«Я так больше не могу...» — эти слова из заголовка одной моей статьи, которые точно отражают состояние педагогического сообщества в современной России. Хроническая усталость, боль в спине, проверка тетрадей и подготовка к урокам — лишь верхушка айсберга проблем.
Сегодня в школах России острый дефицит педагогических кадров, вынуждающий учителей работать на полторы, а то и на две ставки. Но что стоит за этими сухими цифрами? Какой ценой дается эта дополнительная нагрузка?
Представьте себе обычный четверг из жизни сельского учителя физики
Семь уроков вместо пяти из-за замены заболевшего коллеги. Муниципальный день «Маршрут роста». Линейка с поднятием государственного флага. «Любимый» педсовет (самое бесполезное времяпрепровождение в школе). Подготовка детей из своего класса к конкурсу чтецов «Живая классика». Рассылка тренировочных заданий для ВПР. Проверка журналов перед концом четверти. Оформление документов для курсов повышения квалификации... И все это — за ОДИН день!
А ведь это еще не полный список. Добавьте сюда проверку тетрадей, подготовку к урокам на следующий день, внеклассные мероприятия, подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, «Движение первых», «Сферум»... Действительно, «вот и получается, что учитель занимается всем, только не уроками».
Но откуда берется эта невыносимая нагрузка? Министерство просвещения РФ установило, что учителя должны проводить не более 5-6 уроков в день, а средняя нагрузка – 1,4 ставки. Однако реальность выглядит иначе.
Кто работает больше всех?
Как показал анализ данных региональных властей, нагрузка на педагогов варьируется от 1,39 до двух ставок. Минимальная нагрузка наблюдается в Бурятии, Чувашии, Новосибирской, Калужской и Калининградской областях.
А где же учителям приходится тяжелее всего? В Севастополе средняя нагрузка достигает 1,7 ставки, в Кемеровской области — 1,81. В Татарстане ситуация особенно показательна: порядка 32% педагогов имеют нагрузку более полутора ставок, а у 5,5% нагрузка превышает две ставки!
Удивительный факт: ни в одном из регионов страны учителя не работают исключительно на одну ставку. Ни в одном! Это значит, что перегрузка стала нормой в профессии.
"Школьный кадровый голод": кого не хватает больше всего?
— У нас в школе уже третий месяц нет учителя математики, — вздыхает Елена, мама семиклассника из небольшого российского города. — Детей делят между оставшимися педагогами, но они и так перегружены. Иногда уроки просто отменяют...
Подобные истории можно услышать по всей стране. В лидерах дефицита — учителя математики, информатики, русского языка и литературы, иностранных языков, начальных классов, физики, химии и биологии. География нехватки кадров обширна: от недавно присоединенных территорий — ДНР и Запорожской области, до Краснодарского края, Крыма, Калмыкии.
Цифры поражают воображение! В Крыму работодателям не хватает свыше 17 тысяч кадров, из них 16,1% приходится на сферу образования. В Краснодарском крае к началу 2024-2025 учебного года было открыто около 1000 вакансий для школьных учителей. В Калмыкии дефицит учителей составляет 170 человек, в Калужской области открыты 130 вакансий (примерно 2% от общего числа).
Особенно тяжелая ситуация в Тамбовской области — почти 400 вакансий учителей и руководителей разного уровня, ещё более 70 вакансий педагогов свободны в колледжах и техникумах области. В Курганской области 382 вакансии педагогов, из них 253 — учителей. В Запорожской области кадровая потребность составляет 630 педагогов и 135 тьюторов.
А в Бурятии министр образования и науки Валерий Поздняков отметил, что в регионе не хватает порядка 450 человек для того, чтобы все учителя могли работать на одной ставке. «В основном речь об учителях английского языка, математики, есть дефицит физиков. Средний возраст педагогов у нас на сегодня 44-46 лет», — пояснил он.
Цена перегрузки: во что обходится труд учителя
— Стоя у доски, я всё чаще ловил себя на мысли не о том, как лучше объяснить сложную тему, а о том, как дождаться конца урока, чтобы хоть немного отдохнуть. На переменах вместо того, чтобы ответить на вопросы учеников, я искал любую возможность растянуть спину, — признается один из сельских учителей.
Какую же цену платят педагоги за постоянные перегрузки? Прежде всего, это здоровье. Боли в спине, шейном отделе позвоночника, синдром туннельного запястья, проблемы со зрением, эмоциональное выгорание и нервные расстройства — вот неполный список «профессиональных болезней» современного учителя.
Но есть и другая сторона медали — финансовая компенсация. Насколько щедро оплачивается этот труд на износ?
По подсчетам ТАСС, преимущественно учителя в регионах России получают зарплату до 60 тысяч рублей. При этом нигде ежемесячная оплата труда с учетом всех дополнительных нагрузок и выплат не превышает 80 тысяч рублей.
В Калининградской области средняя зарплата учителя на одну ставку составляет от 35 тысяч рублей и выше. В первом квартале 2025 года средняя заработная плата учителей в школах составила 54,7 тысяч рублей. Примерно на том же уровне (50-55 тысяч рублей) держится зарплата в ДНР, Запорожской и Калужской областях.
Зарплаты выше 60 тысяч рублей получают школьные педагоги в Югре, Кемеровской, Архангельской и Новосибирской областях. В Бурятии среднюю зарплату учителей оценивают в 56 тысяч рублей, однако, как подчеркнул министр науки и образования региона, вместе со всеми доплатами и работой на 1,5 ставки выходит свыше 70 тысяч рублей.
В 2024 году средняя зарплата педагогических работников школ Казани составила 75,9 тысяч рублей, для учителей — почти 78 тысяч рублей. При этом базовый оклад учителей в регионе с 1 января текущего года составил почти 23 тысячи рублей.
Как регионы привлекают педагогов
«Я так больше не могу, надо что-то менять» — эта мысль приходит в голову не только отдельным учителям, но и региональным властям, которые пытаются решить проблему кадрового дефицита.
Главное решение — федеральная программа «Земский учитель» с выплатой 1 миллиона рублей педагогам, переезжающим в малые города и села, либо 2 миллионов — в сельские районы Дальнего Востока, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Кроме того, регионы предлагают свои рецепты решения проблемы:
- В Ханты-Мансийском автономном округе учителям предоставляются трудовые и жилищные льготы, выплаты и доплаты. Педагоги, работающие в сельской местности или поселках городского типа, имеют право на 100% компенсацию оплаты жилья и коммунальных услуг.
- В Краснодарском крае популярностью пользуется социальная ипотека: только в прошлом году выплату в 1 миллион рублей на первоначальный взнос получили более 300 учителей. Теперь выплату увеличили до 1,5 миллиона рублей, ей могут также воспользоваться воспитатели детских садов.
- В Курганской области педагоги в селах получают компенсацию части коммунальных расходов, а специалисты, удостоенные награды «Почетный работник образования Курганской области», получают 300 тысяч рублей.
Дорогу молодым
Особое внимание региональные власти уделяют привлечению молодых специалистов. Ведь средний возраст педагогов во многих регионах приближается к 50 годам, а выпускники педагогических вузов все чаще стремятся в столицу и другие крупные города страны.
В Татарстане для молодых специалистов предусмотрены дополнительные выплаты за классное руководство (5 тысяч рублей и 10 тысяч рублей в малых населенных пунктах), субсидии на жилье, надбавки за работу в сельской местности, а также ежемесячная надбавка в 2,5 тысячи рублей в первые три года работы.
В Чувашии для молодых учителей предусмотрено единовременное пособие в размере десяти окладов и повышенный коэффициент 0,5 (0,75) за выслугу лет до наступления стажа работы три года.
В Калмыкии в 2025 году размер «подъемного капитала» молодым учителям вырос до 400 тысяч рублей (ранее для работающей в городах республики молодежи единовременная выплата составляла 200 тысяч рублей, в сельской местности — 300 тысяч рублей).
В Курганской области ежегодно 100 лучших молодых педагогов получают грант в размере 180 тысяч рублей. Молодые специалисты в сельской местности имеют право на ежемесячные выплаты в размере 3 тысяч рублей в течение трех лет, а в некоторых муниципалитетах предусмотрена выплата до 50 тысяч рублей единовременного подъемного пособия.
Горизонты решения проблемы
Как долго учителя смогут нести свой «крест» — работу на полторы-две ставки при скромной компенсации? Сможет ли система образования выйти из кризиса?
Однозначных ответов нет. Но ясно одно: без комплексных мер поддержки — достойных зарплат, снижения бюрократической нагрузки, социальных гарантий — ситуация будет только ухудшаться.
А пока сельские и городские учителя продолжают работать на износ. И, возможно, в этот самый момент кто-то из них, склонившись над тетрадями, думает: «Я так больше не могу...».
Пишите в комментариях, сталкивались ли вы или ваши близкие с проблемой учительской перегрузки и какая нагрузка у педагогов в вашем регионе.