Найти в Дзене
Счастливый амулет

Любить запрещается. Глава 36

"Сказал так, и вышел за дверь. Таисия же посидела ещё немного, и пошла капли себе искать в буфете, дюже сердце запрыгало, как бы тут не кончиться… Да пропади она пропадом, Анька эта! И чего Таисии вдумалось… надо и в самом деле остеречься, от греха подальше, своя-то семья дороже. А Капа с Аркадием… так тем уже ничем не помочь, только сама Таисия от этой родни бед заимела!" Кума Капитолины Петряевой, Таисия Спиридонова, уже много дней пребывала в скверном настроении. Мало того, что покойная кума Капа подвела её под монастырь…уж сколь раз ей, Таисии, участковый вручал бумагу, чтобы явилась на опрос в район. А как стыдно было идти в правление колхозное и отпрашиваться?! Ох и корила теперь себя Таисия за то, что вообще водилась с Капитолиной, и всем соседкам вещала, что знать ничего не знала про то, какие дела творит Аркашка Петряев, и что кума Капа сынка своего покрывает. - Вот чем хочешь, Римма, поклянусь тебе, - говорила Таисия своей соседке, - Сколь я в дому у кумы не бывала, а ничего
Оглавление

"Сказал так, и вышел за дверь. Таисия же посидела ещё немного, и пошла капли себе искать в буфете, дюже сердце запрыгало, как бы тут не кончиться… Да пропади она пропадом, Анька эта! И чего Таисии вдумалось… надо и в самом деле остеречься, от греха подальше, своя-то семья дороже. А Капа с Аркадием… так тем уже ничем не помочь, только сама Таисия от этой родни бед заимела!"

Картина художника Барченкова Николая Ивановича
Картина художника Барченкова Николая Ивановича

*НАЧАЛО ЗДЕСЬ.

Глава 36.

Кума Капитолины Петряевой, Таисия Спиридонова, уже много дней пребывала в скверном настроении. Мало того, что покойная кума Капа подвела её под монастырь…уж сколь раз ей, Таисии, участковый вручал бумагу, чтобы явилась на опрос в район. А как стыдно было идти в правление колхозное и отпрашиваться?!

Ох и корила теперь себя Таисия за то, что вообще водилась с Капитолиной, и всем соседкам вещала, что знать ничего не знала про то, какие дела творит Аркашка Петряев, и что кума Капа сынка своего покрывает.

- Вот чем хочешь, Римма, поклянусь тебе, - говорила Таисия своей соседке, - Сколь я в дому у кумы не бывала, а ничего не видала из того, про что сейчас народ судачит! Ведь что говорят – будто ели они от пуза всегда, что там Аркадий наворовал, и что сноху свою Аньку Муромцеву в чёрном теле держали и тем самым девочку её угробили, да и саму Аньку чуть на тот свет не отправили! А я такого ни разу не видала! Жили они как все – порой и чай пустой пили, Капа как и всем мы выкруживала, как бы семью накормить посытнее, из того, что за трудодни давали! И Анька ходила по дому королевной, никто ей ущемления никакого не делал. Ну, пожурит, бывало, свекровь за какую оплошность, дак ведь мы все со свекровями-то жили, сама знаешь, что она в дому хозяйка и её слушать надобно.

- Да, это верно, конечно, - отвечала Римма, но в её голосе слышалось некоторое сомнение, - А только я сама много раз слыхала, как Капитолина Анну ругала и всякое про неё говорила. Все знают, что не хотела Капа Анну себе в снохи, Аркадий вопреки воле матери женился, а такое дело всегда нехорошо заканчивается! Коли уж женился, как матери неугодно, тогда надо было брать жену да уходить с материного дома, хоть бы на квартиру! Аркадий с тогдашним председателем на короткой ноге был, мог себе жильё выхлопотать? Мог! Зачем сам мучился, и жену терзал? А теперь кто знает, как бы сложилось, если бы сразу молодые ушли отдельно от Капы жить? Может ничего этого и не было бы!

- Да как же мать старую одну, без помощи оставить? – с возмущением махала рукой Таисия, - Он ведь один сын у Капы, больше нет никого! Двоих она в младенчестве схоронила, горя сколько хлебнула, чтоб на старости лет вот такую жизнь получить? Что ты такое говоришь, Римма?!

- Да не такая Капитолина и старая была! А если бы берегла себя, так может и теперь жива была бы. Меня вот тоже свекровь не любила, больше старшую сноху привечала, так мы с Игнатием моим в бабкин старый дом ушли жить, полы там уж провалились все, а мы ничего, своими руками всё чинили, колхоз материалами помог тогда. Ничего, как стали своим домом жить, всё и наладилось, а когда детишки у нас народились, так и свекровка гнев на милость сменила. Ничего, живём, и без помощи её не оставили, как видишь!

- Никакая мать не пожелает сыну своему жену, которая другого в мыслях держит! А Анька всегда Гришку Солонцова любила, а за Аркадия она пошла, потому что пожить посытнее захотелось, в семью хорошую попасть, вот и пошла! Капа это знала, потому и не хотела Аньку в жены Аркадию. А что, вишь ведь как вышло, сгубила Анька Аркадия, я вот точно знаю, по её навету и наговору всё это и произошло! А Аркадий не виноват в том, за что теперь страдает.

- Кабы не виноват был, так уже отпустили бы давно, - пожала плечами Римма, - Вон, Куприянова-то отпустили, потому что не брал он лишнего, а то, что за трудодни себе выписывал с базы чего-то – так откуда ему было знать, что на базе враги такие засели? Потому его и отпустили! А Аркадия держат за вину, вот что! Ты, Тася, не выгораживай ни куму свою, ни сына её. Потому что вот ты сама на собрании-то не была, а мы все ходили, там человек военный приезжал из города и всё нам об этом деле рассказал, на все вопросы от людей ответил. Теперь в Москве это дело расследуют, потому как не только в нашей области такие банды орудовали, А Аркадий сам виноват, позарился на лёгкое добро, вот теперь за это и наказан! Капу жалко, конечно, ей бы и жить ещё, да только… может и лучше так-то… не узнает, что с сыном единственным станется… могут ведь и расстрел присудить!

Таисия недовольно губы поджимала, не найдя в соседке должной поддержки. Мало того, что в районе ей всю душу вымотали, выспрашивая, кто бывал в дому Петряевых, кого там Таисия видала, будучи в гостях, что слыхала. А чего слыхала? Кабы Таисия это помнила! Потом уж стали спрашивать, что Капитолина самой Таисии давала, чем угощала, может за молчание что сулила…

Поняла тогда Таисия, что может на её счастье Капитолины-то не стало, кто же знает, стала бы та молчать и про крупу, и про сахар, и про масло, что давала она куме. А теперь-то уж сама Таисия говорила, что угощение брала иногда, дак ведь и сама куму угощала, когда было чем, как у добрых людей это принято! Но излишеств никогда не было, жили как все, что заработали, что в огороде выросло, то и ели, за то и слава Богу.

Видела Таисия, что участковый новый не верит ей, да только иного не может доискаться, никто ничего не видал, на это хоть ума хватило и у Капы, и у самой Таисии – не болтать никому лишнего, всё в тайне хранить. Вот только возненавидела Таисия Аньку Муромцеву ещё сильнее, чем раньше! Права была Капа – бедовая она баба, Анька эта!

И вот теперь ходила эта Анька по селу с таким гордым видом, будто сама она всю эту банду на продовольственной-то базе арестовала! Таисия и глядеть на неё не могла, а на собрание, про которое Римма ей сказала, Таисия намеренно не пошла – знала, что там эту Аньку награждать будут вместе с остальными! А меж тем, в чём её заслуга, в чём геройство?! Спелись они с Варькой, такой же гордячкой, как сама Анька, да ещё и городской зазнайкой и неумёхой, посидели в доме, пока их милиционеры охраняли – вот всё ихнее геройство и есть!

Да мало того, что в героини эту Аньку записали, так теперь говорят, что милиционер городской её замуж берёт! Тот самый, который сперва тут в колхозе механизатором работал! Вот теперь после ранения вернулся, так бабы говорят, что увольняется он по здоровью, и в местный колхоз идёт механиком работать, Караваев его берёт да не нарадуется такой удаче.

А Таисии такие разговоры словно кость в горле – снова Аньке повезло! Сгубила ведь, почитай что всю семью Петряевых, а сама теперь поглядите – женой механика станет по селу ходить! Корёжило Таисию, кроме прочего ещё и от того, что сама Анна с ней не здоровается, мимо ходит, головы не повернёт! Таисия сперва сама здоровалась, себя пересиливая, а после стала стороной обходить Аньку эту, издали завидев. Тоже, на зоотехника учится, нос задрала, тьфу!

Не смогла Таисия себя пересилить, когда повстречала она того самого Велецкого, он как раз шёл мимо дома Таисии, видать, в медпункт ходил.

- Здравствуйте, Сергей Савельевич, - Таисия вышла из калитки, расплывшись в приветливой улыбке, - Как ваше здоровье? Мы все за вас тревожились, чтобы обошлось всё и поправились вы. Герои вы наши, спасли нас от напасти такой! Кланяемся вам всем, защитники вы наши!

- Здравствуйте. Спасибо на добром слове… такая у нас работа, - Сергей остановился, кивнув хозяйке дома.

- Уберёг вас Бог, как же хорошо, - продолжала причитать Таисия, - Сейчас ведь какое время, и так мужских-то рук не хватает, сколько жизней война унесла, а теперь вот и здесь враги завелись… Вы, Сергей Савельевич, уж простите меня старую…

- Вы что-то хотите мне сказать? – спросил Сергей, - Говорите без страха, я вам помогу во всём. Вы кого-то боитесь?

- Да нет, что вы! – махнула рукой Таисия, - Может, на чаёк заглянете? Что ж на улицах-то разговаривать…

Сергей знал, что ещё не окончено расследование по этому громкому делу, опутавшему паутиной многие сёла, и ниточки этой паутины вели и в Москву, и дальше. И прекрасно помнил, что Таисия Спиридонова была Капитолине Петряевой кумой… может что сказать хочет, да боится?

- Чайку можно, но мне надо ещё успеть в правление, переговорить с Караваевым. Недолго погощу у вас, - кивнул Сергей и пошёл в дом за хозяйкой.

Таисия засуетилась, привечая гостя. Радовалась, что дочка с зятем на работе, а внуки носятся где-то возле речки, так что их разговору никто не помешает.

- Вы, Сергей Савельевич, не подумайте, что я со зла…, - начала Таисия, когда гость был усажен за стол и налит чай, - А только я совет вам дать хочу. Слыхала я, что вы Анну Муромцеву сосватали в жёны….

Сергей поставил на стол чашку с чаем, которую было взял в руки. Он пристально, с особым прищуром поглядел на Таисию, та вдруг стушевалась, щёки покраснели, и сама она уже пожалела, что завела такой разговор, но отступать было поздно.

- Не желаю вам зла, потому и говорю! – с напором продолжила Таисия, - А только вы не знаете того, как мучился Аркадий-то Петряев с ней. Нет, она всем хороша – и красивая, и улыбчивая! Да вот только она Григория Солонцова любит, вот что! Только вот он женатым вернулся, а не то она давно бы к нему убежала, про это всё село знает. Я вот думаю, недолго Григорий с женой проживёт, добьётся Анна своего – разлучит их! Уж не знаю, правда или нет, а только поговаривают, потому Варвара и уехала в город. Кто-то говорит, на учёбу поехала, а только я думаю – не так это. Видать и она прознала, что Григорий-то к Анне хаживает! Люди на селе всё видят, Сергей Савельевич, вот оно как. Подумайте, жена ведь не рукавица, так в народе говорят! Приличную девушку в жены берите, тогда и счастье будет вам…

- Что-то не припомню я, Таисия Фёдоровна, подобного от вас рвения, - мягко сказал Сергей, - Когда Аркадий да кума ваша ворованными продуктами клеть себе набивали. Вот если бы вы такую бдительность тогда проявили, может и участковый наш, Конев, жив был бы, да и остальные не пострадали бы. Только там вы молчали, тишком ходили, а вот интересно – почему так? Я вам отвечу, Таисия Фёдоровна…. Не одни вы знаете, чего народ на селе говорит, а такие, как я, на то здесь и поставлены, чтобы всё слушать да примечать, и жизнь людей от всякой беды оберегать. Так вот, люди-то поговаривают, что не без вашей помощи Аркадий тогда из клетей своих крупу да масло вывозил, а? Что, не так? Да, немного там и оставалось, но всё же… Что вы на это скажете?

- Врут люди! Не было такого никогда! – Таисия аж подпрыгнула, теперь её лицо стало белым, - Наговаривают на меня, а вы и слушаете! Как будто не знаете, что на селе всё время собируху собирают!

- Вон как запели! – Сергей стукнул по столу ладонью, - Собируха, значит?! Вот что вам скажу – о себе пекитесь, да за собой больше глядите, чем за другими! А то у вас как выходит – что про вас говорят, то неправда, а про Анну – так тут истина! Вот что, Таисия Фёдоровна, я вас на заметку взял, и товарищам своим скажу, пусть приглядывают. И если ещё услышу, что вы оговариваете других, неважно кого, приму меры! Ясно вам?!

Таисия сидела бледная, навела сама на себя беды, теперь вот что делать? Да чтоб он чаем подавился, Велецкий этот, вон как Аньку выгораживает! И чем только она мужиков берёт, непонятно! На слова Велецкого Таисия только кивнула, тот поднялся, глянул строго на старуху и сказал:

- Анну только посмейте тронуть, хоть словом, хоть делом. Я тогда и на возраст ваш преклонный не погляжу. А за чай спасибо, да только в доме вашем и кусок в горло не идёт.

Сказал так, и вышел за дверь. Таисия же посидела ещё немного, и пошла капли себе искать в буфете, дюже сердце запрыгало, как бы тут не кончиться… Да пропади она пропадом, Анька эта! И чего Таисии вдумалось… надо и в самом деле остеречься, от греха подальше, своя-то семья дороже. А Капа с Аркадием… так тем уже ничем не помочь, только сама Таисия от этой родни бед заимела!

Анюта и знать не знала, что кума бывшей её свекрови такие козни строила, пересудов Аня ни о себе, ни о других не слушала, своих забот хватало. Белкину лапу она вылечила, учёба ей помогла, и ещё фельдшер местный, Валентин Ерофеевич, пилюли дал от воспаления и сказал, как собаке их давать.

- Деревенский фельдшер, Анечка, он и немного ветеринар, и ещё много кто, - говорил Медведев, улыбаясь, - А ты, если совет какой нужен будет, приходи без стеснения. Молодец ты, что животное не бросила! И тебе опыт, и ей жизнь.

Теперь, когда Анна приходила домой, Белка за ней везде хвостом цеплялась, и даже когда Аню приглашал прогуляться Сергей, тоже без Белки не обходилось – так за ними и шла по улице, гордо поглядывая на потявкивающих с чужих дворов собак.

- Давай к Грише зайдём, как он там, - говорил Сергей, - Я всё же надеюсь, что у них с Варей всё наладится. Хоть и говорит Караваев, что никого он в колхозе против воли держать не станет, а Варю жаль… Неправильно так.

Аня знала, что Григорий не раз уже ездил к жене, да только видать мало этого было. Варя устроилась на работу, получила комнату и недавно приезжала за вещами. К Анюте в гости заглядывала, говорила, что и новой работой, и жильём довольна, а только в глазах так и таилась грусть…

Григорий жил один в родном доме, пока ещё долечивался, Медведев на работу его не пустил, в самую-то страду. Да и вообще прочил Григорию хоть какой-то труд полегче, да разве такое бывает в колхозе…

И вот теперь Анюта с Сергеем сидели во дворе дома Солонцовых, Григорий угощал друзей чаем, а сам был не весел.

- В город тебе надо, Гриша, - сказал Сергей, - Там и работа найдётся, по здоровью тебе. Да и с Варей у вас наладится, когда рядом ты будешь.

- Как дом оставить? – говорил Григорий, - Хоть я и сам понимаю, что Варе лучше в городе, но… мама здесь жила, отец, и Маруся, родина моя тут… Как променять это на комнату в чужом доме, где всё общее? Варю я люблю, иной раз спать не могу, всё думаю… А Варя… она не в деревню сюда не хочет, а ко мне, так мне кажется.

Сердце у Анюты щемило, как же в жизни всё сложно устроено… она незаметно взяла Сергея за руку, и тот сам сжал её ладонь, понимая всё.

- Гриша…, - сказала Анюта нерешительно, - Варя любит тебя. И на край света за тобой готова… если только поймёт, что ты её любишь.

Григорий вздохнул, непростой ему выбор предстоит, правы друзья… вот сидят, счастливые, влюблённые, и он рад за них… и чуть завидует даже.

- Ну, Варя мне дороже дома. Видимо, пора мне выбор делать… пойду к председателю, в город буду проситься! – Григорий постарался скрыть боль, весело глядел, но на то и друзья, чтоб всё понимать.

Сергей хлопнул его по плечу и стал говорить, что поможет устроиться в городе, поговорит с товарищами, там всегда умные люди нужны, а Анюта… она думала о Варе, как она там… одна…

Окончание здесь.

От Автора:

Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.

Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.

Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.

© Алёна Берндт. 2025