Поговорим об очень интересной манипуляции индивидуальным, групповым или общественным сознанием – переориентации понятий «свой-чужой».
Оппозиция «свой-чужой» известна, наверное, столько же лет, сколько существует философия, потому что разделение на своих и чужих изначально присуще природе человека. Можно говорить о том, что своими считают тех, кто разделяет ценности и идеалы, а чужими – тех, кто не разделяет этих ценностей и идеалов и т. п. Но самое главное: свои – это те, кто помогает обеспечивать основные потребности – пропитание (конечно, сейчас мы говорим об этом в широком смысле слова) и безопасность, а чужие – это те, кто готов отнять пропитание и подвергнуть опасности.
Первые, «свои», считаются хорошими, полезными, нужными, желательными. Вторые, «чужие», соответственно будут считаться плохими, вредными, опасными и нежелательными. Первым доверяют, вторым не доверяют. Со «своими» легко и весело, можно расслабиться, а с «чужими» нужно все время быть настороже и расслабляться нельзя – какое уж тут веселье.
Обычно оппозиции своих-чужих формируются стихийно. Люди (группы людей, целые народы) сближаются, образуют группы, объединяются между собой на разных основаниях, мы эту тему сейчас рассматривать не будем. Главная цель таких объединений – обеспечить себе сытое, благополучное и спокойное существование. Между своими и чужими постоянно идет борьба за ресурсы.
Если люди (группы людей, народы) примыкают к какой-либо группе осознанно и добровольно, – это не манипуляция. Если же кого-то заманивают в некую группу с помощью разных уловок, преследуя собственные цели, – это манипуляция.
Цель манипулятора – сподвигнуть адресата манипуляции выйти из одной группы и примкнуть к другой. Это то, что называется русским словом измена. Поэтому все действия манипулятор будет вести в двух направлениях: по отношению к старой группе и по отношению к новой.
Идеализация и очернение
Первое направление манипулятивной деятельности – это, конечно, создание идеализированного образа изначально чужой группы в сознании тех, кто подвергается воздействию. Причем основными критериями привлекательности являются все те же, о которых мы сказали в начале: доступ к ресурсам и безопасность. Важно убедить адресата воздействия, что группа, в которую его зовут, – такая же прекрасная, как он сам (и он сам столь же прекрасен, как группа, в которую его зовут).
Параллельно идет очернение образа той группы, которую адресат манипуляции должен покинуть. Очернение основано на тех же критериях, что и идеализация, только со знаком минус. Задача манипулятора: убедить адресата воздействия в том, что группа, к которой он принадлежит в настоящее время, – ужасная, отвратительная, ничтожная, которая ничего не может дать ему ни в плане пропитания, ни в плане безопасности.
В результате такой обработки адресат приобретает уверенность, что он лично по своим качествам гораздо лучше и вообще прекраснее, чем группа, к которой он принадлежит в настоящее время, что он достоин лучшего и это лучшее с нетерпением ждет его в той группе, куда его зазывают, – группе таких же прекрасных и великолепных субъектов, как он сам.
Формирование общности и отчуждение
Второе направление деятельности – это выявление, а иногда и формирование общности между адресатом пропаганды и группой, к которой манипулятор желает ее приобщить. Имеется в виду любая общность, которая может связать группу и адресата: территориальная, культурная, историческая и др. Задача манипулятора эту общность обнаружить и активно о ней информировать адресата пропаганды. В конце концов последний должен принять мысль: «У нас так много общего с этой группой! Мы на многие вещи смотрим одинаково. Да мы практически одно целое. Я должен вступить в эту группу – это моя группа». Иными словами, адресат пропаганды начнет считать своей ту группу, которую раньше считал чужой.
Параллельно (или даже предварительно) проводится работа по отчуждению адресата пропаганды от группы, которую он изначально считал своей. Ищутся и подчеркиваются любые различия (территориальные, культурные, исторические и др.). Общности, которые ранее связывали адресата с группой, признаются несущественными, как будто это и не общности вовсе, или преподносятся таким образом, как будто они всегда приносили адресату один вред и страдания. Если же общности имеют большую духовную значимость для адресата и группы, то задача усложняется и манипулятору приходится прилагать большие усилия, чтобы разорвать такие общности. Однако это необходимо, чтобы добиться успеха.
После такой обработки адресат пропаганды должен приобрести уверенность, что со старой группой его практически ничего не связывает, в то время, как с новой у него много общего – взгляды на прошлое своей страны например, религия, культура и т. п.
В итоге комплексного воздействия аудитория твердо убеждена, что, примкнув новой группе, она будет жить и процветать, а, оставшись в старой группе, будет влачить жалкое существование или вообще погибнет. Это понимание рано или поздно подтолкнет аудиторию к действию – выходу из старой группы и движение в сторону новой.
Зачем манипулятору переманивать членов другой группы? Если глубоко копать, то конечная цель манипулятора – укрепить свои позиции (позиции своей группы, «своих») и ослабить конкурента (другую группу, «чужих»), тем самым обеспечив себе более легкий доступ к ресурсам.
Пример
Разберем это на примере постсоветских стран, которые, по замыслу заинтересованных сторон, должны оторваться от России и и примкнуть к Западу.
Идеализация и очернение.
Западная пропаганда работает на то, чтобы убедить жителей постсоветских стран, что именно Западу присущи развитая экономика, передовые наука и техника (это про ресурсы), демократия, свобода, правовое государство, сильные вооруженные силы (это про безопасность; толерантность к ЛГБТ*, над которой смеются в России, – тоже к безопасности). Ах да, еще развитая культура и спорт, и прочее. Все это – прекрасное и заманчивое.
В то же время наследие СССР и Россия тоже – это ужас-ужас, тут вам и людоед Сталин, и «тюрьма народов» и прочие страшилки про хилую экономику, отсталость в науке и технике и т. п. Даже с культурой и спортом борются – в лучшем случае стараются их не замечать,а в худшем вообще уничтожить (жгут книги! разве это не варварство?).
Итак, прекрасный Запад, Запад-мечта, Запад-Эльдорадо становится манящим ориентиром для жителей постсоветских стран, он не подвластен критики, ничего плохого в нем нет и быть не может. То ли дело презренные Россия и СССР – это они виноваты, что постсоветские страны такие бедные, отсталые и не играют никакой роли на международной арене.
Формирование общностей и отчуждение
Тут, конечно, для каждой постсоветской страны избирается свой подход. Даже не буду брать страну У, потому что там все очевидно. Давайте посмотрим что-нибудь посложнее, например Молдавию.
Выявляются наибольшие общности Молдавии с Румынией: общности культуры, языка, истории, традиций. Ведется агрессивная работа по еще более плотному сближению этих общностей (вы, наверное, знаете: уже официально признано, что молдавского языка не существует, есть только румынский). Негативные факты о Румынии, естественно, не распространяются. В сознание молдаван внедряется мысль: как прекрасно бы им стать частью Румынии – члена ЕС.
Параллельно отчуждается все русское и советское, например в этом году в Молдавии отказались праздновать День Победы (конечно, какой для румын день победы, если они воевали на стороне Гитлера и проиграли, нечего им тут праздновать). Борьба с памятниками, переименование улиц и городов – это все действия того же порядка.
Зря я взяла Молдавию для примера, надо было Прибалтику, там уже пришли к итогу, а Молдавия еще на полпути, но движется в верном направлении, в том, куда ее ведут.
Противодействие
Самое-то главное, что нас интересует: как можно противодействовать таким манипуляциям? Иногда переориентация «свой-чужой» не происходит, даже если меры предпринимались и предпосылки были. Причиной неудачи может быть острое разочарование в новой группе. Может что-то произойти внутри новой группы и по ее вине, что адресат пропаганды внезапно прозреет. Но уповать на внезапное прозрение не приходится. Приходится вести контрпропаганду и «открывать глаза» по каждому информационному поводу.
Тренинг
Ну что, потренируемся? Давайте продумаем стратегию переориентации «свой-чужой» для переманивания спортсмена из одной команды в другую, пусть из «Шила» в «Мыло». Причем сделать это честно и открыто нельзя, – например тренер «Мыла» дружит с тренером «Шила» и не хочет с ним ссориться, поэтому он должен аккуратно подвести спортсмена к добровольному решению сменить команду.
Итак, как тут нужно действовать?
1. Идеализация и очернение. Можно использовать такие нарративы: «Мыло» всегда платит гонорары вовремя, а «Шило» задерживает! «Мыло» участвует в международных соревнованиях постоянно, а «Шило» раз в год по обещанию. «Мыло» отстаивает честь своих спортсменов в судах, а «Шило» никогда этого не делает. В «Мыле» все спортсмены такие, как ты, – честные труженики, таланты, энтузиасты, а в «Шиле» – все, что остались, отстой одним словом. И т.д.
2. Обобщение и отчуждение. Можно продвигать такие идеи: «Твоя энергичная манера игры такая же, как в команде «Мыло», а в «Шиле» играют, как сонные мухи». «Отношения с коллегами ты строишь на таких же принципах, как и в команде «Мыло», а принципы команды «Шило» с твоими совсем не совпадают, они вообще никуда не годятся» (последнюю мысль, конечно, нужно конкретизировать). «Распорядок дня, который ты предпочитаешь, – такой же, как в команде «Мыло», а в «Шиле» он отличается в худшую сторону, там вообще, считай, нет распорядка».
Усложним задачу (пусть у нашего спортсмена будет большая духовная ценность): наш спортсмен – патриот и считает, что должен играть за «Шило» потому, что это команда его родного города. Обе наши команды из одной страны. Как тут действовать? Можно копнуть родословную спортсмена и сказать, что его предки-то как раз были из того города, где «Мыло». Можно сказать, что он будет прославлять родной город за счет личных достижений самим фактом своего рождения в этом городе. Ну или что-то в таком духе.
Конечно, при реализации таких стратегий нужно учитывать все нюансы – и личностные особенности объекта пропаганды, и особенности обеих групп («своих» и «чужих»), и вообще ситуацию вокруг. Здесь, как нигде более, важен индивидуальный поход.
Да что ж у меня примеры с негативным контекстом – про предательство! Завлекать в группу ведь можно и благими целями! (Но мы помним, что у манипулятора всегда есть собственный интерес, иначе это не манипуляция).
Вот вам простые задачки для тренировки:
Внук хочет, чтобы его семидесятилетняя бабушка уходила из дома по вечерам, а он мог приводить свою девушку. Как он может уговорить робкую и стеснительную домоседку-бабушку записаться в хор народной песни?
Некий школьный учитель имеет дачу на берегу озера, который замусорили туристы. С целью очистить эту территорию учитель организовал в своей школе отряд экологических волонтеров. Как он может вовлечь в свой отряд шестиклассников?
Приемы и методы дерусификации на постсоветском пространстве
Три стратегии черной пропаганды: дискредитация, дегуманизация и демонизация
Политика впечатлений – что это такое?