Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Аккустико-мнестическая афазия. Третий этап

Оглавление

Тема: Упражнения третьего этапа восстановления речи при аккутико-мнестической афазии

Цели:

1. Учить фонетическому анализу слова и дальнейшему составлению слов из букв.

2. Развивать фонематический слух.

Оборудование:

карточки с буквами, серии предметных картинок на разные темы

Ход урока:

Мы продолжаем разговор об аккустико-мнестической афазии и переходим к третьему этапу восстановления речи с этим диагнозом. Упражнения будут слудующими.

Упражнения III этапа

1. Составления слов из отдельных букв

Для этого упражнения можно вырезать карточки с печатными буквами. Если у вас нет компьютера и принтера, то их можно написать печатными буквами на квадратах бумаги. Для работы можно использовать обычную школьную азбуку с разрезными буквами. Сейчас есть много игр, построенных по принципу «буквенного супа». Он тоже подойдут. Упражнение проводится так. Сначала больному предлагается ограниченное число букв, например, три: О. С, Н — и предлагается составить из них возможные слова. Смысл разрезных букв в том. Что ими можно варьировать. Мосжно сложить буквы по порядку. Попробовать прочитать. Если ничего не получилось, то поменять их местами, переставить. Например: ОСН, СОН, СНО, ОНС, НСО, НСО. Затем выбрать те сочетания, которые являются словами.Постепенно количество букв увеличивается и слова становятся сложнее. Начинаете с трёх букв, потом добавляете ещё одну, чтобы стало 4, затем переходите на 5 и так далее. Это происходит примерно так же, как при чтении, когда мы сначала читали слоги из 2 букв, потом добавляли третью, затем четвёртую и так далее, пока не освоили технику чтения в совершенстве.

Переставляем карточки до тех пор, пка не получим слова. Получив слово, и убедившись в том, что это слово, списываем его на лист бумаги, точнее, просто копируем.

2. Дифференциация слов с позиционными фонемами

Показываем больному картинку и просим назвать предмет, который на ней изображён. Предлагаем хлопнуть в ладоши, услышав правильное название в череде искажённых. Здесь мы развиваем фонематический слух. Например, говорим: шанки, фанки, сянки, санки, танки. Первые три слова представляют собой логопедические нарушения. Так могут произносить и маленькие дети. Больной должен учиться на слух различать правильное произношение. Мы все контролируем свою речь слухом. Мы пнроизносим слово,, если слышим неправильное произношение, то исправляемся. Глухие люди не могут говорить не потому, что у них отсутствует речь, а потому что они себя не слышат. Из-за этого речь из связного тпекста превращается в набор звуков. Учим больного контролировать свою речь и все слова роизносить правильно.

3. Найди разницу

Предлагаем больному серию картинок, на которых названия изображённых предметов имеют сходные звуки. Например:

мишка — миска

усы-уши

крыша-крыса

носки-ножки

басня — башня

Предлагаем положить под букву с картинки, в названиях изображённых предметов которых есть буква с. Картинки, в названиях которых есть звук ш — кладём под букву Ш.

Внимание.

Здесь важна не буква, а звук. В слове «ножки» мы пишем Ж, но слушим и произносим Ш.

Такую работу слудет проводить с различными прами звуков: ж-з, ч-ть, ц-с, с-ч, ль-й, л-ль, р-л, р-й, рь-и, б-п, д-т, г-к, з-с, и-ы.

Найти картинки можно в интернете по запросу «пары слов с буква ж-з» или любыми другими.

4. Повторений фраз с заданным звуком

Для пример возьмём звук с или любой другой. Прочитайте фразу и попросите больного повторить. Не думайте, что это просто. Для больного, перенесшего инсульт, это достаточно сложное задание. Фразы может быть таким:

- Старший братишка рассказывал страшную сказку.

- Старушка ушила пушистую шубу.

- Течёт речка, печёт печка.

- Юля уронила фарфоровое блюдце.

- Чайка отличается от цапли.

- У Сони цветик-семицветик.

- Жутко жуку жить на суку.

- В доме жили мышки.

Какая здесь возникает проблема? Во-первых, нужно на слух запомнить целых 5 слов, чтобы их повторить.

Внимание.

Если у больного плохо с памятью, упражнение стоит начинать с трёх слов.

Внимание.

При произношении необходимо добиваться чёткости. Всё звуки следует выговаривать правильно.

В такой работе можно использовать скороговорки. Они построены как раз на сочетаниях труднопроизносимых звуков. Скороговорки несложно найти в интернет самостоятельно.

Формирование слоговой структуры и звуконаполняемости слов

5. Повтори за мной

Больному предлагается прослушать слова и повторить их. Слова могут быть такие:

Бегемот, сосна, танкист, сквозняк, лекарство, сковорода, термометр, пингвинёнок, фотографирую.

Внимание

Важно обращать внимание на то, чтобы не было перестановки слогов.

Это упражнение носит как обучающий, так и диагностический характер. Оно позволяет понять какие сочетания плохо даются больному и заняться их отработкой.

II. Отражённое восприятие фраз

1. Повтори предложение

Больному предлагается прослушать предложение и точно его повторить. Это упражнение, так же как и предыдущее позволяет понять, какие сочетания слов произносятся плохо и продолжить работу над ними, пощдобрав соответствующий материал. Предложения могут быть такими:

- Хоккеисты выиграли турнир.

- Лариса связала братишке джемпер.

- Утром на деревьях защебетали ласточки.

- Саша возвращается с работы на транспорте.

- Мама покупает в универсаме фрукты.

2.Услышь звук

Это упражнение направлено на развитие навыков фонематического анализа. Обучающий произносит слова и предлагает ббольному хлопнуть в ладоши, услышав звук [А]. Упражнение начинается с дитовки звукового ряда:

- А, о, р, у, а, и, м, э, а, ы.

Далее диктуют пары звуков:

- Па, ой, ав, ма, вы, ай, ух.

Наконец переходят к словам:

- Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок.

3. Посчитай звуки.

Это упражнение направлено на определение количества звуков в слове. Больного просят не просто услышать определённый звук, а посчитать количество звуков в слове. Например: мак, огни, ель.

Внимание.

Все слова следует произносить чётко, постепенно добавляя количество звуков. Вначе предпочтение слодует отдавать открытым слогам (мама, река, машина), постепенно добавляя закрытые (мираж, кошка).

Совершенствование навыков связной речи. Это одни из самых сложных упражнений.

4. Чтение текста и ответы на вопросы.

Обучающий читает текст, чётко и внятно. Затем предлагает больному ответить на вопросы.

Внимание.

В качестве теста для начала следует брать диктанты для первого класса. Их вы найдёте в интернете. Постепенно усложняйте тексты, переходя к диктантам более старших классов.

Текст

Одной хозяйке захотелось развести утят. Но утки у неё не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась. Учила детей червячков выкапывать. Однажды крица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в неё. Бедная курица разволновалась. Она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.

Вопросы:

- Что хотела хозяйка? (Хозяйка хотела развести утят).

- Что она сделала? (Хозяйка купила утиных яиц и посадина на них курицу).

- Что сделала курица? (Курица высидела яйца).

- Чему радовалась курица? (Курица радовалась тому, что появились птенцы).

- Что сделала курица? (Курица стала учить птенцов выкапывать червячков).

- Что сделали утята? (Утята увидели воду и бросились в пруд).

- Что делала курица? (Курица бегала по берегу и кричала).

- Как вели себя утята? (Утята продолжали весело плавать в воде).

Внимание

Ответы могут быть односложными, но следует сразу требовать полного ответа. Например, на вопрос: «Что хотела хозяйка?» нудно добиваться ответа: «Хозяйка хотела развести утят». В процессе формирования полного ответа можно задавать дополнительные вопросы: «Какие яйца она купила?»

III. Работа с сериями предметов

1. Классификация

Предлагается серия картинок, которые нужно разложить по группам, например: мебель, посуда, овощи, фрукты, животные. Картинки даются вперемешку. Начинаем, как всегда с простого.Возьмём две группы, например: мебель и посуда. Среди картинок предметы: шкаф, кастрюля, диван, стол, чашка, чайник, кресло, тарелка, кровать. Предлагаем разложить их в две стопки. Затем следует назвать каждую группу.

2. Выбор.

Выбрать из серии картинок животных, или фрукты, или цветы. Что угодно. Это могут быть любые наборы предметов.

3. Подбор аналогов

Нужно подобрать в карт ирке аналоги на основании какого-либо признака. Например: на картинке собака, шуба, шапка. Что у них общего? Что можно добавтиь в этй группу? Общий у них мех. Можно добавить меховые изделия или лохматых животных.

4. Нарисуй по памяти

Рисование предметов по памяти пнроводится следующий образом. Больному показывают картинку. Просят больного внимательно на неё посмотреть. Затем картинку убирают и просят больного заривать её по памяти. Начинайте с самых простых картинок, например: гриб. Постепенно переходите к более сложным, например: чайник, кастрюля. В процессе усложнения можно дойти до сюжетных картинок.

5. Очень полезным упражнением на третьем этапе является запоминание адресов и телефонов. Ранее мы запоминали имена и фамилии одственников и знакомых, теперь задание усложняется.

Итог:

Последнее упражнение наиболее сложное. Мы, вполне здоровые люди, не всегда помним номера телефонов, но упражняться надо.

Предыдущий урок:https://dzen.ru/a/YktS_yPU7yDaQUb5

Следующий урок: https://dzen.ru/a/aDBlBm5H8AxV9uo3

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Подписывайтесь на канал. Оставайтесь с нами. Вместе веселей. Делитесь своим опытом в комментариях. Ваш опыт бесценен. Он поможет другим.