Май выдался каким-то штормовым для российских автозаводов. Один из одним они сталкиваются с проблемами. Кто-то хочет сократить рабочую неделю из-за забитых складов и низкого спроса.
Другие не могут найти комплектующие для своих автомобилей. Поэтому останавливают выпуск вообще или собирают по три машины в день вместо десяти штук. Испытывают трудности и производители тех самых комплектующих. У них тоже забиты склады или не получается наладить стабильные поставки от производителей сырья.
Но давайте поговорим про конкретику, а не будем ходить вокруг да около.
КамАЗ - «можно вообще ничего не производить»
Именно такую фразу ещё в марте этого года произнёс генеральный директор предприятия из Набережных Челнов Сергей Когогин.
Что имел ввиду топ-менеджер? Во-первых, в этом году сильно упал спрос. Машины со складов не успевают расходиться по рукам покупателей. Соответственно, если не сокращать объёмы производства, то новые КамАЗы попросту некуда ставить.
Но поскольку руководитель завода выразился гораздо более категорично и жёстко, то можно предположить, что темпы производства можно не просто сокращать на 10% или 15%, а останавливать конвейер. Как есть.
Во-вторых, сыграли свою роль и складские запасы привезенных из Китая грузовиков. Их тоже очень много, потому что поставщики очень старались успеть завести в РФ как можно больше машин до повышения утилизационного сбора в октябре прошлого года.
И они это сделали. Настолько успешно, что будут распродавать свои запасы, как минимум весь текущий год.
Тем более, что в году минувшем КамАЗ впервые проиграл китайской марке Sitrak по продажам. А всего за последние три года доля российского производителя в сегменте тяжелых грузовиков упала до 16%, а тот самый Sitrak занял больше 30% сегмента магистральных тягачей.
А буквально сегодня я прочитал в новостях, что завод с берегов Камы готов сократить рабочую неделю для персонала на один день. Процесс этот не быстрый, работников уведомят за пару месяцев, если такое решение будет принято.
Всё из-за забитых складов, общего падения рынка и конкретного падения спроса именно на технику от КамАЗа.
АвтоВАЗ - «Нива» на стопе, Искра по капле в день
Сгущаются тучи и над главным производителем легковушек в стране. Начнём с того, что временно была остановлена линия конвейера, где собирают легендарные «Нивы». Это связано с заменой одного поставщика деталей на другого.
Увы, после ухода французов завод из Тольятти до сих пор не может найти стабильных поставщиков на долгие годы. По крайней мере, в каких-то комплектующих.
И это подтверждает не только пример внедорожника. С новенькой Искрой, которая вроде бы стала серийной, такая же история.
Как сообщают близкие к заводу источники, конвейерный ритм пока остаётся крайне скромным. По данным паблика Avtograd за неделю было собрано всего лишь 9 машин. Вся проблема в той же нехватке комплектующих.
Если заводу не удастся решить проблему, то массовое производство Искры может оказаться под угрозой.
Впрочем, её пока всё равно в автосалоне никто живьём не видел. Только на официальных презентациях.
Тот же источник пишет, что сокращается и производство Лады Весты. Рабочие на линии сборки этой модели трудятся в одну смену, да ещё и с неполным рабочим днём. Замедленно и производство текущего флагмана предприятия — Лады Гранты.
Чем всё закончится?
Как я понял, с «Нивой» проблему уже решили. А вот с Вестой и Искрой посложнее. С другой стороны, основную «добычу» в кассу заводу всё равно приносит Лада Гранта. А Искра пока ещё даже не вышла в продажу.
Поэтому, терять с ней особо нечего. Разве что более 20 миллиардов, которые были потрачены на разработку и доведение машины до ума.
Но я не буду сгущать краски. Может быть не летом, может быть даже не в этом году, но Искр всё равно доделают, цепочки поставок наладят и у дилеров она появится.
Знаете, лучше даже поздно, чем рано. Потому что пример Весты NG показал, что спешка здесь совсем ни к чему. АвтоВАЗ так рвался вернуть её на конвейер и в салоне, что выпустил откровенно сырок продукт.
Одних только проблем с электроникой и недоработок владельцы с блогерами насчитали больше двадцати штук. И встречаются они у многих.
Оно нам надо? Нет, оно нам как раз не нужно. Поэтому жили без Искры, поживём и ещё.
А что с остальными заводами?
Плюс-минус в такой же ситуации. К примеру, прославленный Ярославский моторный завод или попросту ЯМЗ тоже с июля перейдёт на лишний выходной. А ещё в марте о сокращении рабочей недели объявил «Ростсельмаш».
Когда всё разгонится обратно? Очевидно, когда будут распроданы накопившиеся на складах запасы. Но для этого очень важно, чтобы ключевая ставка пошла вниз.
Кредиты берут не только частники, чтобы позволить себе Ладу Весту. Нет, на них так же держатся промышленные предприятия, дабы закупать сырьё, комплектующие и прочее. Поэтому, когда оба фактора сойдутся, отечественная автомобильная промышленность получит мощный толчок.
А пока ей остаётся только принять ситуацию, адаптироваться и замереть в ожидании лучших улучшения ситуации.
Что скажете, товарищи? Как думаете, будут ли заводы, которые не переживут этот кризис?
Жду ваших мнений в комментариях под статьёй.
Советую посмотреть:
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.