Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Домашний текстиль на портрете четы Арнольфини

Люблю, знаете ли, рассматривать "домашний текстиль" на старинных портретах. Меньше, чем костюмы, но тем не менее. И это отличный повод присмотреться к известным полотнам под особым углом (интересно же, например, на каких именно простынях и покрывалах лежит Даная Рембрандта!).

А сегодня я предлагаю полюбоваться одной из самых известных картин в истории живописи, «Портретом четы Арнольфини». Она не просто знаменита, она полна символов, которые совеменные исследователи интерпретируют очень по-разному. Но мы с вами сосредоточимся на тканях! О костюмах я писала ещё на заре этого канала (вот о костюме господина Арнольфини, а вот - о госпоже Арнольфини).

"Портрет четы Арнольфини", Ян ван Эйк, 1434. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи
"Портрет четы Арнольфини", Ян ван Эйк, 1434. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи

Комната, на первый взгляд, не особо великолепно разубрана. Однако современникам было очевидно, что перед нами – люди более чем обеспеченные. И прежде всего об этом говорят нам ткани – их количество и разнообразие.

В ту эпоху хорошие ткани были дороги. Очень дороги. Гораздо дороже, чем труд по созданию чего-либо из этих же тканей. Если речь идёт, например, о костюме, то львиная доля его стоимости приходилась именно на материал, а не на пошив. И длинные одежды свидетельствовали о том, как много дорогой ткани вы можете себе позволить - что наши герои и демонстрируют.

А в глубине комнаты, справа, за госпожой Арнольфини, стоит кровать с балдахином.

"Портрет четы Арнольфини", Ян ван Эйк, 1434. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи. Деталь.
"Портрет четы Арнольфини", Ян ван Эйк, 1434. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи. Деталь.

Для нас сегодня это нечто из былых времён. И если в дизайне спальни балдахины и используются, то, как правило, чисто декоративные. В те времена занавес, полог, который можно задёрнуть по бокам – просто насущная необходимость. В комнатах нежарко, по ним гуляют сквозняки. А за задёрнутым пологом гораздо уютнее и теплее. Кроме того, это позволяло огородиться от остальной обстановки, временно создать нечто вроде комнаты в комнате, добиться большего уединения.

"Портрет четы Арнольфини", Ян ван Эйк, 1434. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи. Деталь.
"Портрет четы Арнольфини", Ян ван Эйк, 1434. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи. Деталь.

На картине кровать вся оформлена в красных тонах – и балдахин, и покрывало. Красные красители стоили дорого, и красные ткани считались одними из самых желанных. С одной сторона, подобная парадная кровать вполне, так сказать, реальна. Даже если на ней не спали постоянно, то она всё равно могла быть в доме, в парадной комнате, для важных случаев – для новобрачных, для рожениц, и, наконец, для умирающих. Кстати, смотрите, какая реалистичная бахрома украшает полог!

"Портрет четы Арнольфини", Ян ван Эйк, 1434. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи. Деталь.
"Портрет четы Арнольфини", Ян ван Эйк, 1434. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи. Деталь.

С другой стороны, подобные картины – вовсе не обязательно отражение действительности, и такая кровать, возможно, является символом брачного чертога. А ещё в нидерландской живописи того времени подобные ложа изображались в сценах, связанных с историей Богородицы. Так что точно сказать, что имел в виду художник, мы не можем. Но да, ложе в красных тонах вполне могло бы быть в богатом доме.

А ещё за спинами четы Арнольфини стоит резная деревянная скамья с высокой спинкой. Мягкой мебели тогда ещё не было – ни спинки, ни сиденья не оббивали. Так что смягчали их, а заодно и украшали с помощью наброшенных на них тканей. Покрывало на скамье почти такого же богатого красного оттенка, как и покрывало на кровати, а ещё мы видим декоративную подушку из того же материала. Можно сказать, вот он, дальний родич современных декоративных подушек! Очень реалистичная бытовая деталь, согласитесь.

"Портрет четы Арнольфини", Ян ван Эйк, 1434. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи. Деталь.
"Портрет четы Арнольфини", Ян ван Эйк, 1434. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи. Деталь.

А в следующий раз мы присмотримся к тканям на ещё одной работе Яна ван Эйка (и да, это будет картина религиозного содержания... но там есть, чем полюбоваться!)

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!