Найти в Дзене
Православная Жизнь

О душепопечении и не только: когда болит душа

Оглавление

Ох, уж эти душевные муки. Кто только их не испытывал! Даже дети. Ведь боль эта рвет сердце, не дает покоя, лишает сна и не идет в сравнение с физической – ее хоть на время можно укротить, или избавиться от нее. А что делать, если душа не на месте?

Душевная боль

Ее уместно сравнить с плотно закрытой шкатулкой, к которой не подступиться. Нет, ключей в прилагаемой к ней связке много. Но мы, после неудачных попыток, вдруг понимаем, что ни один не способен распахнуть шкатулку. Нужен лишь один ключик. Тот, что правильный.

Попробуем ввести в поиск вопрос, что такое "душевная боль". Увидим десятки, сотни далеких от истины и противоречивых ответов. И не от тех, кто давал клятву Гиппократа. Все, кому не лень, строчат непрофессиональные «советы», сочиняют шкалы, тесты и опросы.

А в это время столкнувшийся с проблемой человек глубоко страдает от отсутствия грамотного способа ее разрешения. Ведь она слишком серьезна, и от того, как скоро решится, зависит порой не только здоровье, но и чья-то жизнь.

Что мы знаем о страдании душевном

Кто-то возмутится – как может страдать и болеть то, чего нет? Но ведь другие, кто уже пережил или прямо сейчас переживает это состояние, точно знают, что это такое. Более того, уверенно заявляют, что это и не диагноз вовсе, а почти всегда голос совести.

-2

Потому что знают, как проблема себя проявляет. Да, у каждого будет свой набор ощущений. Но, если честно, описать их словами очень сложно. Разнятся и мнения тех, кто связан с этой сферой.

Что говорят медики о душевной боли

Люди в белых халатах этот термин расценивают по-своему. И как нормальную реакцию организма на случившееся (невосполнимая утрата, измена, развод, банкротство и т.д.), и как звоночек, предупреждающий о том или ином заболевании нервной системы или психики.

Наверное, поэтому медики – чаще психотерапевты и неврологи – говорят о множестве симптомов. Кроме физических ощущений (повышенное давление, боль, жжение в голове или груди, дискомфорт в животе, тошнота, головокружения и проч.), они отмечают проблемы со сном, аппетитом, изменения в поведении, уныние, грусть, печаль и т.д.

Ну, и борются с этим состоянием, называя его при этом "душевной болью", соответствующим образом – прописывая, в том числе, комплексное лечение. Помогает ли оно? Это другой, но не менее важный, вопрос. Потому что, если не помогает медицина, люди несут свою беду и немалые деньги к шарлатанам, которые, на чем свет стоит, ругают своих конкурентов. И не только врачей, но и священников, которые занимаются спасением душ человеческих, совершая душепопечительство в своей пастырской работе.

Что говорят психологи

О, тут огромный разброс ответов. Если колдуны, экстрасенсы, маги и прочие жулики, отвлекая наивных людей от сути проблемы, лишают их своими действиями денег и разума, то светские психологи не так далеко ушли. Судите сами.

Они, отчаянно критикуя мистические практики, противопоставляют себя конкурентам, настаивая на «научном подходе, объективных методах и эмпирических данных, конфиденциальности» и т.п., уверяют, что они – надежная и предпочтительная альтернатива мистике, ведь безопасно решают психологические проблемы, всего-то «предлагая разобраться в себе, отказаться от оценки своих поступков, простить себя, исправить ситуацию» и т.п.

-3

А что дают эти и подобные мантры? Как правило, исхудавшие бюджеты, кризис души, утрату смысла жизни, разбитые сердца, разводы, аборты, бездетность, неполные семьи и т.д. И, как следствие нерешенных проблем, – симптомы на физическом и психическом уровнях (неврозы, апатия, уныние, безнадега и т.п.). Мы не против клинических психологов в тех случаях, когда это на самом деле нужно, просто в силу модных течений в обществе, зачастую клиентами таких специалистов становятся и те, у кого проблемы совсем в другом ключе.

Старец Паисий Святогорец как-то рассказал поучительную историю о том, как к нему за советом приходили такие вот специалисты. Им не помогали их практики, но, в ответ на попытки старца помочь, уверяли, что у них все правильно. Раз все правильно, спрашивал старец, то почему вы ко мне пришли…

На самом деле, список проблем, которыми обрастают люди, обращающиеся к кому угодно, только не по адресу, – обширный. Ведь безосновательное вмешательство в психику человека чревато негативными последствиями, упущенными временем и возможностями.

Что говорят люди, исцелившие сотни душ

Старцы, подвижники, жившие в разные времена, тоже считают, что нет мук горше и больнее, чем муки совести, разъедающие, как червь, и что спасение от них только в Боге: лишь рядом с Ним можно найти ответ на свою боль, которую лучше обратить в молитву и откровенную сердечную беседу.

Тот же старец Паисий Святогорец утверждал: «…нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести...». И он же, говоря о скорбящей женщине, не к психологам отсылал или магам, а говорил следующее: «... вы те́рпите… и славите Бога. И хотя могли бы обвинять Бога за свою плохую судьбу и несчастную жизнь, но вы этого не делаете. Это отправит вас в рай».

Праведный Иоанн Кронштадтский тем, чье сердце скорбит, говорил:

«… знайте, что душа ваша тяготится пустотою, в которой она находится, и ищет Существа, Которое бы наполнило ее сладостно, животворно, то есть ищет Христа, Который Един есть покой и услаждение нашего сердца».
-4

Могут ли быть полезными душевные муки

В какой-то степени – да, безусловно. Ведь, узнав причину их появления, разобравшись в них, мы начинаем что-то исправлять. В себе исправлять. И речь не только об обидах, ссорах, разрушенных по разным причинам отношениях, преодоления депрессивных состояний из-за тяжкой утраты и проч.

По сути, попускаемые Богом муки совести – это часть Его спасительного плана про нас: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). И этот уникальный и индивидуальный для каждого из нас инструмент способен превратить страдания в возможность переосмыслить всю жизнь и непременно пробудить самое лучшее и, главное – способность видеть: что не так там, в сердце нашем, где не должно быть места злу.

Преподобный авва Дорофей подтверждает:

«Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, просвещающий ум и показывающий ему, что – хорошо и что – плохо. Это наша совесть».

Что ж, на то, чтобы успокоить свою совесть (она в большинстве своем и пробуждает душу, заставляя ее искать причины появившихся страданий), придется немало усилий положить. Ведь опытные старцы, трудившиеся над спасением души, так и говорили:

«Не позволяйте себе легкомысленно давать волю своей душе. Ее всегда надобно держать на привязи и в мыслях, и в чувствах, потому именно, что они нехороши, недоброжелательны нам, они в заговоре с князем века сего, против Господа».

Что дает нам эта борьба

В этой непростой, упорной, но такой важной борьбе с самим собой и за себя самого мы получаем несколько крутых бонусов. "Выковыряв" себя титаническими усилиями из груды грехов, предрассудков и т.д., мы неожиданно находим не только Бога, но и себя, настоящего.

В таких трудах мы заново формируем свой характер, невольно меняем свой образ жизни, быт и даже предпочтения. Вплоть до того, что идем в храм, ищем встречи с батюшкой. И, как говорит опыт многих православных, муки совести часто затихают после откровенного разговора, а потом и исповеди – искренней и чистой, где, как правило, и вскрываются язвы душевные.

И что же душа? Она постепенно прекращает болеть. Она летает и поет, переживая новое, невероятно приятное состояние. Потому что, одуховившись, вспоминает, что такое настоящая любовь, и начинает постигать не только внешнюю красоту Божьего творения, но и внутреннего его содержания.

И однажды мы, возмужав в борьбе за себя (в том числе, возмужав в вере) и, сея вокруг себя добро, уже сами начнем протягивать руку помощи другим. А они, перенимая нами пережитый опыт и найдя успокоение, невольно тоже кардинально поменяются и примут ту мысль, что уже не смогут жить иначе.

-5

О душепопечении

«Если мы видим человека, страдающего от сильной душевной тревоги, огорчения и печали, несмотря на то, что у него есть все, чего ни пожелает душа, – то надо знать, что у него нет Бога» (Паисий Святогорец).

В наше время, плотно забитое вредной и ненужной информацией, термин, введенный в употребление святым Григорием Богословом, не на слуху. А вот на Руси, задуманное Церковью задолго до появления психологии душепопечительство, было в почете.

Что такое душепопечительство

Простой и короткий ответ напрашивается – это попечение, забота о душе, сердце человека. Википедия вот так трактует этот термин:

«Душепопечение (лат. curaanimarum) – церковная психология, психологическая помощь священника прихожанину. Часто рассматривается как синоним духовничества или окормления».

Известно и то, что душепопечение, предполагающее сострадание, сораспятие и т.д., бывает общим (например, на богослужении, при исполнении треб и пр.,) и частным (во время бесед со священником). Но оно, пишут люди знающие, не может быть сиюминутным. Покой, несомненно, наступит (особенно когда человек начнет воцерковляться), но не сразу, т.к. это длительный процесс.

Что должен делать для этого душепопечитель-пастырь? Заботиться о пастве, жить ее проблемами, наблюдать за состоянием каждой души, чтобы «спасти, по крайней мере, некоторых» (1Кор. 9:22); искать вместе с пасомыми варианты решения животрепещущих проблем, непростых жизненных ситуаций; оказывать поддержку и помощь, советовать, ободрять, чтобы те уверенно прокладывали свой путь, искали выход из трудных ситуаций и нашли его, и лучше – в Боге.

К счастью, таких пастырей встретить можно и в глубинке.

Про утешение

Согласитесь, в наше время тревог и утрат, страха и уныния по разным причинам, эта тема актуальна, особенно в плане правильного утешения (сострадания, сопереживания). Ведь в более узком смысле термин "душепопечение" означает и утешение при страдальческом состоянии души.

Наверное, многие вспомнят непростые моменты своей жизни (не обязательно связанные с потерей или утратой – речь о наших поступках, которые не дают спокойно жить, спать) и тех, кто пытался успокоить сердечные страдания. К слову, душепопечителем на каком-то уровне может стать и обычный воцерковленный мирянин.

Но каждый ли способен утешить так, чтобы кого-то освободить от серьезной, порой затяжной, проблемы, которая может серьезно сказаться и на физическом здоровье? Нет – считал и преподобный Антоний, ведь даже друг, глубоко сострадающий, не сможет этого сделать. Здесь, говорил святой, «нужен также благоискусный врач, а наиболее всего помощь Божия и смиренная ко Господу молитва».

-6

Чем духовное утешение отличается от обычной психологической помощи

Можно сказать несколькими словами. Когда духовно-психологическую помощь оказывает на евангельских принципах духовное лицо (как посредник), здесь главным является Господь, и любой почувствует, что не одинок, ведь Христос, испытавший на Себе боль мук, всегда рядом и, услышав просьбу о помощи, утешит и всегда подаст руку помощи.

Специалисты, предлагающие психологическую помощь, используют научно-практическую основу, разные приемы и техники без православного аспекта. Профессиональная помощь не подразумевает Христа и направлена на психику человека, и ее одной сегодня недостаточно.

Надо отметить, что у нас пока недостаточно настоящих духовников и душепопечителей, которые бы владели основами святоотеческой психологии. Благо, есть священники, которые делают для спасения душ человеческих на своих приходах все возможное.

Конечно, время ставит перед нашими пастырями новые задачи. И есть надежды на новую концепцию, систему пастырского душепопечения, основанную на святоотеческом предании и наследии, и тогда в каждом благочинии будет практиковаться именно душепопечительская работа. Это очень актуально, особенно на фоне современных реалий.

🌿🕊🌿

Спасибо, что дочитали до конца!🙏 Мы благодарны за каждый лайк и перепост, читаем каждый ваш комментарий!❤️