Конец апреля. 7 «Б» готовится к очередной проверочной работе. Ребята с нетерпением ждут майские выходные, родители — уставшие от бесконечных родительских собраний, оценок, тестов и очередного «важного школьного дня».
Педагоги постоянно говорят о ВПР, а школьные чаты родителей наполняются вопросами о том, как готовиться к очередной проверке знаний. Но у нас, как всегда, всё спокойно.
Наш классный руководитель Ирина Петровна - человек опытный, с чувством юмора, умеет разрядить обстановку. На собрании она всегда говорит: «Давайте без паники». Вот и сейчас, когда началась предварительная подготовка к ВПР, в нашем классе всё идёт своим чередом.
— Ничего страшного, — говорит учитель биологии на последнем родительском собрании. — ВПР — это просто проверочная работа. Мы просто сядем и напишем. Не нужно специально готовиться и уж тем более нанимать репетиторов.
Учительница тут же добавляет, что дети и так знают программу, что задания типовые, а подготовку они проведут на обычных уроках. Родители с облегчением вздыхают - одной головной болью меньше.
Но потом в глазах педагога мелькает что-то еще. Она как будто колеблется, прежде чем сказать:
— Да, и ещё один момент. Конечно, оценки я поставлю в журнал. И да, они будут влиять на итоговую.
Родители переглядываются. В классе повисает пауза. Казалось бы, ничего особенного — ещё одна контрольная. Но почему-то в воздухе появляется напряжение. Что-то не сходится: с одной стороны — «не переживайте», с другой — оценка, которая влияет на итог года.
В конце собрания несколько родителей всё же подходят к учителю с вопросами. Мама Димы — того самого, который в прошлом году с трудом вытянул биологию на «удовлетворительно» — спрашивает:
— А если оценка будет плохая? Это сильно скажется на годовой?
— Давайте не будем думать о плохом, — улыбается учительница. — Все напишут хорошо.
Но в её интонации проскальзывает что-то, заставляющее насторожиться. И знаете, эта двойственность сообщений от школы — первый звоночек, на который стоит обратить внимание. Потому что дальше будет только интереснее.
Что такое ВПР
ВПР — Всероссийские проверочные работы. Их придумали как инструмент мониторинга качества образования в школах по всей стране. По задумке, это должен быть объективный срез знаний, который показывает, насколько ученики соответствуют требованиям федеральных образовательных стандартов.
Звучит разумно, правда? Вот только есть один нюанс, о котором часто умалчивают.
Официально, согласно Порядку проведения ВПР в 2025 году (пункт 1.7), «решение о выставлении отметок обучающимся в журнал по результатам ВПР и иных формах использования результатов ВПР в рамках образовательного процесса принимает ОО (образовательная организация) в соответствии с установленной действующим законодательством».
Простыми словами: школа сама решает, ставить ли оценки за ВПР в журнал и учитывать ли их при выставлении итоговых.
И знаете, что самое интересное? Подавляющее большинство школ, несмотря на то что ВПР изначально задумывались как диагностический инструмент, а не как инструмент оценивания, решают ставить. И учитывать.
Почему? Причин несколько.
Во-первых, администрация школы заинтересована в хороших показателях. Это как в спорте — если объявляется чемпионат, то, конечно, каждая команда хочет выиграть. А результаты ВПР могут напрямую влиять на рейтинг школы.
Во-вторых, для школы это тоже своеобразный экзамен. Представьте: если большинство учеников напишут ВПР на двойки, то вопросы будут не к детям, а к учителям и директору. «Почему у вас такой низкий уровень? Что за методики преподавания вы используете?».
В-третьих, так проще мотивировать учеников готовиться и писать эти работы всерьёз. Скажите честно: много ли детей будут стараться, если знают, что работа «просто для галочки»?
Но есть ещё одна причина, о которой редко говорят. В некоторых школах просто не хватает контрольных точек для объективного оценивания. Особенно в конце года, когда нужно выставлять итоговые оценки. И тут ВПР приходит очень кстати — дополнительная оценка, которая к тому же имеет «официальный» статус.
Так что, когда учитель говорит «ВПР — это не страшно, но оценка пойдёт в журнал», стоит понимать: эта оценка может стать решающей для итога года.
Но вернемся к нашему герою. Дима, который обычно получает по биологии твёрдые тройки (а в прошлой четверти даже четвёрку за хороший доклад), старательно склоняется над работой. Он уверенно отвечает на первые вопросы, но дальше начинаются задания по темам, которые они только-только начали проходить. В последнем блоке и вовсе попадаются вопросы, ответы на которые они, кажется, ещё не изучали. Время заканчивается, звенит звонок, все сдают работы.
Через неделю учительница биологии входит в класс с проверенными работами. В электронном журнале появляется оценка "2" напротив его фамилии.
Реакция родителей
Вечером мама Димы открывает электронный журнал и видит эту двойку. Сначала не понимает, ведь сын не говорил о контрольной. Потом вспоминает — ах да, это же та самая ВПР, о которой говорили на собрании. Та, которая «не страшно» и «просто проверочная работа».
— Дима, — зовёт она сына, — ты знаешь, что у тебя двойка по биологии?
— За ВПР? — спрашивает тот. — Да, нам сегодня объявили.
— И ты молчишь? Почему ты не подготовился нормально?
— Я готовился! — возражает мальчик. — Но там были вопросы по темам, которые мы ещё толком не прошли. И учительница говорила, что это просто проверка, не страшно...
Мама вздыхает. Она вспоминает слова учительницы на собрании. Действительно, там было что-то про «не переживайте», и она, занятая на работе, решила, что это не требует особого внимания. Не помогала с подготовкой, не контролировала — ведь «просто ВПР".
На следующий день мама Димы идёт в школу. Она немного взволнована, но настроена на конструктивный разговор. В конце концов, должно быть какое-то решение.
— Вы же говорили на собрании, что не нужно специально готовиться, что это просто проверочная работа, не нужно переживать, — говорит она учителю.
— Да, это проверочная работа. Но это официальная работа, — отвечает та. — Мы не можем не учитывать результаты. В школе принято решение ставить оценки за ВПР в журнал. И да, они влияют на итоговую.
— Но почему вы не предупредили? Мы бы помогли, проконтролировали подготовку...
— Я говорила на собрании, что оценки будут в журнале, — пожимает плечами учитель. — Если бы вы задали вопрос тогда, я бы объяснила подробнее.
Мама выходит из школы в растерянности. Она действительно слышала эти слова на собрании, но как-то мимоходом, после фразы «не нужно переживать». И вот теперь эта двойка может серьёзно повлиять на итоговую оценку сына за год.
В родительском чате WhatsApp уже начинается обсуждение. Оказывается, не только Дима получил плохую оценку. Ещё несколько ребят написали работу на двойки и тройки, хотя обычно учатся лучше.
«Как это вообще возможно? — пишет одна из мам. — Они же должны проверять то, что дети уже изучили!»
«А мне сказали, что пересдать нельзя,» — отвечает другая.
«Мой сын сидел над учебником два дня, а всё равно не справился. Вопросы были совсем не из того, что они проходили,» — жалуется третья.
И тут мама Димы понимает: они все попались в одну и ту же ловушку. Поверили, что «не страшно» означает «не важно».
Что теперь?
Ребенок, обычно имеющий по биологии твёрдую тройку, а в третьей четверти даже четвёрку, теперь оказался в сложной ситуации. Двойка за ВПР — оценка, которая точно будет учитываться при выведении итоговой.
В школе, как и во многих других школах, действует негласное правило: итоговая оценка не может быть выше самой низкой четвертной или годовой контрольной работы более чем на один балл. То есть, имея двойку за ВПР, Дима в лучшем случае может рассчитывать на тройку за год. А если учесть его не самые блестящие оценки в первом полугодии, то даже тройка под вопросом.
— Можно как-то исправить? — спрашивает мама у учителя.
— ВПР нельзя пересдать, — разводит руками та. — Это федеральная работа, не мои правила.
— А дополнительное задание? Доклад? Проект?
— Можно попробовать, — неуверенно отвечает учительница. — Но я не обещаю, что это сильно повлияет на итоговую.
Вечером в родительском чате кипят страсти. Кто-то предлагает писать коллективную жалобу, кто-то призывает смириться. Одна из мам, работающая юристом, даже находит какие-то положения о том, что ВПР — это диагностический инструмент, а не метод контроля.
Но, казалось бы, разумная дискуссия постепенно превращается в обычную родительскую истерику, и в чате повисает тишина. А потом кто-то пишет ставшую уже привычной фразу: «Ну и зачем всё это было?».
В самом деле, зачем? Зачем нужны ВПР, если они превращаются из инструмента диагностики в ещё один стресс для детей и родителей? Зачем говорить «не переживайте», если на самом деле есть о чём переживать?
Нет, у этой истории нет какого-то однозначного финала или универсального рецепта решения. Скорее всего, Дмитрий получит за год тройку.
В других школах всё может быть по-другому. Кто-то действительно не переживает из-за низких оценок за ВПР — ни ученики, ни родители, ни учителя. А кто-то, наоборот, теперь не доверяет ни словам, ни правилам.
Что можно посоветовать родителям, чьи дети столкнутся с ВПР в будущем?
1. Всегда уточняйте у учителя, как именно оценка за ВПР повлияет на итоговую. Не довольствуйтесь общими фразами.
2. Помогите ребёнку подготовиться, даже если говорят, что «это просто проверка». В конце концов, хорошая оценка ещё никому не навредила.
3. Перед ВПР посмотрите демоверсии заданий на официальном сайте ФИОКО — так вы поймёте формат работы и сможете лучше подготовить ребёнка.
4. Если уже получена плохая оценка — не паникуйте. Обсудите с учителем возможности для её компенсации дополнительными заданиями.
5. И самое главное — объясните ребёнку, что любая оценка, даже самая плохая, не определяет его как человека и не перечёркивает все его достижения.
Пишите в комментариях, сталкивались ли вы с подобными ситуациями при проведении ВПР, и как вы решали эту проблему.