Вы заметили, как мало сейчас стало в кино оригинальных вселенных и хороших новых идей? Как будто человечество разучилось мечтать и воплощать свои мечты на кинопленке. Ну ладно, не на кинопленке, на запоминающих устройствах самого разного формата и качества. И ведь это при том, что самые главные мечтатели из романтических 80-х всё ещё с нами и до сих пор в здравом уме и крепкой памяти.
На днях исполнилось 80 лет одному примечательному дяденьке, который чуть ли не в одно лицо придумал вселенную, которая вот уже больше сорока лет будоражит сердца миллионов фанатов по всему миру, несмотря даже на то, что нынешние её владельцы изо всех сил стараются эту любовь вытравить своим бездушным конвейером. Да - Джорджу Лукасу - восемьдесят и сегодняшний текст о нем.
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о Звездных войнах, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, кино и сериалах, музыке, а также имею коллекцию статей о старых компьютерных играх.
Вообще удивительно для киночеловека, но у Лукаса не так много фильмов, снятых непосредственно им самим - всего-то шесть, четыре из которых - эпизоды "Звёздных войн". Но и главный талант у него, я считаю, вовсе не режиссерский, Лукас лучше всего умеет придумывать. Нет, не сценарии, не диалоги (упаси боже), не сюжеты.
У него прекрасно получаются идеи.
Взять те же "Звездные войны" - целая вселенная, выросшая из одной единственной идеи об архетипическом Избранном, который придет и всех спасет. Да, идея эта была не оригинальной, была книга "Тысячеликий герой", которой Лукас вдохновлялся, были фильмы Акиры Куросавы, были старые фантастические сериалы, был Диснейленд, оказавший на маленького Джорджа огромное влияние - но именно компиляция этих исходников породила огромный мир, которые обсуждают до сих пор.
При этом, нельзя не отметить и то, что будучи прекрасным визионером, Лукас оказался и неплохим дельцом - то, как он делал деньги на своем творении, явно вписано во все учебники по продаже киномерча. Да даже то, что права на "Звездные войны" остались за ним, а не ушли к студии - тоже большая заслуга коммерческой жилки Джорджа - так он монетизировал успех своего единственного полнометражного фильма вне вселенной ЗВ - "Американские граффити". Ну и, конечно, продажа "LucasFilm" мышиной корпорации - тоже весьма выгодная сделка.
Но, впрочем, давайте вернемся к идеям Лукаса. Несмотря на то, что он демиург Далекой-Далекой Галактики и пророк джедаизма, его вклад в кинематограф только этим не заканчивается. Идея создать Индиану Джонса - тоже ведь его рук дело, Спилберг ведь бондиану снимать хотел, к которой его, как американца, никто бы не подпустил. А Лукас, отдыхая после изнурительных съемок "Новой надежды", был тут как тут - давай-ка, Стивен, сделаем своего собственного Бонда, со шляпой и хлыстом. Результат известен - миллиарды долларов сборов, культовый статус франшизы и бесконечные попытки выдоить из неё последние капли. Что это, если не успех?
Да и если призадуматься, то именно Лукас (на пару со Спилбергом) сделали современный кинематограф таким, какой он есть - если Спилберг придумал "летний блокбастер", первым из которых стали его "Челюсти", то Лукас создал понятие кинофраншизы со своей вселенной - то, что в нулевые использовали Дисней и Марвел при создании своей киновселенной. Сопутствующего материала по "Звездным войнам" - уйма, от игрушек и коллекционных ценностей до мультсериалов и киноигр, которые делают Далекую-Далекую Галактику целым живым миром со своей историей и замечательными персонажами.
Но это всё гуманитарное и преходящее - на каждый удачный фильм, где отметился Лукас, приходится свой "Говард-утка", на который без слез не взглянешь (особенно сегодня), а вот техническому развитию кинематографа основанная Лукасом студия Industrial Light & Magic дала столько, что так сразу и не перечислишь. Первое масштабное использование технологии "моушен-контрол", первые опыты генерации 3D персонажей (фильмы "Бездна" и "Терминатор-2" Джеймса Кэмерона), компьютерные динозавры в "Парке Юрского периода", захват движения при создании Дейви Джонса и его команды в "Пиратах Карибского моря" - это только малый список достижений студии, которая приняла участие в съемках более 300 фильмов. Среди которых, разумеется, и "Звездные войны" со всеми их красотами и чудесами. В них, кстати, Лукас одним из первых перешёл на съемки цифровыми камерами - для упрощения создания спецэффектов.
Это, конечно, не самоцель была - создать самую успешную компанию по производству спецэффектов, всё это было нужно для того, чтобы создать ту самую вселенную мечты, такой, какой сам Лукас её видел - с диковинными существами, оставляющими реалистичные следы на пыльных дорожках дальних планет, могучими воинами-джедаями, передвигающими камни и целые звездолеты, злым Императором и внушающим страх Дартом Вейдером. То, что не удавалось сделать в 1977/1980/1983 годах, доделывалось уже в 90-е, не без огрехов, конечно, но максимально приближая воображаемое к реальному.
И столько удивительно, как и разочаровывающе стало то, что идеи Лукаса, которые он предлагал создателям последней на данный момент трилогии ЗВ, оказались для них слишком новаторскими и необычными. Он-то устремлялся в будущее, к неизведанному и новому, а куда более приземленные дельцы из Дисней, лишенные той искры таланта, что есть у Лукаса, знали лишь то, что в квартальном отчете должна быть прибыль, которую гарантированно принесет лишь куда более консервативное и ориентированное на фанатов кино. Его-то мы и получили, "Пробуждение силы", ставшее полуремейком "Новой надежды", собрало кассу, но так и не смогло вернуть магию тех самых Звездных войн, которые придумал великий фантазер и выдумщик Джордж Лукас.
Грустно? Да нет, на свете вещи и посерьезней есть, а произошедшее - это просто реальность современного кинопроизводства, которому важна не яркая идея, а прибыль. Но я верю, что однажды появится ещё один такой же мечтатель, который перевернет представление о том, как надо снимать кино и создаст другие миры, в которые захочется погрузиться с головой.
А пока здоровья тебе Джордж, и да пребудет с тобой Сила!