Портили кредитные истории, навязывали допуслуги и не давали кредитные каникулы. Впервые обнародован список банков, на которые поступали жалобы в Центробанк от физических лиц по вопросам кредитования.
В ранжировании учитывались подтверждённые случаи нарушений прав потребителей в ипотечном, потребительском и автокредитовании в 2024 году.
На основании жалоб заёмщиков Банк России принял меры реагирования в отношении 30 банков, нарушителей занёс в три списка:
первый – банки с клиентской базой от 5 млн кредитных договоров физлиц,
второй – «системно значимые» банки,
третий – «иные».
Банки-нарушители, которые выдали 90% всех кредитов граждан
Первый список ЦБ включает восемь банков – в совокупности они выдали около 90% всех кредитов граждан. В тройке антилидеров: Газпромбанк, Альфа-банк и Совкомбанк. Полный антирейтинг крупнейших кредитных организаций страны смотрите в инфографике:
Центробанк не приводит данные о нарушениях в абсолютных цифрах – переводит их в индикаторы (количество обоснованных жалоб на 100 000 кредитов).
Индикатор нарушений у Газпромбанка – 0,55771, а у Сбербанка – 0,02685. То есть, у банка, занимающего первое место в списке, подтверждённых нарушений более чем в 20 раз больше, чем у последнего в списке.
Альфа-банк и Совкомбанк с индикаторами 0,45109 и 0,44694 соответственно недалеко отстали от «чемпиона».
Что банки делают не так?
Центробанк разделил нарушения среди гигантской восьмёрки по пяти направлениям:
- кредитные истории,
- кредитные каникулы,
- навязывание дополнительных услуг, ненадлежащее информирование,
- погашение кредитов,
- иное.
По данным ЦБ, чаще всего незаконно портили кредитные истории своим клиентам МТС-Банк – 64% от общего числа обоснованных жалоб. В лидерах также Т-Банк – 58%, Газпромбанк и Альфа-банк – у обоих по 52%.
С нарушениями в предоставлении кредитных каникул больше всех сталкивались клиенты Сбербанка – 27% от общего числе жалоб, Совкомбанка – 24% и Т-Банка – 17%.
С навязыванием дополнительных услуг и плохим информированием наихудшим образом обстояли дела в Почта Банке – 67% от общего числа жалоб, Сбербанке – 27% и Совкомбанке – 21%.
От навязанных банком проблем с погашением кредитов чаще страдали клиенты Газпромбанка – 13% от общего числа жалоб, Совкомбанка – 12% и Альфа-банка – 7%.
Больше всех чего-то нехорошего под названием «Иное» пережили клиенты Банка ВТБ – 31% от общего числа жалоб, Т-Банка – 19% и Сбербанка – 15%.
Почти каждое третье нарушение в ВТБ – это НЕЧТО, точнее – «Иное». Просьба рассказать в комментариях к статье знающих читателей канала ПРАВО ИМЕЮ, что это значит, а то Центробанк не раскрывает подробностей.
Почта Банк, при этом, не допустил ни одного нарушения в предоставлении кредитных каникул, а Сбербанк – в погашении кредитов, тогда как все остальные розничные банки с клиентской базой от 5 млн кредитов нарушали потребительские права граждан «по всем направлениям».
Отчаянные нарушители, смотреть зажмурившись
Банки с портфелями от 5 млн кредитов ещё не самые злостные нарушители, говорит статистика подтверждённых жалоб.
Второй список ЦБ – с системно значимыми банками, в том числе с багажом менее 5 млн кредитов физлицам – возглавляет Россельхозбанк. У него индикатор обоснованных жалоб на 100 000 кредитов – 0,79182. Совсем близко Банк ПСБ (бывший Промсвязьбанк) с индикатором 0,70969.
У каждого из этих «лидеров» значительно больше нарушений, чем у Газпромбанка.
Третий список ЦБ лучше не видеть совсем. Но надо, раз Центробанк предупреждает-показывает.
Здесь у занявшего первое непочётное место Уральского банка реконструкции и развития индикатор подтверждённых жалоб 11,93258 на 100 000 кредитов. Это в 15 раз больше, чем у антилидера второго списка Россельхозбанка.
В первую десятку самых отчаянных нарушителей прав потребителей вошли (банк – индикатор):
- Уральский банк реконструкции и развития – 11,93258
- Банк Синара – 11,33701
- Ак Барс Банк – 5,93090
- Тойота Банк – 5,30054
- Банк Уралсиб – 2,49174
- Экспобанк – 2,15580
- Локо-Банк – 2,11643
- Банк Левобережный – 1,76560
- Банк ДОМ.РФ – 1,74902
- Азиатско-Тихоокеанский Банк – 1,22579
Благодаря такому ранжированию «граждане смогут выбирать услуги банка, опираясь на мнение других заёмщиков», отмечает Центробанк и рассчитывает, что кредитные организации будут использовать его как ориентир для повышения качества работы с клиентами.
Ознакомиться со списками банков-нарушителей и методологией расчёта можно на сайте Банка России.