, поскольку их реально не поставляли. В отличие от советских танкистов, англичане новой системе откровенно возмутились. И не просто возмутились: силами мастерских механизм поворота башни по горизонтали переносился влево, то есть наводчику. Тем самым заметно упрощалась наводка орудия. Надо сказать, что "гибриды" у англичан, в отличие от Красной Армии, не стали самыми массовыми среди M3. У них имелось много танков более ранних версий, а вскоре пошли поставки Light Tank M3A1 (Stuart III). Поэтому "гибриды" использовались весьма локально. При этом часть танков, прежде всего выпуска мая-июля 1942 года, уже имела сварные корпуса. Внешне они здорово напоминали Stuart III, только по отсутствию перископов на башне и заваркам пулеметных портов на обоих лобовых листах надгусеничных полок можно понять - это не Stuart III. В основном эти танки воевали в Северной Африке, немногие потом воевали в Италии.
В числе получателей Light Tank M3 с башнями D58101 оказалась и Австралия. В общей сложности австралийцы получили 370 "Стюартов" всех вариантов, из них часть была точно "гибридами". Среди них имелись танки как с клепаными, так и со сварными корпусами. В отличие от англичан, австралийцы свои "гибриды" применяли долго. Больше того, часть из этих танков вполне дожило до наших дней. Некоторые из них уже покинули Австралию и осели в частных коллекциях.
Не избежали Light Tank M3 с башнями D58101 и американцы. Первыми их применил 1-й танковый батальон корпуса морской пехоты, воевавший на Гуадалканале. Там вообще был полный ералаш, достаточно сказать, что в батальоне числились и Light Tank M2A4. Вероятнее всего, именно на тихоокеанском ТВД американские "гибриды" задержались дольше всего. Впрочем, попали они и в Северную Африку. Поскольку эти танки сложно отличить от более поздних Light Tank M3A1, их часто путают. Между тем, если внимательно смотреть, то выясняется - перед вами никакой не M3A1. Впрочем, бои в Тунисе стали для M3/M3A1 последними. Американская армия, распробовавшая Light Tank M5, быстро пересела на них.
Ирония судьбы заключается в том, что наименее упоминающийся танк оказался самым живучим в семействе. За это спасибо надо говорить, прежде всего, австралийцам и американцам. Первые были очень бережливыми, а вторые любили распихивать неликвид по союзникам. В их числе была и Бразилия, которая оказалась еще более бережливой, чем австралийцы. Итогом стало то, что до наших дней сохранилось минимум 38 "гибридов", из них часть сейчас в ходовом состоянии. Почти все из них либо австралийские, либо бразильские. При этом некоторые со сварными корпусами, отчего их путают (например, танк в Латруне, на самом деле он не M3A1, а M3, выпущенный в мае 1942 года). Одним словом, промежуточная машина, у которой неожиданно удачно сложилась судьба.
Список источников:
ЦАМО РФ
US NARA
Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992
usautoindustryworldwartwo.com
Фотоархив автора
eBay
Другие статьи по американским легким танкам:
История создания Light Tank T1-T1E5, первого американского легкого танка полностью собственной разработки
Light Tank T1E4 и T1E6, ненавязчивое копирование Vickers Mk.E с патентованием украденного
История создания Light Tank T2, прямого предшественника Light Tank M2
История Light Tank T2E1, который превратился в серийный Light Tank M2A1
История Light Tank M2A2/M2A3, самого массового американского предвоенного танка
История американского опытного танка Light Tank T6, являвшегося альтернативой Light Tank M2A4
История Light Tank M2A4, прямого предшественника Light Tank M3
История американского легкого танка Light Tank M3 с башней D39273, ставшей промежуточным решением
Применение легких танков General Stuart I английской армией в 1941-42 годах
Применение американских легких танков Light Tank M3 (М3Л) с башнями D38976 в Красной Армии
Combat Car T2, самый уродливый и бесполезный американский танк, официально именовавший броневиком
История колесно-гусеничного кавалерийского танка Combat Car T4, официально бронемашины
Combat Car M1, первый американский кавалерийский танк, который был стандартизирован
Combat Car T7, последняя попытка кавалерии получить колесно-гусеничный танк
Американский легкий легкий танк Light Tank M3 на советско-германском фронте
Light Tank M22, единственный серийный танк военного периода, изначально создававшийся авиадесантным