Найти тему

"Атака клонов" - хорошо, но плохо

Оглавление

Такой день сегодня, такой день - ровно 21 год назад случилась премьера второго эпизода Звездных войн под названием "Атака клонов". Позавчерашние новости ещё в прошлом году хотели вспомнить этот фильм, тем более тогда у него был юбилей, но как-то не сложилось, ну а сегодня всё сложилось - и вот он, новый рассказ о старом, тем более что старый друг лучше новых трёх.

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о Звездных войнах, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, кино и сериалах, а также имею коллекцию статей о старых компьютерных играх.

О дивный новый мир!

Поразительно, как ускорился мир киноискусства в 90-е и 00-е годы. Революционные изменения в способах и методах съемки шли одни за другим. В "Бездне" Джеймса Кэмерона впервые появились реалистичные CGI-эффекты и "Терминатор-2" вывел их в тренды фильмостроения, благодаря чему нынче ни один блокбастер не снимается без них. Уже в 1999 году "Скрытая угроза" была просто напичкана такими спецэффектами и, в целом, они вполне бодро выглядят до сих пор (за редким исключением). Однако кино до сих пор снималось на пленку, что а) несло в себе дополнительные расходы в случае, если вдруг что-то надо было доснять или переснять, б) ставило перед съемочной группой некоторые ограничения по применению спецдефектов спецэффектов, в) не позволяло увидеть снятое непосредственно на съемочной площадке.

Выход виделся в съемках на электронный носитель, благо к началу нулевых становились реальностью как достаточно компактные и вместительные жёсткие диски, так и привычные нам карты памяти. Лукас кушать не мог, как хотел перейти на цифровую съемку, тем более что отдельные эксперименты в этой области уже велись - даже "Скрытая угроза" могла бы быть снята на цифровую камеру, но Sony не успевала наклепать достаточного количества камер. Зато к 2000 году, когда начались съемки "Атаки клонов", камер было достаточно и Лукас сказал решительное "нет" съемкам на пленку.

Впоследствии это помогло насыщать каждый кадр кучей мелких деталей - фоновыми событиями и персонажами, на которые, возможно, никто бы внимания сам и не обратил, зато каждая сцена становилась значительно объемнее. Там, где Сергей Бондарчук привлекал чуть ли не дивизию статистов, Джордж Лукас обходился одним анимационным отделом.

Революция этим не ограничивалась. На съемках "Атаки клонов" компьютерные технологии применялись максимально широко. Например, вместо классических раскадровок, актерам демонстрировались приблизительные компьютерные анимации того, как должна выглядеть снимаемая сцена. Это и актерам упрощало игру, ведь, напомню, очень часто им приходилось играть с воздухом - другие персонажи в кадре дорисовывались на компьютере сильно позже самих съемок.

Например тут в кадре только один живой актер
Например тут в кадре только один живой актер

Ещё в "Атаке клонов" в числе первых стали использовать цифровых дублеров, которыми можно было заменять актеров во время экшн-сцен. Так, например, сэра Кристофера Ли в 80 лет научили прыгать, аки горного козла, во время дуэли с Йодой. Ну и некоторые эффектные трюки, которые невозможно исполнить в нашей ограниченной физикой и биологией реальности, тоже делали на компьютере, дорисовывая тем же компьютером нужные лица. Кроме того, впервые в истории саги Йода был не куклой под руководством Фрэнка Оза, а полностью компьютерным персонажем - каким бы крутым не был кукловод, но показать бой на световых мечах с участием старого прохиндея он был явно неспособен.

Банально, конечно, прозвучит, но именно "Атака клонов" серьезно подтолкнула мировой кинематограф в техническом плане. Всё больше режиссеров снимали кино цифровыми камерами, все больше использовались компьютерные технологии и, наконец, мир подошёл к эпохе 3D-кино, о которой мы поговорим как-нибудь в другой раз, вернувшись пока к "Атаке клонов".

Актерский ансамбль в этот раз подобрался ещё круче, чем в прошлый. Помимо Юэна Макгрегора, Натали Портман и Иана Макдермида удалось привлечь таких титанов актерского мастерства как Сэмюэл Л. Джексон и сэр Кристофер Ли. На роль же юного Скайуокера пригласили малоизвестного в ту пору (да чего греха таить - и сейчас) Хайдена Кристенсена, которому предстояло изобразить грехопадение от юного падавана аж до самого Дарта Вейдера.

И изобразил так, что разошёлся на мемы
И изобразил так, что разошёлся на мемы

И казалось бы, что могло пойти не так?

Джордж Лукас портит всё

Нет, разумеется не совсем всё. У фильма крутая картинка, интересный экшен и две, шьорт побьери, сотни джедаев со своими световыми мечами в кадре одновременно. Побоища на световых мечах наконец-то стали массовыми, да и вселенная серьезно углублялась новыми мирами и народами, их населяющими. Ну и музыка Джона Уильямса на месте, даже пара тактов имперского марша на месте.

Несколько кадров в стиле старых эпизодов тут тоже есть
Несколько кадров в стиле старых эпизодов тут тоже есть

Но вот что действительно у Лукаса получилось испортить - так это романтически-драматическую и диалоговую часть своего творения. Местные диалоги, по словам критиков (и я с ними полностью согласен), шершавые как татуинский песок и вся романтическая история в фильме выглядит максимально натужно, в ней нет ни химии, ни искры, ни безумия, разве что в глазах деревянного в остальном Кристенсена. Да, многие фанаты просто не приняли того, что этот истерик - будущая машина страха, чье появление на планете тут же утихомиривало всех буйных. К слову, Хайден к критике оказался куда более устойчив, нежели его предшественник из первого эпизода - шизу он не приобрел, в отличие от нескольких номинаций на "Золотую малину". Впрочем, на "Золотой глобус" и "Сатурн" его тоже номинировали, так что какие-то актерские способности у него явно есть.

Зато постер крутой и романтическая тема у Джона Уильямса получилась ну просто огонь
Зато постер крутой и романтическая тема у Джона Уильямса получилась ну просто огонь

Зато вот Юэн Макгрегор стал поистине украшением фильма. Если вы видели материалы со съемок, то наверняка знаете, как развлекался там актер, не забывая, впрочем, о работе. Его Оби-Ван Кеноби стал куда более раздолбайским, чем в первом эпизоде, с огромным запасом сарказма и тонкой иронии, но именно за это мы его и полюбили, да так, что даже через двадцать лет после выхода "Атаки клонов" его Оби-Ван - самый каноничный из всех каноничнейших.

Критиковали фильм и за название. Для русскоязычной аудитории-то, конечно, что "Атака клонов", что "Ватага Клоунов" (у второго названия, кстати, не меньше оснований для существования, чем у первого), а вот у американцев сразу сработала ассоциация на культовый, но очень смешной фильм "Атака гигантской женщины". Они там говорят, что это что-то плохое, ну а мы просто примем за аксиому то, что отношение к трилогии приквелов у западной аудитории было сильно ниже плинтуса. Это сказалось на сборах - несмотря на то, что фильм многократно окупился, самым кассовым фильмом года он так и не стал. Впрочем, конкуренты у него были тоже из числа великих - "Человек-паук" Сэма Рэйми и "Властелин колец: Две крепости" Питера Джексона. Прокатили картинку и с Оскаром за лучший визуал - команда Питера Джексона оказалась круче.

Но хотя бы на этот раз Лукас не стал перекраивать законы вселенной.

Личное отношение

Для меня же "Атака клонов" стала памятной в силу того, что это был первый фильм саги, который я смотрел не на маленьком телеке, сидя на диване и втыкая в одноголосый перевод авторства непонятно кого, а в целом кинотеатре с нормальным качеством изображения и звука. И если "Скрытая угроза" поражала своей зрелищностью даже на малом экране, то при виде всего того же, но в два-три-двести раз больше, да на большом экране, да при звуке, пробирающем до мурашек, детская душа взвивалась в восторге до самых до небес. Удивляло всё - фиолетовый меч Мейса Винду, звук звездолёта Джанго Фетта и, особенно, звук скидываемых им бомб, куча джедаев, куча роботов, потрясающая и невиданная раньше дуэль аж на 4 участника в конце фильма. Как и в случае "Скрытой угрозы", в детстве было пофиг на дурацкие диалоги, просто хотелось, чтобы они побыстрее заканчивались и начиналось действо.

А главная комическая роль вновь вернулась к С3-PO
А главная комическая роль вновь вернулась к С3-PO

Конечно, потом (лет через двадцать, когда окончательно развилось критическое мышление) начинаешь замечать и странные длинноты в сценах на Набу, и те самые шершавые диалоги, в которых драматургии меньше, чем в детском утреннике, но, черт возьми, до чего же круто всё остальное! Отдельное спасибо, кстати, хочется сказать нашим актерам озвучки - они смогли исправить некоторые косяки озвучки оригинала, особенно в части голоса Кристенсена.

Но, конечно, вторая часть трилогии - она и есть вторая, проходная, отчего лично в моих глазах все сливки соберет следующий эпизод саги - где и Кристенсен поднаберется актерского опыта и заматереет, да и с драматургией будет куда получше. Ну и самая эпичная (и долгая) битва на световых мечах в истории Звездных войн тоже будет там - в "Мести ситхов", о которой мы поговорим как-нибудь в следующий раз.

И да пребудет с нами Сила.

-6