Батюшки, как летит время. 18 мая 2005 года во всеобщий прокат вышли последние Звездные войны, снятые самим Джорджем Лукасом - "Эпизод III: Месть ситхов". Двадцать лет прошло, как один миг - а казалось бы ещё вчера я что-то писал в школьной тетради, на обложке которой была запечатлена историческая дуэль судеб между Оби-Ваном Кеноби и Аникеем Сковородниковым Энакином Скайуокером.
Ну раз уж сегодня повод такой, то вовсе не грех и вспомнить замечательную кинокартину, ставшую предпоследней однозначно удачной полнометражной серией франшизы, тем более что Позавчерашние новости на этой теме лет пять назад всех собак поели. Ну что же, давным-давно, в одной далекой-далекой галактике...
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о Звездных войнах, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, кино и сериалах, музыке, а также имею коллекцию статей о старых компьютерных играх.
Съемки
...Джордж Лукас снимал "Звездные войны. Как мы помним, общий замысел всей саги возник у него в лохматых семидесятых, когда молодой и тощий Джордж в приступе ностальгии по детству и на основе книги "Тысячеликий герой" сделал первые наброски одной из самых проработанных вымышленных вселенных, однако ограниченные технологии тех лет не позволили снять эпизоды саги в хронологическом порядке. Так вот, общая канва падения Энакина Скайуокера в бездны Темной Стороны была готова уже тогда, но без подробностей, поскольку в том не было необходимости - снимая "Новую надежду" Лукас дико рисковал и вообще не рассчитывал на тот невероятный успех, который фильму сопутствовал.
Впрочем, следующие двадцать пять лет существования саги мы упустим - я уже писал и про классические эпизоды (раз и два), и про первые два фильма трилогии приквелов (тут и тут). Съемки фильма начались 30 июня 2003 года, хотя завершающая сцена фильма была снята тремя годами ранее - ещё при съемках "Атаки клонов". Съемкам предшествовала грандиозная предварительная работа - художники рисовали концепты сцен и локаций, сам Лукас рожал сценарий, в который стремился запихнуть все лучшие идеи, которые ему предлагали, а драматург Том Стоппард (известный по пьесе "Розенкранц и Гильденстерн мертвы") переписывал ужасные лукасовские диалоги, особенно в части амурных похождений будущего Черного Властелина и его Падмы Задолбалы суженой. Отдельно обученные люди ездили по всему свету и искали на нашей маленькой голубой планете виды, которые можно было бы выдать за инопланетные - населенный вуки Кашиик нашли на Таиланде, а за вулканический Мустафар сыграл вулкан Этна, очень вовремя устроивший хорошее годное извержение.
Работали и актеры - Хайдена Кристенсена и Юэна Макгрегора загоняли до седьмого пота, и всё ради дела - чтобы снять самую эпичную сцену дуэли за всю историю саги без вмешательства ускоряющих действие монтажеров. И, хотя без последних обойтись всё же не удалось, их вмешательство было практически символическим - актеры и сами махали шашкозаменителями так, что Брюс Ли на том свете уважительно апплодировал. Поработали и над актерским мастерством Кристенсена - в "Мести" он стал куда более сильным в профессиональном плане, да и роль ему прописали чуть подробнее, что позволило и актеру раскрыться, и персонажа своего раскрыть. Ходят даже слухи, что поджечь его для кульминационной сцены хотели по-настоящему, да вот только не сложилось.
К слову, наконец-то Аникея и Чорную Буратину сыграл один актер (в оригинальной трилогии их было трое - один играл Буратину, другой её озвучивал, а третий изобразил Аникея), для чего пришлось несколько переделать костюм - Хайден был сильно ниже Дэвида Проуза, отчего и смотреть на окружающие его стены зеленого экрана ему приходилось через мундштук шлема. Ну да впрочем играть Буратину ему пришлось всего несколько минут экранного времени, так что и так нормально вышло.
Сами же съемки, в основном, проходили в павильонах в Сиднее, на цифровые HD камеры. Тут фильм не произвел какой-то технической революции - к тому моменту цифровая съемка, моду на которую ввёл сам Лукас, стала достаточно распространённой - но зато намного упрощалось производство спецэффектов и монтажа. Какие-то кадры сразу уходили художникам по спецэффектами в Сиднее, а какие-то шли прямиком в Industrial Light & Magic в Калифорнии. Всего на создание всех спецэффектов ушло два года, причем в фильме использовано практически всё, до чего смогло додуматься человечество в кинематографе - от практических эффектов и моделей до передового на тот момент CGI.
Всего же на фильм потратили 113 миллионов долларов, что даже несколько меньше затрат на предыдущий эпизод - впрочем выхлоп оказался намного больше
Выход
Свет фильм увидел ещё 15 мая, когда "Месть ситхов" показали на Каннском фестивале. Критики фильмом остались очень довольны - даже назвали фильм лучшим из трилогии, тем более что на фоне предыдущих фильмов картина оказалась и масштабнее, и взрослее. Масштаб, конечно, чувствовался во всём - начиная от эпического сражения на орбите Корусанта, которым открывается фильм, заканчивая невероятной по накалу страстей дуэли Энакина и Оби-Вана, что были друг другу как братья. Ну и общий мрачный тон повествования - будущая смерть Падме, кризис лояльности Энакина, драма ордена джедаев, вырезанного под корень, оказался очень близок тому, что показывал прославленный в веках пятый эпизод саги. Отмечали и легкие реминисценции из классики - история любви Энакина и Падме напоминала историю Отелло и Дездемоны (ну с вариациями, конечно), а Пал Палыч Палпатин, переделывающий чуть живого Аникея в Чорную Буратину - ну прямо классический доктор Франкенштейн и его создание.
Впрочем, ультимативного успеха, в духе классической трилогии, не вышло. По сборам "Звездные войны" уступили свежему на тот момент "Гарри Поттеру", удержав, впрочем, лидерство в Северной Америке. Фильм собрал по миру 850 миллионов долларов (а с учетом недавно прошедшего повторного показа - и вовсе больше 900 миллионов), так что пилюля всё равно оказалась сладкой - "Звездные войны" по прежнему продолжали приносить деньги (что потом нам и аукнется трилогией сиквелов).
Прокатили фильм и с наградами - даже на Оскар с лучшими спецэффектами не выставили (хотя явно было за что, картинки круче мы даже в сиквелах не увидели), но хотя бы и "Золотой малины" фильм удостоился лишь одной - и вновь за перфоманс Хайдена Кристенсена. Впрочем, тот же Кристенсен получил и награду за лучшего злодея, что ещё раз показывает, какая же всё-таки вкусовщина эти ваши премии.
Что бы там ни было, долю народной любви фильм явно получил - об этом говорят возросшие на треть сборы, причем некоторые безумные фанаты и вовсе сразу после сеанса шли на следующий. Да и чего греха таить - последовавшие поделки от Диснея (ну разве что за исключением "Изгоя-один") оказались лишь бледным подобием даже трилогии приквелов, не говоря уже об оригинальной трилогии, создавшей вокруг себя целый культ.
Личное отношение
Стыдно, стыдно было автору этих строк - но из песни слов не выкинешь, и в кино на "Мести ситхов" я не был, что есть вещь позорная фаната для. Но зато полученный в подарок на Новый Год DVD-диск с официальным изданием картины (а "Месть ситхов" была первым фильмом, который на VHS не выходил, по крайней мере официально, пираты делали что хотели) был некогда засмотрен до дыр.
И именно этот фильм для меня остается одним из самых любимых в саге. Оригинальная трилогия, при всём её величии, смотрится не столь бодро, первые два приквела выглядят немного игрушечно и наивно, а сиквелы... про них сказано слишком много, чтобы вновь повторять. "Месть" оказалась идеально сбалансированной - в ней достаточно событий, чтобы не заскучать в закоулках республиканской политики, но и драмы с подтекстами хватает. У меня до сих пор мурашки бегут по коже от фразы "Энакин, я стою выше тебя" и следующего за ней монолога Оби-Вана. Как и раньше, сцена в Храме джедаев, в который шествует Дарт Вейдер во главе с солдатами-клонами, вызывает трепет. Каждый убитый своими солдатами рыцарь-джедай вызывает реакцию, подобную тому, что ощутил на экране Йода. И луч надежды, широким мазком появившийся на чёрно-чёрном фоне произошедших событий всё так же оставляет зрителя с чувством воодушевления, ведь добро опять победит.
И это при том, что финал фильма и так был понятен - что Энакин предаст Орден, что его заключат в черный доспех и будет он цепным псом Императора, пока не сбросит его на самое дно самой глубокой шахты Звезды смерти II. Потрясающее мастерство, конечно, проявила вся съёмочная группа и демиург этого мира - Джордж Лукас. Так сыграть на струнах души зрителя, знающего всю эту историю от и до - это надо уметь.
И ведь нет, фильм не идеален. Он вообще потрясающе неидеален для культового - и с сюжетными дырами, и глупостями, которые я некогда разбирал для вас в рамках раскопок мира Далёкой-далёкой Галактики, но за прошедшие двадцать лет понимаешь - что именно таким и должны быть "Звездные войны" - глуповатыми, но искренними, в которых главное - искра таланта и сила воображения. Коммерциализация эту вселенную убила, загнав воображение в тесные рамки квартальных отчётов, а эта тонкая материя такого обращения с собой не терпит.
Хорошо хоть каждый может сам выбрать, что из "Звездных войн" ему смотреть, а что нет, эта ценность, надеюсь, останется вечной.
Dixi.